Возможно, картина появится в Венеции, где среди заболоченных островов лагуны и зародился феномен нашего «нового Тарковского».

Оцените материал

Просмотров: 46793

19. Кто победит в Каннах?

Мария Кувшинова · 15/04/2011
Триер, Альмодовар, Дарденны и их соперники — в подробном превью каннского конкурса

Имена:  Аки Каурисмяки · Ален Кавалье · Бертран Бонелло · Джулия Ли · Йосеф Седар · Ларс фон Триер · Линн Рэмзи · Майвенн ле Беско · Маркус Шляйнцер · Нанни Моретти · Наоми Кавасе · Николас Виндинг Рефн · Нури Бильге Джейлан · Паоло Соррентино · Педро Альмодовар · Раду Михайляну · Такаси Миике · Терренс Малик · братья Дарденн

©  64th Festival de Cannes

Кадр из фильма «Меланхолия»

Кадр из фильма «Меланхолия»

Вчера была объявлена официальная программа Каннского фестиваля. Отчасти она совпала с предварительными прогнозами, отчасти удивила и даже порадовала.

Кого в конкурсе не оказалось? «Елены» Андрея Звягинцева; возможно, картина появится в Венеции, где среди заболоченных островов лагуны и зародился феномен нашего «нового Тарковского». Нет Михалкова, которого в прошлом году, по слухам, в конкурс пропихнул его европейский дистрибьютор, компания Wild Bunch. Прошлогодний провал не был громким, был такой легкий хлопок на Круазетт, замеченный разве что специалистами по Восточной Европе. Но слухи об одиозной деятельности Михалкова бежали впереди кинофильма, так что, видимо, в Каннах решили больше не рисковать. Нет Сокурова с «Фаустом» — режиссер только что сообщил газете «Труд», что поедет в Венецию, к своему давнему другу и продюсеру Марко Мюллеру. Нет новой работы автора «Клыка» Йоргоса Лантимоса (неделю назад из его офиса сообщали, что он еще не закончил монтаж), нет Вонг Кар Вая (он, кажется, переносится на год), нет Брийанте Мендозы и Ульриха Зайдля, а Брюно Дюмон с фильмом, ранее известным как «Империя», оказался не в конкурсе, а в «Особом взгляде».

Россию в Каннах представляет Бакур Бакурадзе с фильмом «Охотник». В 2008-м он участвовал в параллельном «Двухнедельнике режиссеров» с «Шультесом», на этот раз попал в официальную программу «Особый взгляд». Если третий его фильм окажется еще лучше, чем два предыдущих, он имеет все шансы на конкурс. Все, что можно сказать о фильме до показа, изложено в репортаже Ксении Прилепской со съемочной площадки «Охотника».

Изучив доступную информацию о конкурсных фильмах, можно сделать вывод, что фестиваль будет мрачным, с уклоном в мистицизм и сексуальные перверсии — и тон тут снова задает Ларс фон Триер со своей картиной про семейные отношения на фоне подлетающего астероида.

Опыт прошлых лет подсказывает, что количество — 19 фильмов в конкурсе — может быть неокончательным.


«Меланхолия» (Melancholia). Режиссер Ларс фон Триер

©  64th Festival de Cannes

На съемочной площадке фильма «Меланхолия»

На съемочной площадке фильма «Меланхолия»

У Триера — опять удачное с точки зрения маркетинга название и снова мегаломанский размах. Слоган «Меланхолии» — «Прекрасный фильм о конце света». В интервью журналу Empire режиссер обещает, что картина будет романтической, а исполнительница главной роли Кирстен Данст, в отличие от своих предшественниц (Бьорк, Николь Кидман), отделалась легким испугом.

Трейлер фильма «Меланхолия»



«Должно быть, это здесь» (This Must Be the Place). Режиссер Паоло Соррентино

©  64th Festival de Cannes

Кадр из фильма «Должно быть, это здесь»

Кадр из фильма «Должно быть, это здесь»

Паоло Соррентино — единственный современный итальянский режиссер, который восхищает без оговорок. Он дебютировал в каннском конкурсе уже со своим вторым фильмом, «Последствиями любви» (2004), через два года напугал публику патологическим «Другом семьи» (2006), а в 2008-м получил приз жюри за «Изумительного» — головокружительный байопик неоднозначного политика Джулио Андреотти. «Должно быть, это здесь» — первый англоязычный фильм Соррентино, в котором Шон Пенн играет бывшего рок-музыканта из Дублина.


