Месхиев сообщил, что временно приостанавливает свою деятельность в качестве кинорежиссера. Пока в этом, пожалуй, его самый важный вклад в российскую культуру.

Оцените материал

Просмотров: 12867

Фонтан тревоги нашей

Иван Чувиляев · 09/02/2012
ИВАН ЧУВИЛЯЕВ об особенностях питерской культурной политики при Дмитрии Месхиеве и о том, что происходит сейчас с «Родиной» и «Ленфильмом»

Имена:  Василий Кичеджи · Дмитрий Месхиев

©  Олег Бородин

Фонтан тревоги нашей
Если посмотреть в Википедии статью про какой угодно российский город, как правило, там будут упомянуты фонтаны. Светящиеся, переливающиеся, держащие на струях воды камни, танцующие под «Танец маленьких лебедей» в дискообработке. Эти самые фонтаны вполне можно понимать как символ провинциальной культурной политики — они входят в ее обязательную программу наравне с краеведческим музеем и областной филармонией.

Лет пять назад такой примерно фонтан нарисовался в вовсе не провинциальном Петербурге — причем на стрелке Васильевского острова, строго напротив Эрмитажа. На покосившихся фонарных столбах висели репродукторы, из них неслись симфонические стандарты, а откуда-то из глубин Невы вроде как в ритм подпрыгивали струи, подсвеченные розовеньким и зелененьким. Тогда многие острили по поводу того, что это, мол, эстетический манифест губернатора Матвиенко: переливается, поет, похоже на привезенный бабушкой из Слънчева Бряга ночник в серванте.

Чем-то подобным отчасти и была петербургская культура тихой и сонной эпохи Матвиенко. Нехитрая бижутерия с претензией. Тихая жизнь провинции в оставшихся от зажиточных предков декорациях, эпоха малых дел. Изредка, правда, как столичный гость, в нее врывались большие фестивали и праздники, которые организовывал Центр фестивалей и праздников под руководством Марины Фокиной и патронажем вице-губернатора Аллы Маниловой. Но эти праздники — и в их числе славный Санкт-Петербургский кинофорум — были в городском бюджете, что называется, на особом счету. Уровень проведения и организации этих мероприятий был вполне себе столичным, но и вся слава и бонусы от их проведения отходили не комитету по культуре, а Фокиной и Маниловой.

А комитету оставалась спокойная работа с культурным пространством — премии, поддержка талантов, небольшие, но симпатичные фестивали вроде «Послания к человеку». Главной задачей было — раздать всем сестрам по серьгам. Соответственно, поэтому и главой комитета последние три года был Антон Губанков, чиновник с телевизионным прошлым, очень представительный, но с умеренными амбициями, а главное, фигура компромиссная для довольно причудливого ландшафта петербургской культуры. Ведь Петербург в этом смысле — город особый. Взять, например, кино. Это теперь Сокуров и Герман везде поддерживают друг друга, благодаря чему им в течение уже нескольких лет удается отбивать вражеские атаки на киностудию «Ленфильм». А еще не так давно, в связи с идеей проведения в Петербурге фестиваля «Золотой ангел» на Дворцовой площади, гении не просто не разговаривали друг с другом, но и открыто переругивались. Стоит ли говорить, что с третьим столпом петербургской кинокультуры — студией «СТВ» и лично Сергеем Сельяновым и Алексеем Балабановым — оба мэтра уже много лет не здороваются. И причиной тому отнюдь не какая-нибудь собственность СК или близость к власти, как это происходит у кинематографистов в Москве, — дело в этическом неприятии Александром Николаевичем и Алексеем Юрьевичем фильмов «Брат» и «Брат-2». В общем, термин «ЧПХ» («чисто питерская хуйня»), как видно, придуман не на пустом месте. Так вот, Губанков и Манилова как-то управлялись со всеми творцами — недовольных тоже, конечно, хватало, но и им распределяли какие-то средства, по миру не пускали.

Последние годы параллельно с разными городскими сюжетами в городе развивался один федеральный — это конфликт вокруг киностудии «Ленфильм». Пересказывать все его перипетии — дело неблагодарное, там черт ногу сломит. В сухом остатке: АФК «Система», компания Владимира Евтушенкова, которая владеет студией RWS, пыталась образовать государственно-частное партнерство с «Ленфильмом». Была ли со стороны «Системы» попытка рейдерского захвата киностудии или это фантазии больших художников, которые с 2008 года пытаются этому объединению помешать, теперь не разберешься. Говорят, люди с RWS приносили бизнес-планы, по которым все производство на «Ленфильме» должно было быть прекращено и вынесено за черту города (и так совпало, что RWS строит за городом вторую студию), а на территории в центре Санкт-Петербурга, которую занимает «Ленфильм», должны были разместиться гостиница (разумеется, для приезжающих на съемки кинематографистов) и прочие выгодные инфраструктурные строения. Но так ли это в действительности — достоверно не известно. А вот кто публично заявлял о том, что объединение RWS и «Ленфильма» — дело решенное, так это кинорежиссер Дмитрий Месхиев, который возглавлял до недавнего времени RWS.

