Оцените материал

Просмотров: 11072

Фестиваль в Венеции

Виктория Белопольская · 29/08/2008
«Все так Риальто, что даже Торчелло». Подсчет русских в Венеции и белая шляпа Брэда Питта

©  65th Venice International Film Festival

 Ксения Раппопорт

Ксения Раппопорт

Нет, все-таки Канн — это разумнее. В смысле как место проведения кинофестиваля «категории А». Местечко культурно захудаленькое, соблазн один — море, но в мае оно холодное, волей-неволей сосредоточишься на кино. В Венеции соблазнов больше. Или, как говорил приятель моей юности, когда мы попали на фестиваль немого кино в Порденоне и, естественно, бросились на один день в Венецию: «Все так Риальто, что даже Торчелло». Так что Венецианский фестиваль в этом смысле Канну проигрывает.

Вот, скажем, едете вы с целью размещения-аккредитации на катере, милостиво доставляющем гостей фестиваля из аэропорта Марко Поло на остров Лидо, где все основные фестивальные площадки. В расписании обозначены остановки — Мурано, Колонна, Сан-Марко... Маршрут проложен по мейнстриму культуры иудео-христианской, знаете ли, цивилизации... Удастся ли в данных обстоятельствах регулярно доходить до фестивальных показов, вопрос открытый.

И понимаешь директора Венеции (фестиваля, конечно) Марко Мюллера. Все он хочет изменить кинематографический ландшафт, новый курган насыпать, бессознательно конкурируя с Венецией-городом. Например, проводит уж четвертый год своего директорства, пытаясь утвердить моду на российское кино, и в результате в конкурсах тут как минимум две картины из России. Им щедро раздают премии, а раздав, ждут следующего фильма того же автора. В этом году страстно ждали новой ленты Ивана Вырыпаева (его «Эйфория» была награждена «Малым золотым львом» два года назад). И только крайний радикализм и неформат его фильма («Кислород» на самом деле рэп-альбом) Венецию отпугнул. А не был бы Вырыпаев гордым автором-экспериментатором, ходил бы теперь по Лидо, как я... Но речь не обо мне.

Теперь уже речь только о Ксении Раппопорт. Она, недосягаемо прекрасная, вела церемонию открытия и будет вести церемонию закрытия фестиваля. На итальянском! Говорит, выучила в процессе съемок у Торнаторе в «Незнакомке», со страха и с налета. Поэтому знание нетвердое, выветривается, если не поддерживать. Но вести церемонии больших фестов — недурная языковая практика. Произошло это, конечно, волей Марко Мюллера в его безграничной привязанности к нашему кино. Тем более что Раппопорт только у нас серьезная актриса трагической направленности, а в Италии — звезда, лауреат премии David di Donatello за «Незнакомку» Торнаторе и «лицо с обложки». Мне вот ее на обложку родного журнала Psychologies никак не инсталлировать... А в Италии она уже везде, на всех.

©  AP

 Брэд Питт

Брэд Питт


Правда, в процессе открытия все камеры были направлены не на Раппопорт, а на участников фильма открытия («Сжечь после прочтения» братьев Коэнов) — Джорджа Клуни с Брэдом Питтом. На пресс-конференции Клуни интересно и прочувствованно говорил о своих болезнях, намекая на возраст и смену амплуа — актера-душки на режиссера-интеллектуала. Для меня тема не новая. В позапрошлом году в Канне сама брала у него интервью для журнала Psychologies как «глянца» с интеллектуально-терапевтическим воздействием. Так вот, свернуть с темы, что он уже не мальчик, Клуни никак не мог уже тогда. А Брэд Питт, наоборот, — мачо. Предъявляет близнецов и прочих отпрысков, в ходе пресс-конференции так и не снял белую шляпу, колористическую рифму к костюму и ботинкам. Хотя мне казалось, что это тоже цивилизационный мейнстрим — заходя в помещение, мужчина должен снять шляпу (отсюда и сакраментальное «Шляпу сними» в «Кавказской пленнице»). А значит, бодрится, бравирует, мачизм на исходе.

Да, некоторых мужчин в расцвете, казалось бы, лет жалко. Например, жалко Бенно Фюрманна, почти гениального актера, трагика по своей воле и по призванию. Настоящий немец, релятивист и мизантроп... Но «Иерихов» (Jerichow), поставленный на него Кристианом Петцольдом, — мука для всех: и для героев, и для актеров, и для зрителей. А режиссера замучили журналисты — почти массовой неявкой на пресс-конференцию.

Мучения мало-помалу становятся трендом нынешней Венеции. Киаростами с «Ширин» — концепт еще тот. О нем — в будущем. Как и о новом фильме Кэтрин Бигелоу. Обещает стать бомбой.


Еще по теме:
Фестиваль в Венеции. 2
Фестиваль в Венеции. 3
Фестиваль в Венеции. 4

Ссылки

Все новости ›