О том, что фосфоритная гора оказалась радиоактивной, мы узнали уже во время съемок.

Оцените материал

Просмотров: 60734

Топ-5: игровые студенческие короткометражки

Антон Сазонов · 11/03/2011
АНТОН САЗОНОВ изучил студенческие короткометражки последних двух лет, отобрал лучшие и узнал, что в голове у их создателей – будущих звезд режиссуры

Имена:  Алексей Андрианов · Константин Смирнов · Максим Зыков · Михаил Шаповалов · Филипп Юрьев

Кадр из фильма «Это кажется, что прошло, а на самом деле, может, и не прошло»

Кадр из фильма «Это кажется, что прошло, а на самом деле, может, и не прошло»

OPENSPACE.RU проводит собственный онлайн-фестиваль лучшего игрового, анимационного и документального кино, снятого за последние два года, — для тех, кто не ходит на профильные фестивали короткометражных фильмов, а значит, не видит работ, авторам которых, возможно, предстоит определять будущую повестку дня.

Первая программа, собранная АНТОНОМ САЗОНОВЫМ, посвящена игровым фильмам. Работая над материалом, он понял, что, во-первых, вопреки стереотипу лучше студентов ВГИКа игровое кино так никто пока снимать и не начал, а во-вторых, что ВГИК вовсе не отбивает у своих студентов охоту к съемкам жанрового кино, прививая им желание снимать исключительно «как Тарковский». Наоборот, представленные ниже работы имеют ярко выраженную жанровую составляющую. К фильмам прилагаются анкеты, заполненные режиссерами отобранных картин, которые позволят не только больше узнать об их авторах, но и составить собственное представление о том, что творится в голове у сегодняшнего студента кинематографического вуза.


«Это кажется, что прошло, а на самом деле, может, и не прошло» (2010). Режиссер Максим Зыков



Сколько вам лет?
Двадцать девять лет.

Как вы определяете жанр своего фильма?
Когда снимал, думал о том, что это немножко абсурдная история.

О фильме
Мне часто приходилось иметь дело с врачами, по отношению к ним у меня накопилось внутри много негатива. Поскольку я человек незлой, все это вылилось в такой смешной, абсурдный фильм. Странно, что он оказался доступен только российскому зрителю — иностранцы не понимают, почему врачи так ведут себя и над чем все смеются.
Когда писал сценарий, думал о том, что человеку в современном мире сложно сохранить индивидуальность — если у тебя в голове найдут что-то необычное, то это необычное обязательно вырежут и ты станешь таким же, как все.

В плане организации съемки проходили очень сложно. Любой фильм, который выходит за рамки учебной работы, снять на вгиковской студии никто не даст. Все решения о выдаче оборудования проходят через проректора по фильмопроизводству Попеску, который обычно скептически относится к любой проявленной студентами инициативе. Те, кто наметил необычную работу и выбивается из принятых норм, почти всегда остаются не у дел. Чтобы не быть голословным, приведу пример. Мы как-то запланировали с ребятами ночную съемку, для чего попросили с оператором на студии свет. И получили у Попеску следующий ответ: «Бумаги на свет я вам не подпишу. А зачем вам вообще свет ночью в городе? Ведь на улицах повсюду есть фонари. Вот под фонарем и снимайте». И таких случаев тысячи. И как раз те, кто не борется с такими условиями, чаще всего и снимают так называемое плохое вгиковское кино.

Если говорить о творческой стороне съемок, то фильм сам себя снимал. Начиная от написания сценария и заканчивая съемками последнего кадра в бассейне, я старался не торопиться, все рождалось как-то само, постепенно, без суеты и истерики. Вот только я не очень понимал, где взять кучу приборов и странных механических штук для оформления интерьера, пока вдруг на территории ВГИКа не начиналась стройка.

Что сказали преподаватели? Не знаю. Меня не было на экзамене. Но, кажется, поставили пятерку.

В каких фестивалях участвовал фильм?
Фильм получил несколько наград на фестивале «Кинотавр» в 2010 году (специальное упоминание жюри с формулировкой «За Наташу» и Диплом гильдии киноведов и кинокритиков), Гран-при «Арткино-2010» и пару призов на международном фестивале ВГИКа (за «Лучший сценарий» и «Лучшую работу художника»).

