Фильм О’Рейли передает мироощущение современного человека, который вышел далеко за пределы отчаяния и с комфортом там обживается.

Оцените материал

Просмотров: 28864

Future Shorts: зима

Мария Кувшинова · 16/11/2011
Шесть коротких фестивальных хитов – в том числе Остлунд, О’Рейли и русские подводники-некрофилы

Имена:  Дэвид О’Рейли · Рубен Остлунд

Future Shorts: зима
17 ноября в московских кинотеатрах «35 мм» и «Горизонт» стартует зимняя программа Future Shorts — шесть фестивальных короткометражных хитов, которые потом отправятся в путешествие по России.


«Внешний мир». Режиссер Дэвид О’Рейли

Трейлер «Внешнего мира»


Фильм О’Рейли, год назад показанный в венецианских «Горизонтах» и совершивший затем триумфальное турне по мировым фестивалям, меньше всего похож на анимацию — не только в привычном, но и в самом продвинутом смысле. Это нагромождение плоскостей и парад уродцев, как будто нарисованных на компьютерах из ранних 1980-х — яростная сатира на постпостмодернистский мир, из которого бесследно исчезли представления о границах и нормах. В фильме несколько сквозных сюжетов, основной — про мальчика, который бесконечно разучивает музыкальную пьесу (официальный синопсис: «Мальчик учится играть на пианино»); в финале все обитатели вселенной соберутся на его концерт. Со скоростью игровой приставки О’Рейли бомбардирует зрителя метафорами, каждая из которых разгадывается как более или менее сложный ребус (Христос с пробитой головой едет по воде на инвалидной коляске; покемоны во время секса выясняют, сколько им лет и нет ли в их действиях педофилии). Предельное искажение тут становится предельной правдой. Фильм О’Рейли передает мироощущение современного человека, который вышел далеко за пределы отчаяния и с комфортом там обживается. В ванной, наполненной кровью бездыханного самоубийцы, кто-то бодрый и ненаблюдательный обязательно примет душ — и зритель узнает себя в обоих (подробнее о Дэвиде О’Рейли — здесь).


«Происшествие перед банком». Режиссер Рубен Остлунд

Фрагмент «Происшествия перед банком»


Режиссер из Гетеборга Рубен Остлунд — автор ядовитого арт-хита Play, впервые показанного в каннском «Двухнедельнике режиссеров» и получившего недавно приз фестиваля «2-in-1» (его игровой дебют, «Гитара-монголоид», попал в конкурс ММКФ, вторая картина, «Добровольно-принудительно», выходила в наш прокат). «Происшествие», короткий метр двухлетней давности, отчасти предвосхищает Play, в котором группа подростков не просто грабит, но изощренно издевается над своими ровесниками. И в полном метре, и в коротком Остлунд исследует поведение человека в городской среде. В один десятиминутный план уместилось неудачное ограбление банка и реакция на него прохожих — в диапазоне от равнодушия до любопытства. Остлунд воссоздает реальную ситуацию, свидетелем которой был сам, иронизируя над голливудским каноном в изображении ограблений. Но не только: двое случайных очевидцев, подглядывающих и снимающих происшествие на мобильный телефон, — не новая, но остроумная и емкая метафора вуайеристской природы кинематографа.


«Люминарис». Режиссер Хуан Пабло Зарамелла

Трейлер фильма «Люминарис»


Хуан Пабло Зарамелла — независимый аниматор из Буэнос-Айреса; отмеченный в Анесси на премии BAFTA «Люминарис» — сентиментальная антиутопия, сделанная в технике пиксиляции (живых актеров снимают в неподвижных позах, а анимируют уже потом, как кукол). Действие происходит в мире, где количество света строго лимитировано. На специальных фабриках мужчины глотают стеклянные шарики и выплевывают лампочки, которые взглядом зажигают женщины. Главный герой фильма — несун-идеалист, мечтающий выдуть из украденных шариков гигантскую лампочку-солнце. В роли его напарницы — актриса Мария Элч, некогда сыгравшая девочку-подростка из католической школы в «Святой девушке» Лукреции Мартель.


«Бог любви». Режиссер Люк Матени

Трейлер фильма «Бог любви»


Черно-белый, приджазованный, инфантильный, трогательный, подразумевающий «новую волну» и Кассаветиса, фильм Люка Матени получил в этом году игровой короткометражный «Оскар». Джазовый певец (в исполнении самого Матени), сопровождающий свои клубные выступления ловкой игрой в дартс, получает от неизвестных набор волшебных дротиков и превращается в Амура, бога любви. В романтических вопросах он может помочь любому — кроме самого себя.


«Глубже, чем вчера». Режиссер Ариэль Клейман

Трейлер фильма «Глубже, чем вчера»


Ари Клейман, родители которого когда-то эмигрировали из СССР в Австралию, получил за этот фильм приз жюри на «Санденсе» и в каннской «Неделе критики». Экипаж русской подводной лодки, три месяца не видавший земли, потихоньку расчеловечивается в морской глубине. Диалоги моряков для русского уха звучат диковато и неестественно — естественным, напротив, кажется встающая над водой тень Тарковского: когда на борту оказывается труп девушки в золотистом платье, неизбежно вспоминаешь о «Солярисе» («Ваше величество, женщина», — на блатной манер и зловеще напевает капитан). В составе экипажа, разумеется, есть один, не теряющий человеческого облика, но завтра и он окажется глубже, чем вчера.


«Олень Иглман». Режиссер Мики Плиз

Трейлер фильма «Олень Иглман»


Британский аниматор Мики Плиз из поролона и бумаги создал удивительный бело-белый фильм, почти без черного и оттенков серого — историю жизни одного человека, который склонен к систематизации всего, но никак не может систематизировать ускоряющееся время жизни.​

 

 

 

 

 

Все новости ›