Оцените материал

Просмотров: 2827

Канны-2008. Часть вторая

Катя Чен · 15/05/2008
Охотники за лишними билетиками вышли на тропу войны

©  AP

Канны-2008. Часть вторая
С первого же фестивального сеанса у дворца нарисовались охотники за лишними билетами. В Каннах, надо сказать, билеты как таковые не продаются, все входят если не по бейджам, то по приглашениям. Вот этих-то приглашений и вожделеют страждущие. И желание их не безнадежно. Вполне может случиться, что обладателя входного билета на вечерний показ не пустят — по причине отсутствия смокинга и бабочки! Так что забывшему о дресс-коде ничего не останется, как осчастливить билетом кого-то подобающе одетого из толпы. Поэтому после 18-00 главная каннская набережная представляет собой редкое зрелище. Представьте, что навстречу вам движутся сплошь нарядно одетые граждане, которым место никак не на уличном тротуаре, а в лимузинах. Невольно начинаешь думать, уж не со звездой какой нос к носу столкнулся... Но самые яркие и ажиотажные звезды тут пешком не ходят, и даже несколько метров от «Мажестика» до красной дорожки предпочитают проехать в официальном черном «членовозе», чтобы поклонники не растерзали.

Сегодня на Круазетт день мультяшек, и публику развлекают главные светские персонажи, принявшие участие в озвучке. На пресс-конференцию по «Кунг-фу Панде» лучше и не соваться, за полтора часа до начала зал уже переполнен. Еще бы, такой набор знаменитостей: Анджелина Джоли, Дастин Хоффман, Люси Лиу, Джек Блэк. Хоффман озвучил учителя боевых искусств, до смешного похожего на магистра Йоду, а Анджелина — Тигрицу, которая вопреки стереотипам практически не использует в драке когти, предпочитая метелить противников ногами, тьфу, то есть задними лапами.

Совершенно противоположный анимационный проект показывают в конкурсе. Герои «Вальса с Баширом» еще не вышли из тинейджерского возраста, но сражаются не по-детски. Израильтянин Ари Фолман сделал мультфильм про войну в Ливане начала 80-х. Живо всплыли в мозгу какие-то словосочетания, словно из школьных политинформаций: «израильская военщина», «Сабра и Шатила»... Была какая-то история с резней в лагерях палестинских беженцев, которых, как водится, спутали с террористами. Об этих лагерях — Сабре и Шатиле — и снял свой фильм Фолман. Заматеревшие, поседевшие израильские ветераны в фильме мучаются снами-кошмарами о времени армейской службы. Пытаются вспомнить, что там с ними было на самом деле. Память врет и мечется в ужасе: тут помню, тут не помню. Ну, бежали, ну, стреляли, потом на танке Бейрут брали... Жуткое, надо сказать, зрелище, даже в нарисованном варианте: приморский городок, пальмы, отели, но все изрешечено обстрелами, и улицы пусты, словно вымерли. Сам автор и его герои, которых он просит вспомнить что-то о трагедии в Сабре и Шатиле (их голоса мы слышим за кадром), явно чувствуют себя свободнее из-за того, что фильм не игровой, а мультипликационный. Как будто нарисованное убийство мирных жителей становится ненастоящим, придуманным. Но на самом деле эффект от «Вальса с Баширом» неизмеримо жестче, чем от любого реалистического кино на ту же тему. Зрители неуютно ерзают в креслах и вспоминают каждый свое. Я — российские танки, входившие в российский город Грозный под новый, 1995-й год. Американские коллеги — войну в Ираке, о которой наснимали уже столько душеспасительных фильмов, а вывода войск добиться так и не смогли. Журналисты с Ближнего Востока — свои беды. В том же Бейруте опять стрельба, на этот раз «Хезболла» воюет с правительственными войсками, а горожане сидят по домам, в том числе и ливанские кинорежиссеры — многие из них не смогли выехать с родины в Канны на премьеры своих лент в параллельных программах.

Словом, жюри не может не оценить злободневности израильской картины. Тем более что одна из судей — автор премированного здесь в прошлом году анимационного «Персеполиса» про исламскую революцию в Иране. Тема фильма значительно повышает шансы Ари Фолмана на награду, благо французская элита традиционно поддерживает палестинских беженцев. К тому же и видеоряд хорош, похоже, анимация дает режиссерам куда большую свободу — и политическую, и творческую, — чем игровое кино. Если только режиссеры не предпочитают кунг-фу.

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›