В условном конфликте отцов и детей старшие проигрывают с неприличным счетом

Оцените материал

Просмотров: 20134

«Кинотавр-2011»: «Громозека» и «Родина или смерть» Манского

Георгий Ковалев · 06/06/2011
ГЕОРГИЙ КОВАЛЕВ нашел в двух первых конкурсных картинах общую тему – разрушение советского

Имена:  Виталий Манский · Владимир Котт

©  Кинотавр 2011

Кадр из фильм «Громозека»

Кадр из фильм «Громозека»

О первых конкурсных показах сочинского фестиваля рассказывает ГЕОРГИЙ КОВАЛЕВ, победитель совместного конкурса «Кинотавра» и OPENSPACE.RU.


Конкурсную программу «Кинотавра» в первый фестивальный день открыли «Громозека» Владимира Котта и «Родина или смерть» Виталия Манского. Совершенно, вроде бы, разные типологически — трагикомедия о смене поколений и документальный очерк о современной Кубе, — они ловят примерно один сигнал — последнее угасающее эхо советской идеологии; с грустной улыбкой оформляют советскому мышлению и мироощущению окончательное списание по моральному износу.

В первую очередь это, конечно, относится к фильму Котта (в проходной, но выразительной сцене здесь недвусмысленно сносят хрущевку), иллюстрирующему известный афоризм про то, что СССР как страны не стало в 1991 году, а человек так и остался советским: трое друзей-одноклассников, играющие в школьном ВИА где-то на излете брежневской эпохи, чуть позже приобретают сугубо общественно полезные профессии таксиста, врача и милиционера, храня глубоко в душе идеалы исполнявшейся ими «Птицы счастья» и после перестройки.

©  Кинотавр 2011

Кадр из фильм «Родина или смерть»

Кадр из фильм «Родина или смерть»

В 2011-м герои выводятся уже несколько неуместными, в буквальном смысле несвоевременными — собственно, как Громозека из мультфильма; чуть ли не ходячими атавизмами: никто их них не сумел толком вписаться ни в девяностые, ни в нулевые, у всех откровенно не ладятся дела ни на работе, ни в семье. В условном конфликте отцов и детей они проигрывают с неприличным счетом, столкновения с новыми реалиями неизменно оборачиваются комическими скетчами: добрый милиционер и гопники, совестливый усатый шофер на порностудии — это даже звучит как названия миниатюр в КВН. В несколько утрированных формах старая мораль, прежние нормы поведения и человеческих отношений терпят фиаско, упорно отсеиваются неким ценностным естественным отбором — получается, в общем, такая кавер-версия фильма «Старикам тут не место», русская лирическая.

Читать текст полностью

Ссылки

Все новости ›