Задание читает будущий сценарист Павел Морозов, который кем только не поработал в жизни – и рок-звездой в Сибири, и звукорежиссером, и продавцом водорослей в Москве.

Оцените материал

Просмотров: 29953

Сценарист со справкой

Инна Денисова · 09/03/2011
Два года назад ИННА ДЕНИСОВА поступила на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, чтобы стать кинодраматургом. Как происходило обучение и чем все закончилось – в репортаже для OPENSPACE.RU

©  Игорь Скалецкий

Сценарист со справкой
Поступление

За столом напротив меня сидят трое: пожилая дама с сигаретой, очень интеллигентный мужчина в коричневом пиджаке и девушка-цветок. «Вы написали забавную автобиографию», — говорит очень интеллигентный мужчина, в то время как дама, окутанная дымовой завесой, листает мои статьи, выдранные из журналов. Что-что, а приукрасить реальность я умею. Но для написания сценария этого недостаточно: нужно иметь историю, которую ты хочешь поведать человечеству.

«Какую историю вы хотите поведать человечеству?» — интеллигентный мужчина в коричневом пиджаке задает свой вопрос.


Идет собеседование — я поступаю на практикум, годичный курс кинодраматургии Высших режиссерских курсов. Практикум — опция для работающих, вроде вечернего отделения. Занятия проходят трижды в неделю: в понедельник и пятницу — лекции и практические занятия, в среду — просмотр фильма и его драматургический разбор. На практических занятиях читаются работы на заданную тему, например «Подслушанный разговор». Или «Эротическая сцена». Или же придумывается диалог («—Ты слышишь? — Нет. — Послушай! — Не может быть»), а вам предлагается встроить его в ситуацию. Сценарист должен уметь делать разные вещи, даже если в будущем ему придется писать только эротические сцены для порностудий. Практикум есть только у кинодраматургов. А вообще на ВКСР семь дневных двухгодичных мастерских. Берут туда людей взрослых, с высшим образованием, преимущественно мужчин — возникает вопрос, на что два года живут все эти люди и их семьи. Пять режиссерских мастерских. Четыре — игрового кино: у Хотиненко — Финна — Фенченко, у Меньшова — Рязанцевой — Тумаева, у Суриковой — Фокина и у Квирикадзе —Добровольского. Одна — неигрового, у Герасимова — Добровольского. Одна продюсерская, у Атанесяна. И одна сценарная, у Дормана — Голубкиной. Людмила Владимировна Голубкина — та самая дама с сигаретой, старейший редактор «Мосфильма», она еще «Неуловимых мстителей» редактировала и Пырьева с Тарковским видела (последний, кстати, преподавал на курсах, но недолго — выпустил всего лишь одну мастерскую). Олег Вениаминович Дорман — тот самый интеллигентный мужчина в коричневом пиджаке. Спустя два года после нашей первой встречи на собеседовании он откажется от премии «ТЭФИ» за свой знаменитый «Подстрочник». Улыбается широко, но такой улыбкой, которую в любой момент запросто можно принять за усмешку. Он и задает свой ужасный вопрос: «О чем вы хотите поведать человечеству?» — «Ни о чем», — отвечаю, выдохнув.

«Как — ни о чем?» — чуть не подпрыгивают все трое. (Девушка-цветок — молодой режиссер Катя, недавняя выпускница и жена Дормана.)

«Может, вы хотели бы рассказать историю влюбленной женщины? Или медсестры на войне?» — начинает вдруг зачем-то подсказывать Голубкина. Кажется, она мне симпатизирует. «А может, вы хотите рассказать историю одноногого каннибала, работающего… ммм … фармацевтом?» — Дорман кивает на аптеку за окном, рассеивая мои иллюзии насчет того, что я здесь кому-то понравилась.

