В общем и целом картина «Летит» — интересный пример абсолютной каши в головах создателей.

Оцените материал

Просмотров: 31824

«Кинотавр-2011»: «Или ты идешь на бессмертие, или ты быдло быдлячее»

Мария Кувшинова, Георгий Ковалев · 07/06/2011
Страницы:
    


МАРИЯ КУВШИНОВА

Организаторы «Кинотавра» не отказывают себе в удовольствии концептуального программирования: в первый день конкурсных показов встык встали две очень разные картины о разрушении советского, во второй — два дебюта, две вариации на тему ретро.

Фильм Олега Флянгольца «Безразличие» снимался двадцать лет, главную роль в нем играет молодой Федор Бондарчук. Его герой — студент Петя, который в свободное время вручную собирает автомобиль, чтобы катать на нем по Москве девушку — подружку гангстера Жужу Папанину. Это черно-белый оммаж «новой волне» (скорее даже в восточноевропейской версии, чем во французской), действие происходит в начале 1960-х, игровые эпизоды смонтированы с хроникой и анимационными вставками. «Безразличие» — любопытный эксперимент со временем: в начале десятых на наших глазах расконсервируется стилизация под шестидесятые, сделанная в начале девяностых. Сюжетная линия с псом Тузиком, сбежавшим из Центра подготовки космонавтов и благодаря особому ошейнику реагирующим на спецсигнал, — часть культуры постмодернистского стеба, пока еще не возведенного в абсолют.

©  Кинотавр 2011

Кадр из фильма «Безразличие»

Кадр из фильма «Безразличие»

«Летит» Сергея Швыдкого и Фуада Ибрагимбекова — разговорное кино про компанию телевизионщиков, увлеченных своими романами и отчасти работой; один из них вступает в конфронтацию с милиционером, героем Евгения Цыганова, который в этой роли деконструирует свой привычный экранный образ: суровый харизматик оказывается мстительным занудой. В основе сценария — вербатим, пьеса Ольги Мухиной, которая записывала монологи реальных людей, главным образом о любви. Однако же сугубый реализм исходного материала переживает в картине удивительную трансформацию: история стилизована под ретро, как если бы в советских шестидесятых существовали глянцевые ток-шоу, пакеты с экстази и техно (два главных героя еще и диджеи).

И если Флянгольц в начале 1990-х ностальгировал по призрачным шестидесятым европейского кино, то теперешние дебютанты черпают свое вдохновение в стилистике «Старых песен о главном». И это в своем роде один из итогов прошедших (с начала съемок «Безразличия») двадцати лет.

В общем и целом картина «Летит» — интересный пример абсолютной каши в головах создателей; смотреть это практически невозможно (одна коллега невозмутимо обронила: «Ну должен же на фестивале быть худший фильм»).

Подлинным героем «Кинотавра», однако, в эти дни стали не худшие и не Федор Бондарчук, а Александр Баширов, один из актеров в картине Флянгольца. Перед премьерой фильма он несанкционированно вышел на сцену и произнес оттуда блистательный монолог, одни из тезисов которого звучал так: «Этот фестиваль международный, потому что он никому в мире на фиг не нужен». На следующий день на  пресс-конференции по фильму Баширов продолжил проповедовать: «Мы все ностальгируем по своей молодости, но все еще хуже: вы никогда не будете молодыми». Он обрушился на капитализм, культ бабла и безразличие, выдал несколько афоризмов («Или ты идешь на бессмертие, или ты быдло быдлячее») и как-то даже мягко заметил одной эрудированной журналистке, что у нее «нет вопроса, а есть только демонстрация собственного вопроса».

Утопающий в клубах дыма зал пресс-конференций оглушенно молчал, иногда взрываясь овациями.​
Страницы:

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • Andrey Safronov· 2011-06-07 17:35:49
    FiTter Happier, если быть точным...
  • who-na· 2011-06-08 01:28:16
    нелюбовь к людям объединяет людей. иногда.
Все новости ›