Оцените материал

Просмотров: 10075

«Сыщик» с Майклом Кейном и Джудом Лоу

Виктория Никифорова · 21/04/2008
Два знаменитых актера, выдающийся драматург и один из лучших режиссеров Британии сошлись вместе, чтобы сделать фильм «Сыщик». Вышло не очень. В том, почему высокохудожественные кинопродукты производства Кеннета Брана всегда отдают нафталином, разбиралась Виктория Никифорова
И прекрасен он некстати, и умен он невпопад. Про «Сыщика» невозможно сказать ни одного дурного слова. Хит Энтони Шеффера выпуска 1972 года подновлен живым классиком Гарольдом Пинтером, причем классик не халтурил: герои с маниакальной одержимостью играют словами, а под каждой репризой скрывается многослойный подтекст. Майкл Кейн и Джуд Лоу в главных ролях вытворяют головокружительные трюки, ни на минуту не давая нам забыть: это мы, Майкл Кейн и Джуд Лоу, поддаем жару на экране, забудьте про наших героев, смотрите только на нас. Смотрим. Глаз и впрямь нельзя отвести. Режиссер Кеннет Брана, в отличие от своего предшественника Джозефа Манкевича, постановщика «Сыщика-1», относится к своему делу предельно серьезно. Ни на что не претендующий детектив с лихо закрученным сюжетом он пытается превратить в экзистенциальную драму с отчетливым гомосексуальным подтекстом. И все это ему удается — и экзистенциализм, и гомосексуализм, и какие угодно «-измы».

Еще Кеннет Брана со вкусом умеет тратить деньги. Батальные сцены («Генрих V»), бальные сцены («Гамлет») — все это было сработано на совесть и запоминалось навсегда. От «Сыщика» останется в памяти умопомрачительное строение, в котором живет герой Кейна и где, собственно, и происходит все действие. Это не в меру умный дом, нашпигованный ультрасовременной техникой — камерами слежения, датчиками, засекающими движение, микрофонами, кондиционерами, Билл Гейтс знает, чем еще. Окна здесь открываются, двери закрываются, стены разъезжаются по щелчку пульта дистанционного управления. В таких стеклянных хай-тековских домах впору жить доктору Зло. Камеры слежения особенно назойливо появляются в кадре, символизируя тоталитарный контроль. Британия действительно лидирует в мире по числу камер наблюдения на душу населения. Актуальная, правильная метафора. Не придерешься.

К сюжету тоже претензий нет — к пожилому писателю-богатею приходит в гости молодой любовник его жены и затевает с ним словесную дуэль, которая перерастает в череду небезопасных practical jokes, а заканчивается кровопролитием. Секреты и обманы, тайны и интриги, повороты истории, крутые, как горный серпантин, — все это было бы увлекательно, если бы не было так скучно.

Проблема интеллигентного режиссера и отличного актера Кеннета Брана в том, что он ничего не понимает в кино. Он дока по театральной части, а вот материя кинематографа ему не дается. Что бы он ни ставил, у него выходит телеспектакль по заказу BBC — высококалорийное, хорошо усвояемое, полезное для мозга и безнадежно занудное действо. Впрочем, если забыть, что «Сыщик» — это фильм, им вполне можно насладиться. Просто разложите все по полочкам: губы Джуда Лоу, слезящиеся глаза Майкла Кейна, реплики Гарольда Пинтера, камеры слежения — и получайте удовольствие.



5 самых неудачных ремейков последних лет

Планета обезьян. 1968/2001. Проблемы — пафос и финал. Фильм Чарльза Хестона был простодушен, весел и глуповат. Его главным достоинством был неожиданный финал. Ремейк Тима Бертона оказался слишком серьезным, а его развязка — предсказуемой.

Альфи. 1966/2004. Проблема — старомодность. Майкл Кейн, незабываемо сыгравший первого Альфи, предположил, что в наше время его героя должна была бы играть женщина. Но его сыграл Джуд Лоу, и выяснилось, что проблемы сексуальной революции за 30 лет утратили всякую актуальность.

Розовая пантера. 1963/2006. Проблема — безвкусица. Романтическая комедия Блейка Эдвардса с незабвенным Питером Селларсом в роли инспектора Клюзо выродилась в череду несмешных гэгов и дурацких реприз. Худшая роль Стива Мартина — неплохого, в принципе, комика.

Плетеный человек. 1974/2006. Проблема — Николас Кейдж. Фильм 1974 года был признан самым страшным британским ужастиком всех времен. Спустя тридцать лет приключения Кейджа на острове женщин вызывают здоровый смех кинозала.

Психо. 1960/1998. Проблема — Борхеса надо меньше читать. Гас Ван Сент решил повторить подвиг Пьера Менара и переснять хичкоковский шедевр кадр за кадром, ни на йоту не отступая от оригинала. Оказалось, что в кино рецепт Борхеса не работает: саспенс куда-то исчез, а Винс Вон в роли маньяка выглядит просто глупо.

Джуд Лоу — Майкл Кейн: кто кого?

График «пульс блогосферы»

 

 

 

 

 

Все новости ›