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Учусь во ВГИКе на 5-м курсе, факультет режиссуры. Мастерская С.А. Соловьева и В.Д. Рубинчика. Также окончил актерский факультет РАТИ (ГИТИС, мастерская Л. Хейфеца).

Лучший преподаватель?
Марина Олеговна Воденко, преподавательница по кинодраматургии.

Любимый фильм?
«Небо над Берлином», «Иваново детство», «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу».

Любимый режиссер?
Стэнли Кубрик.

Последний фильм, который посмотрели?
«Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса» Эндрю Доминика.

Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Я вижу себя режиссером такого кино, которое мне самому было бы интересно посмотреть, придя в кинотеатр.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Снимаю дипломный фильм под названием «Като». История в том, что люди, однажды любившие кого-то по-настоящему, уже никогда не смогут избавиться от этого чувства.


«Цвет небосвода» (2010). Режиссер Михаил Шаповалов



Сколько вам лет?
Двадцать четыре года.

Как вы определяете жанр своего фильма?
Это должен был получиться нуар во всех его проявлениях. Полной стилизации достичь не удалось, но я хотя бы попробовал.

О фильме
Это учебный фильм. Преподаватели дали задание на семестр — снять фильм-сказку. Я изучил море сказок разных стран мира, но то, что мне понравилось, я не очень понимал, как снять. Единственная сказка, которая меня по-настоящему зацепила, — «Ослиная шкура». По ее мотивам я и написал сценарий, который потом облачил в черно-белую гамму и разбавил кровавым соусом.

Во время съемок интересно было буквально все. Ведь это был мой первый опыт съемок на «хромакее», да и вообще в игровом кино. Почти все актеры в фильме — режиссеры нашего факультета. За исключением двоих: маленькой девочки (снимать которую было труднее всего) и Антона Дерябина — профессионального рестлера из НФР (Независимая федерация рестлинга), который оказался отличным актером и снялся в моем следующем учебном фильме уже в главной роли. Я снял и смонтировал фильм всего за две недели. Поэтому местами там серьезные проблемы с кеингом (технология, по которой зеленый экран вырезается из изображения. — OS), а детская комната даже отдаленно не напоминает Францию. Но реакция преподавателей все равно была хорошей: мастер пятого курса, например, сказал, что ему понравилась только моя работа.

В каких фестивалях участвовал фильм? Есть ли награды?
Участвовал в одном фестивале, а именно в 30-м международном фестивале ВГИКа. Призов не получил.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Учусь во ВГИКе на факультете анимации и мультимедиа. До этого учился в Ярославском педагогическом университете на отделении рекламы.

Лучший преподаватель?
Один из наших мастеров — О.В. Добрынин.

Любимый фильм?
«Крестный отец» (если нужно конкретнее, то первая часть), «Славные парни», «Семь».

Любимый режиссер?
Скорсезе, Ф. Коппола, Финчер.

Последний фильм, который посмотрели?
«Мой сын, мой сын, что ты наделал» Вернера Херцога.

Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Вижу себя и тем и другим. Если наберусь достаточно ума, то с радостью бы снимал и авторское кино, но не так, как это зачастую делают, а чтобы его было интересно смотреть. Потому что сейчас только одно словосочетание «авторское кино» вызывает у многих судорогу и нервный тик. Это все, мне кажется, вина нынешних «авторских» режиссеров. Не всех, конечно же.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Да, сейчас снимаю очередной учебный фильм. Даже два. Один из них научно-популярный, второй — короткометражный игровой.

{-page-}

 

«Видоизмененный ландшафт» (2009). Режиссер Филипп Юрьев



Как вы определяете жанр своего фильма?
Я пытался найти наиболее близкое экранное воплощение задуманной истории.

Сколько вам лет?
Двадцать один год.

О фильме
Изначально мне попался сценарий моего приятеля Григория Тимченко, который в то время учился во ВГИКе на сценарном факультете. Достаточно редкая вещь — меня заинтересовала не история и не фабула, а настроение. Именно поэтому я и решил снимать, чтобы при помощи фильма передать атмосферу текста.