«Драйв» (Drive). Режиссер Николас Виндинг Рефн

©  64th Festival de Cannes

«Драйв»

«Драйв»

Помимо своего дебютного «Пушера» (1996), датчанин Рефн известен двумя очень разными и очень мощными картинами. «Бронсона» (2008) у нас показывали на фестивале британского кино — это такой «Заводной апельсин» XXI века, в котором заключенный-психопат (Том Харди) крушит все, что подвернется под руку, в том числе и себя самого. В «Вальгалле» (2009) режиссера снова интересует переход по ту сторону болевого порога: главный герой фильма — одноглазый то ли полубог, то ли полудемон (Мадс Миккелсен), сопровождающий викингов в их последнем плавании через океан. Как и Соррентино, Рефн — одновременно и визионер, и формалист. За изобретательным визуальным решением у него всегда стоит нечто большее, и его попадание в каннский конкурс абсолютно закономерно. «Драйв» — экранизация романа Джеймса Саллиса (в русском переводе — «Гони!») про каскадера, по ночам работающего шофером у гангстеров (в главной роли — Райан Гослинг).


«Кожа, в которой я живу» (La piel que habito). Режиссер Педро Альмодовар

©  64th Festival de Cannes

Кадр из фильма «Кожа, в которой я живу»

Кадр из фильма «Кожа, в которой я живу»

Альмодовар экранизирует переведенный на русский язык роман Тьерри Жонке «Тарантул» — главный герой, пластический хирург, идет по следу человека, изнасиловавшего его дочь. В картине играет Антонио Бандерас, но не играет Пенелопа Крус.


«Дом терпимости» (L'Apollonide — Souvenirs de la maison close). Режиссер Бертран Бонелло
Во второй раз в каннском конкурсе оказался Бертран Бонелло, представитель поколения новых французских радикалов, друг и соратник Матье Амальрика, Эжена Грина, Сержа Бозона и др. Его «Порнограф» (про ветерана порноиндустрии в исполнении Жан-Пьера Лео) в 2001 году участвовал в каннской «Неделе критики» и получил приз ФИПРЕССИ, а в 2003 году Бонелло претендовал на «Пальму» с «Тирезией» (про транссексуала) — оба фильма можно легально посмотреть на Mubi.com. Из краткого синопсиса новой картины понятно, что ее главная героиня — проститутка.


«Патер» (Pater). Режиссер Ален Кавалье
Про новый фильм французского классика сейчас известно только, что в нем играет Венсан Линдон и посвящен он взаимоотношениям актера и режиссера.


«Примечание» (Footnote). Режиссер Йосеф Седар
Новый фильм Седара, израильского режиссера, на счету которого номинация на «Оскар» за «Бофор», посвящен соперничеству двух ученых — отца и сына, претендующих на престижную премию. В роли сына — звезда израильского кино Лиор Ашкенази.


«Однажды в Анатолии» (Once Upon a Time in Anatolia). Режиссер Нури Бильге Джейлан
Джейлан, для простоты именуемый «турецким Антониони», уже трижды участвовал в каннском конкурсе — с «Отчуждением» (2002), «Временами года» (2006) и «Тремя обезьянами» (2008). Одна из его тем — противоречия между традициями и современной цивилизацией, и героем его нового фильма станет доктор, живущий в глухих анатолийских степях. «Однажды в Анатолии» — самый длинный фильм конкурсной программы: два с половиной часа, на двадцать минут дольше, чем у Триера.


«Мальчик на велосипеде» (Le gamin au vélo). Режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны
Дважды лауреаты «Пальмы» (за «Розетту» в 1999-м и за «Дитя» в 2005-м) продолжают тему утраченных и подлежащих восстановлению кровных связей: герой их нового фильма — мальчик, который ищет своего отца. В картине сыграли Жереми Ренье и Оливье Гурме (оба — постоянные актеры братьев), а также Сесиль де Франс.


«Гавр» (Le Havr). Режиссер Аки Каурисмяки
Первый после «Огней городских окраин» (2006) фильм Аки Каурисмяки и его вторая франкофонная работа после «Жизни богемы» (1992). Герой этой трагикомедии — чистильщик обуви, который встречает в портовом Гавре маленького беженца из Африки.


Hanezu No Tsuki. Режиссер Наоми Кавасе
Кавасе — каннский фаворит: в 1997-м она стала самым молодым на тот момент лауреатом дебютной «Золотой камеры», в 2007-м получила Гран-при за «Лес скорби». О чем будет ее новый фильм, пока неясно. Сложности есть и с пониманием названия. Японисты утверждают, что Hanezu No Tsuki переводится как «Темно-красная луна», причем «темно-красный» здесь отсылает к периоду цветения сливы, любование которой — такая же традиция, как любование сакурой.


