Это тогда картина казалась чудовищным моветоном и анахронизмом, а сейчас идеально впишется в ряд прочих социально значимых фильмов.

Оцените материал

Просмотров: 39889

Топ-5: верните это немедленно

Иван Чувиляев · 26/05/2011
Какие еще фильмы 1990-х надо выпустить на экраны вслед за «Мастером и Маргаритой», «8 ½ долларами» и «Безразличием»?

Имена:  Никита Тягунов · Тимур Бекмамбетов · Томаш Тот · Юрий Кара · Юрий Озеров

©  Киностудия им. Горького

Кадр из фильма «Воры в законе»

Кадр из фильма «Воры в законе»

Фильмы из 1990-х, в свое время не доходившие до большого экрана, возвращаются к зрителю. В марте на экраны выпустили «потерянную» экранизацию «Мастера и Маргариты» Юрия Кары. Теперь компания Art Pictures объявила о намерении выпустить в июне дебют Григория Константинопольского «Восемь с половиной долларов» (к тому же в 3D) , а в программу «Кинотавра» включили «Безразличие» клипмейкера Олега Флянгольца — экспериментальный черно-белый фильм, снятый с молодым Бондарчуком в главной роли. ИВАН ЧУВИЛЯЕВ выбрал еще несколько фильмов «потерянного десятилетия», которые можно было бы запустить в широкий прокат. Хотя бы в образовательных целях.


«Ангелы смерти» (1993). Режиссер Юрий Озеров

©  Мосфильм

Кадр из фильма «Ангелы смерти»

Кадр из фильма «Ангелы смерти»

Раз уж на то пошло, что страна непременно должна узнать, как выглядел Федор Бондарчук с волосами, обязательно надо выпустить к следующему Дню Победы, когда ветеранов вовсе не останется и можно будет спокойно наслаждаться бронетехникой, последний привет главного мифотворца о Великой Отечественной Николая Озерова «Ангелы смерти». Бондарчук играет здесь простого русского солдата Ивана, влюбленного в красивую и такую же простую русскую девушку, а роль Сталина, за неимением Геловани и Кобаладзе, исполняет Арчил Гомиашвили. Это тогда, в 1993-м, картина казалась чудовищным моветоном и анахронизмом, а сейчас идеально впишется в ряд прочих социально значимых фильмов.

«Дети чугунных богов» (1993). Режиссер Томаш Тот

©  Мосфильм

Кадр из фильма «Дети чугунных богов»

Кадр из фильма «Дети чугунных богов»

Если показывать Бондарчука с волосами, то надо и длинноволосого блондина Гошу Куценко продемонстрировать (хотя и тот и другой как раз имеются в «Восьми с половиной долларах»). И важен здесь даже не сюжет про схватку рабочего с уральского завода и верзилы с рудников. Куда важнее, что сценаристы «Детей» — Луцик и Саморядов — однозначно являются крестными отцами всего нынешнего русского кино. Ничья другая манера не оказала на почерк нынешних сценаристов такого влияния, и никто элементарно в тексте и построении сюжета не смог так точно передать дух времени и законсервировать его на века. А в рамках цветущих сейчас пышным цветом поисков новой мифологии девяностых «Дети» придутся, как никогда, кстати.

«Воры в законе» (1988). Режиссер Юрий Кара

©  РИА Новости

Кадр из фильма «Воры в законе»

Кадр из фильма «Воры в законе»

Раз уж возвращать публике наследие Юрия Кары, так с музыкой − и так, чтобы все всё поняли. Обозванный критиками эталоном дурного вкуса фильм «Воры в законе» действительно опус магнум режиссера, говорящий о его творчестве и, чего уж там, мировоззрении все, что нужно. И у человека, видевшего «Воров», никаких вопросов явление на бал в «Мастере и Маргарите» Ленина, Сталина и Гитлера и вопль «В Кремле нечистая сила!» не вызовут. Чего еще хотеть от режиссера, который, как сорока, тянет в кадр все красивое, блестящее и коллекционирует все возможные клише; фильмы которого настолько набиты всем самым безвкусным и вычурным, что это становится даже интересно. Чтобы Гафт в белом пиджачке, грузины с сигарами, пальмы и пистолеты в коробках из-под тортиков, артиста Стеклова жарят утюгом, Анна Самохина в красном платье, скошенная пулей по дороге к счастью, славе и богатству… Настоящему перверту завсегда везде ништяк.