Мы снимали в городе Воскресенске, где было всего два интересных для нас объекта: фосфоритная гора и карьер с большими нефтедобывающими тракторами. Но, несмотря на все разрешения, трактора нам в последний момент снимать запретили. Пришлось быстро искать другой карьер. Сложности преследовали нас постоянно. О том, что фосфоритная гора оказалась радиоактивной, мы узнали уже время съемок. Нас с нее выгнали, и все велосипедные проезды главного героя мы запечатлели тайком. Потом начался сильный ураган, и его мы с риском для жизни тоже отсняли. И только с кадрами на остановке никаких проблем не возникло.

В каких фестивалях участвовал фильм? Есть ли награды?
Специальный приз Мосфильма на фестивале «Святая Анна». И две иностранные награды: за лучший короткометражный фильм в рамках International short film festival InterFilm Berlin 2009 и специальный приз за лучшую операторскую работу на CineGlobe International Short Film Festival 2010.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
ВГИК, мастерская Алексея Учителя. Это мое первое высшее образование.

Лучший преподаватель?
Без сомнений, Алексей Учитель.

Любимый фильм?
«Агирре, гнев Божий» Вернера Херцога, «Отец-хозяин» братьев Тавиани.

Любимый режиссер?
Вернер Херцог.

Последний фильм, который посмотрели?
«Железная хватка» братьев Коэн.

Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Главное — найти ту историю, которая тебя по-настоящему заинтересует. Тогда будет не очень важно, на каком языке ты ее расскажешь. Не нужно размениваться. Кино надо делать только про то, что действительно волнует, без оглядки на маловероятные кассовые сборы или же сомнительный фестивальный успех. Ни то ни другое не является причиной снимать кино.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Сейчас занимаюсь производством дипломного фильма.


«Колян» (2009). Режиссер Константин Смирнов



Сколько вам лет?
Двадцать девять лет.

Как вы определяете жанр своего фильма?
Не думал об этом.

О фильме
О сюжете «России 88» я прочитал, когда моя история была уже в запуске. Мне он показался настолько похожим на «Коляна», что это меня смутило. Я даже связался с Павлом Бардиным и долго думал, снимать или не снимать. В итоге я решил снимать, а «Россию 88» не смотреть, пока не закончу. В результате у меня получился абсолютно другой по стилю и форме фильм, хотя и очень похожий по сюжету. Но меня это уже не очень волнует. Мой «Колян» — это в первую очередь упражнение, доказательство собственной компетентности. Да и вообще, почему так произошло? Потому что история витала в воздухе, она вполне банальна — Ромео и Джульетта.

«Колян» основан на одном реальном видео нападения националистов, которое я видел в интернете и попробовал воспроизвести его в фильме, добавив свою выдуманную историю.

В каких фестивалях участвовал фильм? Есть ли награды?
Фильм участвовал в следующих фестивалях: «Кинотавр», Kustendorf, Shortmovies festival в Галле (Германия), «Сталкер», «Послание к человеку», программа «Открытый мир» Библиотеки конгресса США. Призов нет.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Закончил ВГИК в 2009 году. Мастерская Григорьева И.А.

Лучший преподаватель?
Как и у всех — Владимир Алексеевич Фенченко.

Любимый фильм?
«С широко закрытыми глазами».

Любимый режиссер?
Федерико Феллини.

Последний фильм, который посмотрели?
«Шведская история любви» Роя Андерссона.

Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Меня немного раздражают понятия «артхаус» и «зрительский фильм». Если повезет, то вижу себя режиссером интересного талантливого кино, которое найдет своего зрителя.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Снимаю документальный фильм для «Госкино» — про монахов — участников ВОВ. Планирую снять игровую короткометражку про девушку с ножом.


«Последний день Булкина И.С.» (2009). Режиссер Алексей Андрианов

Фрагмент фильма «Последний день Булкина И.С.»


Сколько вам лет?
Тридцать четыре года.

Как вы определяете жанр своего фильма?
Для меня было принципиально, чтобы это кино получилось жанровым. Мне хотелось создать некую параллельную реальность. Чтобы люди и интерьер были, с одной стороны, настоящие, с другой — как бы и нет. В итоге получилось очень похоже на стилизацию под ретро, но никакой конкретной привязки ко времени я не имел в виду.

О фильме
На Высших курсах мне нужно было снять курсовую. Я позвонил друзьям и попросил их прислать какие-нибудь интересные смешные истории, по лучшей я и решил снять «Булкина». Никакого кастинга не было, сразу понял, кто должен сыграть героев. С Виктором Вержбицким я работал, еще когда учился на операторском во ВГИКе. С Сергеем Габриэляном познакомился, когда снимал как оператор полнометражный фильм.