А теперь только представьте, каково было удивление Сокурова, Германа и других защитников «Ленфильма», когда новая власть Петербурга поставила их главного идеологического противника на место председателя комитета по культуре. Александр Николаевич посоветовал г-ну Месхиеву отказаться от поста, а Алексей Юрьевич так и вообще заявил в разговоре с новым вице-губернатором Василием Кичеджи, что в связи с таким мудрым кадровым решением соберет вещи и уедет из города.

Действительно, сложно было найти более неудобную для как минимум половины петербургского культурного сообщества фигуру (конкуренцию Месхиеву мог составить только г-н Кехман, который после отставки Губанкова был претендентом номер один в списке кандидатов на пост руководителя комитета по культуре). Что же касается киносообщества, то Месхиева давно прозвали «карликовым Михалковым» — и потому, что он занимает пост председателя питерского СК, и потому, что в ситуации со злополучным съездом СК, где вместо Михалкова председателем был выбран Марлен Хуциев, он сыграл роль Иуды (простите за пафос, но это вовсе не метафора — как еще можно назвать предательство учителя?). Хуциев тогда согласился возглавить СК, только если реальную работу будет делать его верный и талантливый ученик Дима Месхиев. Поначалу вроде бы так и было, однако, видимо, в запасе главного оппонента этого съезда Никиты Сергеевича Михалкова оказалось уж слишком много печенья — на альтернативном съезде в Гостином Дворе Месхиев уже сидел рядом с Никитой Сергеевичем.

Заняв пост председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга, г-н Месхиев первым делом сообщил о том, что временно приостанавливает свою деятельность в качестве кинорежиссера. И если быть до конца честными, то пока в этом, пожалуй, его самый важный вклад в российскую культуру. Остальные действия Месхиева, увы, никак нельзя назвать ни разумными, ни добрыми, ни, надеемся, вечными. Чего стоит только увольнение директора кинотеатра «Родина» Анастасии Караваевой. Логика этого кадрового маневра уж слишком понятна. Месхиев — председатель городского отделения Союза кинематографистов. Ему, Союзу, принадлежит Дом кино, с которым делит здание «Родина». А та, в свою очередь, находится в собственности города. Месхиев уже делал публичные заявления в 2008 году о том, что объединит эти два кинотеатра в один (к счастью, преждевременные: прежнее руководство «Родину» Союзу кинематографистов не отдало). Ну, а теперь председатель СК стал и председателем комитета по культуре. Дальше все ясно: примерно по этой же схеме был когда-то закрыт и московский Музей кино.

Объяснения, данные Месхиевым на первой пресс-конференции (лучше печь один пирог, чем много разных, лучше пусть будет большой фестивальный центр, чем два кинотеатра, о которых никто и не слышал никогда), ничего особенно не прояснили и только подтвердили, что это просто такое расширение Дома кино с применением административного ресурса, не более. Ровно то же происходило в Москве или в Нижнем Новгороде, где закрыли кинотеатр «Рекорд». Но ближе всего к истории с «Родиной» тоже относительно недавняя эпопея с саратовским Домом кино, в котором ровно так же сменилось руководство. Только в Саратове все было еще более показательно: зал принадлежал местной студии кинохроники, государственному предприятию, которое не получало от государства заказов и, чтобы провести ремонт, было вынуждено продать принадлежащие ему площади — а в результате стало банкротом. Руководство кинотеатра сменили, а новый директор попросту перестал проводить в нем кинопоказы. Примерно то же самое вполне может произойти с «Родиной».

Чтобы понять, какие у Месхиева планы по части кинотеатрального проката вообще, стоит обратить внимание на его идею с раздачей всем влюбленным копеечных билетов в кинотеатры на 14 февраля. Естественно, киносети в этом проекте участвовать отказались. В итоге пришлось ограничиться муниципальными кинотеатрами. Если что, к ним кроме «Родины» и вполне почтенной «Авроры» относятся кинотеатры вроде «Урана» на Удельной, где торгуют таможенным конфискатом, а тетенька-администратор предлагает случайным посетителям приходить со своими дисками и смотреть в зале все, что заблагорассудится. А в качестве финального аккорда благостной акции чиновники анекдотично откорректировали репертуар, заменив фильмы, «имеющие возрастные ограничения и демонстрирующие сцены насилия», на другие — более соответствующие духу Дня влюбленных. Вместо заявленных ранее фильмов «Опасный метод», «Фауст» и «Кожа, в которой я живу» можно будет увидеть вечную историю любви «Джейн Эйр», сборник романтических новелл «Любовь. Инструкция по применению» и знаменитую документальную драму «Океаны».

