Все четверо (в большей или меньшей степени) вовлечены в круговую поруку взаимного анализа – в муках этого притяжения и отторжения рождаются их теории.

Оцените материал

Просмотров: 36293

Венеция-2011: режиссеры Мадонна и Клуни, Полански и Кроненберг

Мария Кувшинова · 02/09/2011
В конкурсе показали три сильных фильма, вне конкурса появился чемпион среди лузеров

Имена:  Джордж Клуни · Дэвид Кроненберг · Мадонна · Роман Полански

©  68th Venice Film Festival

Кадр из фильма «Опасный метод»

Кадр из фильма «Опасный метод»

Режиссер Джордж Клуни («Признания опасного человека», «Доброй ночи и удачи») известен своим интересом к политике и программным идеализмом. Его новая работа, показанные на открытии Венецианского фестиваля «Мартовские иды», начинается как драма про торжество демократической процедуры: герой Райана Гослинга работает в избирательном штабе кандидата, которому безоговорочно верит (сам Клуни). Идут праймериз Демократической партии, но все понимают: победитель станет президентом. Кандидат в своих публичных выступлениях предстает обаятельным модернизатором, противником внешних войн и даже немножко агностиком. Поначалу борьба происходит чинно и скучно, но все происходящее с первых минут оттеняет легкая ирония; так, режиссер сталкивает в кадре руководителей конкурирующих штабов, сыгранных двумя главными звездами американского независимого кино Филиппом Сеймуром Хоффманом и Полом Джаматти. Чуть позже всплывают неприятные подробности, и «Мартовские иды» становятся романом слишком быстрого и неприятного взросления.

©  68th Venice Film Festival

Кадр из фильма «Мартовские иды»

Кадр из фильма «Мартовские иды»

Молодой герой едва не разбивается, как об стенку, об электоральные построения старших коллег-политиканов, и на мгновение кажется, что амбициям никогда не взять верх над опытом. Потом становится понятно, что выбраковка происходит именно так, и у того, кто хочет удержаться, есть только два пути — делать все честно или делать все внаглую. Картина превращается в политический триллер, иногда даже с элементами нуара (Гослинг, с его исподволь сквозящим безумием, вообще идеальный герой нуара) — остроумный и все равно не лишенный идеализма: политика делается людьми, а люди неизбежно совершают ошибки (сам Клуни грешит лобовыми визуальными метафорами, как, например, скорбный силуэт героя на фоне перевернутого американского флага).

©  68th Venice Film Festival

Кадр из фильма W.E.

Кадр из фильма W.E.

Еще один звездный режиссер в программе (к счастью — внеконкурсной) — Мадонна, автор картины W.E. Название — аббревиатура имен Уоллес Симпсон и принца Эдварда, самых скандальных любовников европейской истории (ради разведенной американки наследник британской короны отрекся от престола). Фильм Мадонны выглядит полемикой с недавним оскаровским хитом «Король говорит!», в котором Эдвард и Уоллес были представлены злодеями на фоне героических усилий Георга по преодолению заикания. В W.E. режиссер уверенно берет сторону возлюбленных; история реальной Уоллес рифмуется с историей Уоллес вымышленной — бывшей работницы Sotbey’s, которая одержима знаменитой тезкой и маниакально посещает предаукционную выставку ее вещей. В целом этот фильм — антология пошлостей (эротическая сцена на разбросанных по постели розах, но в нижнем белье; аристократы 1930-х, танцующие под современную музыку — не очень удачная находка, раздражавшая еще в «Марии-Антуанетте» Софии Копполы). Картина наверняка понравится зрителю: как и «Король говорит!», работа Мадонны эксплуатирует плебейский интерес к частной жизни королевских особ, наглядно демонстрируя, как у романтических особ из низов формируется идентификация с верхушкой социальной пирамиды. Забавно, что W.E. немного похож на «Холостяка», дебютный фильм дизайнера Тома Форда (только гораздо хуже) — два года назад именно за эту картину получил венецианский приз Колин Ферт, будущий заикающийся король.