Съемки проходили очень быстро. «Последний день Булкина» был частью учебного процесса, не более. Преподаватели, кажется, хвалили.

В каких фестивалях участвовал фильм? Есть ли награды?
Фильм участвовал в короткометражном конкурсе «Кинотавра», где получил три диплома. Также он получил диплом фестиваля Independent Short Film Festival (в Гонконге), Гран-при на фестивале в Венгрии. Приз Женевского международного кинофестиваля Cinema Tous Ecrans. Участник фестивалей в Локарно, Монреале, Германии, Словакии, Италии, Турции, Южной Африке и Болгарии.

Где учитесь? Учились еще где-нибудь?
Закончил операторский факультет ВГИКа в 2006 году (мастерская Ю. Невского, С. Медынского, В. Нахабцева). В 2009-м получил диплом режиссера, отучившись на Высших курсах сценаристов и режиссеров (мастерская В. Хотиненко, П. Финна, В. Фенченко).

Лучший преподаватель?
У каждого человека, у которого когда-либо учился в этой жизни, я многое почерпнул. Поэтому понятия «лучший» или «худший» для меня не существует.

Любимый фильм?
Что-то конкретное назвать не могу. Любое кино, которое, помимо того что профессионально сделано, еще вызывает какие-то сильные эмоции, мне нравится.

Любимый режиссер?
У каждого режиссера есть удачная картина и неудачная. По этой причине мне нравятся очень многие режиссеры — и русские, и зарубежные.

Последний фильм, который посмотрели?
«Зеленый Шершень» Мишеля Гондри.

Режиссером какого кино вы себя видите — авторского или коммерческого?
Я хочу быть режиссером интересного кино, которое нравится зрителю. То есть мне по-своему нравится и то, и то. Тем более что их порой сложно отличить.

Сейчас что-нибудь снимаете?
Последний год я работаю над картиной «Шпион» по роману Бориса Акунина «Шпионский роман». Сейчас идет период постпродакшна: рисуется вся графика, монтаж, звук. Ближе к осени фильм должен выйти в широкий прокат. Еще через полгода мы планируем из него сделать четырехсерийный телефильм. Мне очень понравилась идея, с которой продюсеры из «ТРИТЭ» долго носились. И предложение они мне сделали заманчивое.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:3

  • DmitryOvchinnikov· 2011-03-13 13:01:20
    спасибо! наконец-то увидел что-то наше, интересное, с умом сделанное. особенно понравилась работа "про девочку в голове", не отрываясь посмотрел от начала и до конца. чем-то работа напомнила "ПЫЛЬ", что нисколько не умаляет её достоинств. и ещё:

    http://www.youtube.com/watch?v=mhiuyVZ0tKo

    удачи автору!
  • meonom· 2011-03-15 00:48:37
    спасибо за подборку. сильнее всего захватила работа Филиппа Юрьева. музыка не слабо посодействовала. т.е. музыка дала напряжение.
    ну а последний, Адрианова, профессионализмом попахивает.
    кстати, http://vimeo.com/13977702 только тссс!
  • InterFilmWostok· 2011-09-07 14:31:05
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00
    ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
    :ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов

    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
    Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217

    1.
    ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
    POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
    КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
    Режиссер: Якоб Цимницки
    Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
    Оператор: Бенжамин Дернбехер
    Кастинг: Даниела Толкиен
    Композитор: Дирк Дрессельхаус
    Продюсеры: IШтеффи Аккерман
    Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
    В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
    Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
    фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
    Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
    Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
    ---

    2.
    В ТЕНИ
    IM SCHATTEN
    ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Томас Арслан
    Сценарий: Томас Арслан
    Оператор: Райнхольд Форшнайдер
    Монтаж: Беттина Бликведе
    Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
    Музыка: Гейр Йенсен
    Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
    Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
    В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
    Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
    Участие в фестивалях:
    Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
    ---

    3.
    ГРАНИЦА
    DIE GRENZE
    ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
    Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
    Оператор: Холли Финк
    Монтаж: Bernd Schlegel
    Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
    Музыка: Мартин Тодшаро
    Продюсер: Нико Хофманн
    Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
    В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
    Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?

    ИнтерФильмВосток представляет
    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
    Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
    Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!
Все новости ›