Но главным делом Месхиева, конечно, должен был стать Кинофорум — прежней его команды уже нет, а что-то делать с этим большим и переливающимся объектом таки надо. Уже в день назначения Месхиева на пост председателя комитета по культуре появились сообщения, будто бы в Смольный наведывался сам Марко Мюллер, в это время совершенно случайно оказавшийся в Петербурге, и с ним якобы говорили о трудоустройстве. В итоге будущий фестиваль планируют слепить из того, что есть, — а есть в Петербурге фестивали «Послание к человеку», «Виват, кино России!» и рынок «Киноэкспо». Вникать в подробности этих планов совершенно не хочется: очевидно, что все это — шумные, отвлекающие маневры. Все, кто понял субординацию, быстро перестроились и заняли очередь в другое окошко. Директора театров отправились к вице-губернатору Кичеджи жаловаться на недостаток средств, а сам он благополучно вошел в состав совета директоров «Ленфильма».

Что будет с культурой в Петербурге в ближайшее время — в общем, понятно. Однако в воздухе повис главный вопрос — о судьбе старейшей в стране киностудии. Кажется, городские власти ответили на него новым уникальным назначением. Теперь дело за федеральными. А кинематографистам, похоже, действительно придется либо прогибаться, либо переезжать. Возможности идти третьим путем, с которой всегда ассоциировался город Ленинград (здесь снимала даже опальная Кира Муратова), кажется, не осталось. Ну не бросаться же в фонтан.


По просьбе OPENSPACE.RU ситуацию с кинотеатром «Родина» и студией «Ленфильм» прокомментировал Алексей Герман.

«Мне кажется, есть такая вещь, как репутация, как отношение к человеку в городе, уважение к нему. Так что история с увольнением директора кинотеатра «Родина», попытки объединения с «Ленфильмом» — это всё... Скажу короткую историю.

Власть назначает Кичеджи, который, как вы знаете, возглавлял Челябинский тракторный завод, а потом при Лужкове заведовал транспортом (и все мы знаем, что в Москве не все было благополучно с прозрачностью), ответственным за культуру в Петербурге. И одновременно назначается на должность председателя комитета по культуре человек, которого, в общем, уважали несколько лет назад. Это человек, пытавшийся объединить «Ленфильм» с компанией «RWS Петербург» под лозунгом, что это объединение спасет «Ленфильм», а на самом деле это была попытка поглощения, чтобы покрыть те риски и те финансовые потери, которые понесла АФК «Система». Все время говорилось о том, какая это прекрасно функционирующая студия (RWS). На самом же деле на студии остановлено огромное количество проектов, фактически она заморожена, и вообще речь идет о том, что, возможно, часть активов АФК будет продана. Соответственно, как я говорил, попытка объединения — это была попытка за счет продажи земли вернуть потраченные деньги нерентабельной компании.

Собственно говоря, что делает политика города?

Политика города — сознательный курс на распродажу культурных объектов. Не на поддержание культуры, а на ее продажу. И я отношусь к этому исключительно как к бизнес-проектам городской администрации. Мало того, я лично видел документ городской администрации, в котором речь идет о распродаже части земли «Ленфильма». Поэтому все, что говорилось о том, что городские власти будут помогать студии, — это не совсем правда. Они просто ее раздербанят под благовидными лозунгами.

Поэтому абсолютно неудивительно, что с такой политикой на выборах в Петербурге у действующей власти был очень низкий результат. Потому что не может человек, который при Лужкове занимался транспортом, заниматься культурой Петербурга. Мало того, я реально знаю, что сейчас комитет по культуре Петербурга готовится к тому, чтобы наказать всех тех, кто выступает против грабительской приватизации «Ленфильма». Очень надеюсь, что администрация города одумается, иначе резонанс будет не только на федеральном, но и уже на очень серьезном международном уровне. Петербургскую культуру знают и уважают и в Китае, и в Германии, да и во всем мире».

Записала Александра Добрянская

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • atasspb· 2012-02-09 20:45:59
    а в это время бывшую территорию филиала Ленфильма в Сосновой поляне (когда и кто успел продать?) уже начали застраивать жильём:

    "В настоящий момент идет разработка градостроительной документации по бывшей территории киностудии «Ленфильм» в целях комплексного жилищного строительства, сообщил «АСН-инфо» первый замглавы Красносельского района Сергей Иванов.
    «Речь идет о квартале 3-6, ограниченном ул. Тамбасова, ул. Пограничника Гарькавого, Новобелицкой ул., пр. Ветеранов», — пояснил господин Иванов."
  • ot_kristiny· 2012-02-09 22:30:35
    пиздец и ужас. почему эти хмыри кучкуются в петербурге
  • bezumnypiero· 2012-02-09 22:41:23
    на бывшей территории филиала Ленфильма в Сосновой Поляне уже больше 10 лет склады с пивом и продуктами глубокой заморозки, г-жа Караваева из кинотеатра Родина предыдущего куратора программ выперла примерно таким же способом, про Центр фестивалей и праздников тоже можно найти массу интересной информации...
  • Anton Sazonov· 2012-02-10 00:42:28
    Предыдущий (до Караваевой) куратор программ в Родине был пиратом и маразматиком
  • kirkegard· 2012-02-13 17:39:12
    Зачем оскорблять "маразматиком" достойного человека?
Все новости ›