©  68th Venice Film Festival

Кадр из фильма «Резня»

Кадр из фильма «Резня»

Другой конкурсный фильм — «Резня» Романа Полански, основанная на известной в мире пьесе Ясмины Реза, оказалась эксцентрической комедией и предсказуемым бенефисом четырех актеров: Джоди Фостер, Джона Си Рейли, Кейт Уинслет и Кристофа Вальца. Действие картины происходит в замкнутом помещении, но за окнами — очевидный Нью-Йорк, доступ в который для осужденного Полански уже много лет невозможен. Возле Бруклинского моста один мальчик бьет палкой другого — их родители встречаются, чтобы обсудить причины, поврежденный зуб и различные аспекты примирения. Встреча затягивается, в ходе полемики участники начинают выдавать друг другу семейные секреты. Главный комедийный эффект производят едва уловимые социальные различия: родители жертвы — средний класс, обыватели с выдуманными интеллектуальными претензиями, родители обидчика — аппер-мидлы, самоуверенные трудоголики и прагматики; каждая из семей несчастна по-своему. Ближе к концу все четверо напиваются, и у актеров появляется еще больше оправданий для эксцентрики; каждый отыгрывает свою клоунаду на пределе возможностей (возможности Кристофа Вальца значительно превосходят возможности партнеров). В целом «Резня» — это скорее комично, чем смешно, хотя здесь несколько по-настоящему ударных гэгов.

©  68th Venice Film Festival

Кадр из фильма «Опасный метод»

Кадр из фильма «Опасный метод»

Еще одним актерским бенефисом в картине большого режиссера стал «Опасный метод» Дэвида Кроненберга, нарочито разговорный фильм про самую вербализированную человеческую активность — психоанализ. Фильм основан на двух произведениях о зарождении психоанализа (пьесе и романе). Майкл Фассбендер играет здесь Юнга, Кира Найтли — его пациентку, любовницу и будущую конкурентку Сабину Шпильрейн, Вигго Мортенсен — Фрейда, Венсан Кассель — рано сошедшего с дистанции Отто Гросса. Все четверо (в большей или меньшей степени) вовлечены в круговую поруку взаимного анализа — в муках этого притяжения и отторжения рождаются их теории. Наука, которую они создают, предельно субъективна. Эмоции довлеют над интеллектом: Фрейд завидует богатству Юнга, Гросс своим методом оправдывает собственную распущенность, Юнг тяготеет к мистицизму и боится собственных чувств, одаренность Шпильрейн одновременно тормозит и форсирует ее психическое расстройство. От Кроненберга всегда ждут физиологии, видимых телесных мутаций — в «Опасном методе» вся физиология и все мутации становятся речью — словами, которые иногда льются бесконечным потоком, иногда извлекаются через силу. Несколько человек сражаются с собой и друг другом, и над ними нависает свинцовый XX век, который они, по сути, и придумали в идиллических интерьерах, накануне затяжных европейских войн.​

КомментарииВсего:1

  • InterFilmWostok· 2011-09-07 14:03:10
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00
    ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
    :ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов

    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
    Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217

    1.
    ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
    POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
    КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
    Режиссер: Якоб Цимницки
    Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
    Оператор: Бенжамин Дернбехер
    Кастинг: Даниела Толкиен
    Композитор: Дирк Дрессельхаус
    Продюсеры: IШтеффи Аккерман
    Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
    В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
    Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
    фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
    Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
    Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
    ---

    2.
    В ТЕНИ
    IM SCHATTEN
    ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Томас Арслан
    Сценарий: Томас Арслан
    Оператор: Райнхольд Форшнайдер
    Монтаж: Беттина Бликведе
    Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
    Музыка: Гейр Йенсен
    Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
    Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
    В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
    Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
    Участие в фестивалях:
    Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
    ---

    3.
    ГРАНИЦА
    DIE GRENZE
    ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
    Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
    Оператор: Холли Финк
    Монтаж: Bernd Schlegel
    Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
    Музыка: Мартин Тодшаро
    Продюсер: Нико Хофманн
    Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
    В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
    Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?

    ИнтерФильмВосток представляет
    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
    Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
    Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!
Все новости ›