«Нога» (1991). Режиссер Никита Тягунов

©  Студия 12А

Кадр из фильма «Нога»

Кадр из фильма «Нога»

Если откинуть шутки про «Ногу» в 3D и прочие очевидные колкости насчет возвращения утерянных шедевров — да, определенно этот фильм в предложенном ряду лишний. И потому, что это классика, а не забавный рудимент, который можно извлечь и отряхнуть от пыли; и потому, что нету здесь проговорок, способных что-то объяснить о сегодняшнем дне, — чистое авторское высказывание. Разве что лишнее напоминание о том, с чего когда-то начинал Иван Охлобыстин как актер. И все же «Нога» (и сейчас это особенно ясно) по всем параметрам отправная точка нового русского кино. Именно она определила его лицо во всех деталях — от даты выхода в прокат (1991 год) до аллюзий к недавней афганской войне и фантомным болям, от притчевого сценария Надежды Кожушаной до главных лиц нового кино в главных ролях, Охлобыстина и Мамонова. И только почти мистическая фигура режиссера Никиты Тягунова, для которого фильм оказался последним (и, по сути, единственным — во всяком случае, прозвучавшим), не позволяет отправить «Ногу» в наши дни: ничто роковое и обреченное таких путешествий не выдерживает. Но если возвращать девяностые — то только такие, чтобы было больно. А иначе просто нечестно и, значит, бессмысленно.

«Пешаварский вальс» (1994). Режиссер Тимур Бекмамбетов

©  Кинокомпания «Искона»

Кадр из фильма «Пешаварский вальс»

Кадр из фильма «Пешаварский вальс»

Фильм — предшественник «9 роты» — про солдат, попавших в плен к моджахедам и оставленных своими (даже имена продюсеров те же: Яцура, Мелькумов и Роднянский). В чем разница между этими двумя фильмами со схожими сюжетами? Наверное, как ни банально, в интонации и в том, что там раны еще кровоточат и рождают трагический сюжет про оставленных солдат, а теперь они зарубцевались и осталась только глянцевая фотография. И в разнице между «Пешаварским вальсом» и «9 ротой» и есть главный сюжет русского кино последних двадцати лет.​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • Victor Zatsepin· 2011-05-26 17:03:39
    "Лох - победитель воды", по-моему, тоже прекрасно выдержит relaunch - похож немножко на Воров в законе
  • ttartt· 2011-05-26 17:20:28
    Что действительно неплохо б повторно выпустить на экраны, так это "Присутствие" (1992) Андрея Добровольского.
  • yusev-alexei· 2011-05-26 21:53:12
    Можно, конечно, предлагать кандидатуры, но всё равно в прокат выйдет то, что дешево стоит и что можно минимально раскрутить для народа. По крайней мере, прокатчик "Мастера и Маргариты" "Люксор" руководствовался этими принципами. Художественный уровень их не интересовал. А все остальные фильмы "с полки", перечисленные в начале статьи, выйдут парой копий. Хотя, с Константинопольским еще не всё понятно ( количество копий не определено) - как будут это прокатывать? Разве что в той сети кинотеатров, которую Бондарчук с Сельяновым строят.
  • bezumnypiero· 2011-05-27 10:52:40
    я сильно сомневаюсь, что если сделать хотя бы фест из этих фильмов - на них кто-то придет
  • mio88· 2011-05-27 12:43:24
    Малоуважаемый Иван Чувиляев, ВЫ вообще думаете, что пишете? Ваш пассаж про ветеранов говорит по меньшей мере о том, что Вы достигнув половозрелого возраста, ума не набрались, и День Победы для Вас очередной повод налопаться шашлыков( Очень надеюсь, что к следующему Дню Победы ветераны будут здравствовать, а вот таких неумных авторов, "Иванов,родства не помнящих" как Вы станет поменьше. По крайней мере, уважаемое издание OpenSpace Вы своими опусами не будете позорить.
  • sandrin2012· 2011-05-27 14:13:14
    Иван, верните и "Гонгофера" на экран, пожалуйста. Чтоб напомнить народу о несостоявшейся истории русских кинокомиксов. И вообще, снимался-то фильм классно. Сценарий Луцика, саундтрек группы Ноль, деньги Мавроди )
  • kashin· 2011-05-27 19:40:17
    Еще "Затерянный в Сибири" Митты крутой фильм, из него выросло все кино про лагеря и про сталинизм, натурально всё)

    А Озеров - конечно, Юрий (у вас написано Николай, а это его брат спортивный коментатор).
  • interRaptor· 2011-06-01 00:06:34
    А нужно ли вообще знать историю современного отечественного кино? Нужно ли, например, прослеживать истоки современного отечественного любовного романа? Современной отечественной эстрады? Тратить драгоценные часы нашей жизни на все это?

    "Шутка" по поводу ветеранов - просто блядство. Неясно, куда смотрит администрация/редакция OS.
Все новости ›