Мы правда верим в то, что кинематографисты творят собственную реальность.

Оцените материал

Просмотров: 23019

Братья Дарденн: «Мы не хотели тратить полтора года на фильм, в котором добро не победит»

Мария Кувшинова · 17/05/2011
«Мальчик с велосипедом» – один из фаворитов каннского конкурса

Имена:  братья Дарденн

©  Getty Images / Fotobank

Слева направо: Люк Дарденн, Сесиль де Франс, Тома Доре, Жан-Пьер Дарденн

Слева направо: Люк Дарденн, Сесиль де Франс, Тома Доре, Жан-Пьер Дарденн

Половина каннского конкурса позади, и главным фаворитом критики (по опросу журнала Screen) являются братья Дарденны с картиной «Мальчик с велосипедом». Главный герой фильма Сирил (Тома Доре) — подросток, оставленный отцом в приюте, якобы на короткий срок. Отказываясь принять очевидное, мальчик отправляется на поиски отца и случайно встречает парикмахершу Саманту (Сесиль де Франс), которая начинает о нем заботится. Сирил, который ищет отца и ненадолго находит его в лице местного драгдилера, не сразу принимает ее любовь.

После премьеры в Каннах Жан-Пьер и Люк Дарденны (двухкратные обладатели Золотой пальмовой ветви) ответили на вопросы OPENSPACE.RU.


— Название фильма — «Мальчик с велосипедом» — имеет какое-то отношение к «Похитителям велосипедов» Де Сики?

Люк: Нет, мы не думали о «Похитителях велосипедов», когда писали сценарий и придумывали название. Но естественно, наш итальянский продюсер сразу обратил на это внимание, начал смеяться: «Bicicletta, bicicletta». Понятно, что у нас в фильме тоже рассказывается об отношениях отца и сына. Но у Де Сики похищают два велосипеда, а у нас похищают, продают и возвращают один и тот же.

— В этом фильме можно увидеть некие отсылки к предыдущим. Например, когда появляется персонаж Жереми Ренье, который играет отца, сразу вспоминаешь его героя из картины «Дитя», который продавал ребенка.

Жан-Пьер: Я думаю, все наши фильмы примерно об одном и том же — о спасении. О том, как один человек может быть спасен другими людьми. Главный герой «Мальчика с велосипедом» покинут отцом и ищет в других мужчинах его подобие. И он должен принять любовь Саманты, принять ее желание спасти его. Она каким-то образом чувствует его потребность в спасении, когда он обнимает ее, совершенно незнакомую женщину, при первой случайной встрече. Чувствует эту потребность и отвечает на нее. И нет никаких других психологических обоснований ее поступков.

Мне кажется, мы впервые за все время работы в кино рассказали историю любви.

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Мальчик на велосипеде»

Кадр из фильма «Мальчик на велосипеде»

— В этом фильме, как, например, и в картине «Дитя», ваши герои манипулируют пачкой денег. Почему это настолько важно для вас?

Люк: Для Сирила деньги — возможность надежды. Он приносит украденные деньги отцу — как дар, как средство, позволяющее вернуть его любовь. Чтобы снова почувствовать себя нужным, почувствовать себя существующим. Мальчик дважды говорит отцу: «Верь мне. Верь мне». Но видит совершенно не ту реакцию, которой ожидал.

— В этом фильме вы решили сделать все еще проще и еще действеннее…

Люк: Да, мы совершенно осознанно стремились к максимальной простоте. Мальчик обнимает женщину, и она начинает о нем заботиться — все, так просто, ничего больше за этим нет. И все персонажи — кроме Сирила — предельно просты. Саманта похожа на сказочную фею, которая явилась, чтобы творить добро. Тот парень, драгдилер — он Серый волк, который прячется в лесу и ест детей. Важно еще, что в фильме очень простая география. Действие происходит в треугольнике между заправкой, лесом и квартирами героев. На заправке происходят разные встречи, которые меняют ход истории.

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Мальчик на велосипеде»

Кадр из фильма «Мальчик на велосипеде»

— Простота не отменяет глубины. Финал картины, с одной стороны, оптимистический, с другой — в нем есть что-то тревожное.


Люк: Мы не хотели, чтобы финал отдалял нас от реальности. Было бы глупо, если бы в конце мальчик, которого мы считаем мертвым, пришел в себя и все герои упали бы в объятия друг друга. В этой почти сказочной истории мы хотели оставить пространство для правды. В финале один из персонажей говорит своему сыну: «Если мальчик умер, расскажем полиции то-то и то-то». Страшная вещь — они еще не выяснили, что случилось, а он уже заставляет своего сына врать.

Хэппи-энд в этом фильме — для его героя, но не для нас. Мы же остаемся наедине с реальностью.

Жан-Пьер: С самого начала, когда мы еще не знали, куда приведет нас эта история, мы хотели, чтобы Саманта вышла из всех испытаний победителем. Не хотелось тратить полтора года жизни на фильм, в котором у нее ничего бы не получилось.

Дело не в иллюзиях. Мы правда верим в то, что кинематографисты творят собственную реальность. И в то, что при помощи своих фильмов мы можем показать, как можно преодолевать препятствия в реальной жизни.

©  Festival de Cannes

Кадр из фильма «Мальчик на велосипеде»

Кадр из фильма «Мальчик на велосипеде»

— С кинематографической точки зрения фильм сделан тоже очень просто. Многие сцены сняты одним планом.


Жан-Пьер: Мы не планировали снимать так специально, решение пришло во время репетиций. Мы поняли, что эта история требует, чтобы за ней следили в режиме реального времени — за сюжетом, ситуациями и намерениями персонажей. Такова наша судьба.

— Все ваши фильмы так или иначе говорят о семье, об отношениях внутри семьи. Какими были ваши родители?

Жан-Пьер: Я очень благодарен нашим родителям за то, что они не вбивали нам голову идею социального успеха любой ценой. Никогда.

Люк: В юности у нас было много противоречий, мы бунтовали. Но дом был открытый, всегда полно друзей. Отец работал на заводе, мать — домохозяйка. Нас было четверо детей. Одна наша сестра работает в театре, делает декорации. Вторая — медсестра в одном из парижских госпиталей. Мы часто ссорились, но чтобы растянуть наше детство на всю жизнь, мы с братом до сих пор работаем вместе. ​

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›