Читать текст полностью

Ссылки

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:28

  • Bunbury· 2011-03-09 19:03:24
    В чем, собственно, проблема? Ботинки жмут?
  • EnterTheVoid· 2011-03-09 19:17:00
    Смешно, конечно, местами, но, наверное, у меня ботинки не те, я мало что понял. То ли плохо учат, то ли на выходе никому не нужны из-за кризиса, то ли люди не те, так как же на самом деле? Стоит идти, или бесперспективняк?
    Я вот туда поступать в этом году собираюсь, все говорят, что там полная шляпа и делать нечего. А куда еще идти? Альтернативы то никакой нет. Я вот смотрел расценки в американских киношколах, там суммы вообще астрономические.
  • mariko· 2011-03-09 21:23:05
    о чем это все? и Верхнего Тишинского переулка в Москве нет,есть Большой Тишинский переулок. Казалось бы мелочь,но...
  • solo· 2011-03-10 10:39:58
    Большой Тишинский, 12
  • Alla Kofman· 2011-03-10 12:14:47
    АВТАР, даже для написания статьи, вобщем-то неплохо было бы знать, что хочешь сказать)))))
  • edit-cut· 2011-03-11 08:52:26
    Пожалейте и меня. Иду во вгик на кинокритика. Заочка.
  • garcia_chlorka· 2011-03-11 15:52:38
    Никакой аптеки за окном нет, за сценарий серии платят отнюдь не семь тысяч, у Хотиненко все снимают как подорванные, никто никого перед входом из-за искусства не бьет, Занусси дает мастер-класс один раз на каждом наборе, фильм Валентины Лукащук является отнюдь не фильмом, а упражнением (весьма неудачным, с кучей ошибок) на разные типы монтажа (сжатое время - растянутое время - реальное время; у Хотиненко-Фенченко-Финна все это делают), Голубкина-Дорман, к сожалению, отнюдь не являются великолепным тандемом, а этот их практикум - вообще кружок самодеятельности.
    Там и со сценарной-то мастерской куча проблем, а уж ребята с этих практикумов вообще имеют довольно мало представления о реальной жизни курсов.
  • Cocto· 2011-03-12 03:55:44
    "Берут туда людей взрослых, с высшим образованием, преимущественно мужчин — возникает вопрос, на что два года живут все эти люди и их семьи" - острый и для меня, как студента курсов, вопрос. Лично я работаю и посещаю занятия по мере возможности. Не представляю, каково это - сидеть целыми днями в аудитории и понимать, что в свои тридцать ты по-прежнему студент и денег не зарабатываешь. А таких людей много.

    По поводу остальных моментов - согласен с предыдущим комментом. Много перегибов. Все совсем не так трагично. Курсы так устроены, что каждый от них берет то, что хочет. То, что не снимают, - это абсолютно естественная инертность людей. Именно поэтому лишь 2-3 человека с курса остаются в профессии. А это уже неплохой результат для индустрии.

    Что касается сценаристов, с ними в России ситуация вообще трагичная. За исключением десятка имен, сценаристы России сливаются в одно унылое лицо со стершимися чертами. Не потому, что все плохо пишут, а потому, что так устроена наша индустрия кино. Мы не ищем профессионалов, у нас нет системы агентов и многое-многое другое.

  • vlad_dolohov· 2011-03-12 22:57:49
    Было приятно узнать, что Голубкина жива, курит и даже кого-то чему-то учит... Оплату, кстати, надо поднять - уж если находятся лохи, уверенные, что за год(три раза в неделю по вечерам) можно стать кинодраматургом, пусть платят! Голубкина квартиру внукам купит, Дорман - новый пиджачок, а искусству кино в любом случае от этого ни жарко, ни холодно)))
  • ziggy_stardust· 2011-03-13 00:35:11
    Заметка о том, что автору и ее персонажам действительно просто нечего сказать?
  • ecce-zoidberg· 2011-03-14 16:40:02
    в утешение "вечным студентам" хочу сообщить, что Джеймс Уэйл в 30-летнем возрасте зарабатывал на жизнь рисунками и игрой в покер, а примерно через 10 лет поставил "Франкенштейна"
  • karambolina· 2011-03-14 17:51:24
    зачем журналисты и рекламщики, а также попы и офтальмологи достают откуда-то такие деньги (их заработки вряд ли позволят им учиться на таких курсах) , чтобы оплатить обучение с неясными перспективами?
  • natataka· 2011-03-14 22:04:31
    натурально, заметка о том, что аффтару нечего сказать:)
  • pv· 2011-03-15 06:50:42
    или нечего кушать
  • Flora_Crewe· 2011-03-18 15:48:18
    по атмосфере смахивает на Литинститут, только там все делают вид, что им есть что сказать и за обучение на заочке платят в 11 раз меньше
  • Anaconda· 2011-03-23 23:00:50
    Инна, по-моему в точку! Я учусь в ЦДПО, курс рассчитан на 2 года. Но думаю, результат будет тот же. Я журналист как и вы, и видимо такой же скептик. Так что эту ироничную точку зрения по поводу попытки превращения великовозрастных талантов в профессиональных режиссеров, кинодраматургов и т.д. полностью разделяю.
  • Anaconda· 2011-03-23 23:00:58
    Инна, по-моему в точку! Я учусь в ЦДПО, курс рассчитан на 2 года. Но думаю, результат будет тот же. Я журналист как и вы, и видимо такой же скептик. Так что эту ироничную точку зрения по поводу попытки превращения великовозрастных талантов в профессиональных режиссеров, кинодраматургов и т.д. полностью разделяю.
  • garcia_chlorka· 2011-03-28 22:04:53
    Уважаемая Anaconda, у Вадима Шефнера есть повесть про журналиста, который пытался писать под псевдонимом Анаконда. Он плохо кончил, ему явился Инопланетный Шар. Почитайте и не пишите больше под псевдонимом Анаконда.
  • Boris Gouts· 2011-04-26 09:58:25
    Очень много неправды в статье... Никто Валю Лукащук, например, Аней не называет. Просто потому, что многие в мастерской даже не видели сериал "Школу". Что касается работы Гуца (моей), тоже не верно.