«Древо жизни» (Tree of life). Режиссер Терренс Малик

©  64th Festival de Cannes

Кадр из фильма «Древо жизни»

Кадр из фильма «Древо жизни»

Пятый фильм Терренса Малика, который киноманы ждут едва ли не больше, чем «Меланхолию» Триера: в Каннах или в Венеции он должен был появиться еще в прошлом году. Пока можно сказать, что действие происходит в 1950-е, в главных ролях Бред Питт и Шон Пенн, и это больше, чем обычная мелодрама.

Трейлер фильма «Древо жизни»



«Спящая красавица» (Sleeping Beauty). Режиссер Джулия Ли
Джулия Ли — австралийская писательница (по ее роману «Охотник» только что сняли картину с Сэмом Нилом и Уиллемом Дефо). Режиссерский дебют Ли — первый в каннском конкурсе фильм со стопроцентно австралийским бюджетом (в «Пианино» Джейн Кэмпион, например, были новозеландские и французские деньги). Жанр «Спящей красавицы» обозначен как эротическая драма, а главной героиней является студентка в исполнении Эмили Браунинг.


Polisse. Режиссер Майвенн ле Беско
Третья режиссерская работа бывшей актрисы («Кровавая жатва» Александра Ажа) и бывшей подруги Бессона рассказывает о фотографе по имени Мелисса; она делает репортаж о деятельности полицейского отдела, расследующего преступления, в том числе и на сексуальной почве.


«Источник женщин» (La source des femmes). Режиссер Раду Михайляну

©  64th Festival de Cannes

Кадр из фильма «Источник женщин»

Кадр из фильма «Источник женщин»

Михайляну не имеет отношения к румынской «новой волне» — он эмигрировал во Францию в 1980-е, там и работал. Самый известный у нас фильм Михайляну —  «Концерт»: артист Алексей Гуськов играет диссидентствующего дирижера, который обманом вывозит в загранкомандировку еврейских музыкантов. В новом фильме режиссер обращается к еще более экзотической теме — действие «Источника женщин» происходит в глухой местности где-то то ли на севере Африки, то ли на Ближнем Востоке.


«Харакири: Смерть самурая» (Hara-Kiri: Death of a Samurai). Режиссер Такаши Миикэ
Примерно семидесятый или восьмидесятый фильм Миикэ, снятый и смонтированный месяца за четыре, анонсировали как 3D-ремейк классического «Харакири» (1962) Масаки Кобаяси.


Habemus Papam. Режиссер Нанни Моретти
Латинское название фильма — формула, при помощи которой миру сообщают об избрании нового римского папы. Предыдущая картина Моретти, также показанный в каннском конкурсе «Кайман» (2006), была сатирой на Берлускони, новая будет посвящена отношениям новоизбранного папы (Мишель Пикколи) с его психоаналитиком (сам Моретти).

Трейлер фильма Habemus Papam



«Что-то не так с Кевином» (We Need To Talk About Kevin). Режиссер Линн Рэмзи
Линн Рэмзи — каннский режиссер со студенческих времен: сначала она ездила сюда с короткометражками, в 1999-м в «Особом взгляде» показали ее дебют «Крысолов», второй фильм, «Морвен Каллар» (2002), попал в «Двухнедельник режиссеров». «Что-то не так с Кевином» — третий полный метр Рэмзи после почти десятилетнего перерыва, экранизация одноименного романа, в котором история школьной бойни рассказывается с точки зрения матери убийцы. В главной роли Тильда Суинтон.


«Михаэль» (Mihael). Режиссер Маркус Шляйнцер
Дебютант Шляйнцер имеет отношение ко всем заметным австрийским фильмам последнего времени — он был директором по кастингу и снимался в эпизодах у Джессики Хаузнер, Михаэля Главоггера, Михаэля Ханеке. «Михаэль» — единственный фильм на немецком языке в каннском конкурсе; он посвящен отношениям десятилетнего мальчика и тридцатипятилетнего мужчины. ​

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:5

  • ttartt· 2011-04-15 19:54:08
    This Must Be the Place: "Похоже, это здесь". "Должно быть это место" продукт гугл-транслейта, наверное.
  • Антон Долин· 2011-04-15 22:42:03
    это к тому же цитата - название песни Talking Heads
  • painless_j· 2011-04-16 01:04:55
    Спасибо, поправили.
Читать все комментарии ›
Все новости ›