    "Довольно быстро мастера приходят к единому мнению, что снятая новелла — даже никакой не анализ. А так, наблюдение. Имеющее, конечно, право на существование, но…"............. Вообще-то это и было упражнение "НАБЛЮДЕНИЕ". А не анализ какой-нибудь...

    И вообще - правильно кто-то написал выше. В мастерской Хотиненко-Финн-Фенченко есть люди, которые вкалывают не по-детски. Каждую неделю по 2 задания. Плюс сценарии, плюс подготовка к двум курсовым. И мастера каждому готовы помогать и помогают.... Работы учеников уже получают призы на международных фестивалей. Так что не надо судить о ВКСР, забежав на них мимимолетом, а то можно пролететь как фанера над Парижем со всеми вытекающими печальными последствиями. Не надо выставлять себя с глупой стороны. Спасибо.
  • Denis Toom· 2011-04-26 20:24:13
    Спасибо большое! Ужасно смешно и точно.
  • Denis Toom· 2011-04-26 20:47:51
    Хотя это все правда, но я просто получил удовольствие художественное.
  • Lica Shmureva· 2011-04-27 00:51:07
    Инна, искренне Вам сочувствую!
    В любой мастерской есть люди, которые пришли учиться и чья жизнь в дальнейшем изменилась и люди, которые потеряли время зря и так ничего и не вынесли из этого образования. Часто эти люди жалеют и очень завидуют. Ну и логично видят все в трагичном или саркастическом свете. Что характерно, обычно они ищут тех у кого все-таки получилось и с удовольствием разбирают его по косточкам. После режиссерских мастерских они становятся кинокритиками, после сценарных - остаются журналистами. Подобную едкую статью написать легко, сложнее написать хороший сценарий и дать ему жизнь в экранизации или сценической постановке.
  • Vladimir Presnov· 2011-04-27 02:15:24
    Более бредовая статья только в журнале Афиша...
    http://www.afisha.ru/article/8859/
    Выдыхай, бобёр!
  • Latinica· 2011-04-27 16:03:27
    Видимо, уважаемая Инна, из сосуда может вытечь только то, что было в нем.
    О работе на Курсах рассказывает сам Дорман: http://www.rosculture.ru/culturehero/item3356/
  • Alex-t· 2011-05-06 22:27:06
    На курсы ходить не надо, тем более к Дорману и Голубкиной. Почитайте писанину их выпускников - серый фон. Голубкина была посредственным редактором на студии Горького, Дорман - просто ловкий парень. Сейчас есть только два педагога, которые помогут найти свою тему, повторяю - найти, а не научить. А педагоги эти - Арабов и Агишев. Но Агишев, кажется, сейчас мастерскую не ведет, а только читает лекции на курсах.Арабов во ВГИКе. Желаю всем удачи.
  • Татьяна Трушко· 2011-05-29 07:02:48
    Взгляд изнутри. Честный, откровенный, ироничный. Во всяком случае он о том, если кто-то и не попал на курсы, так унывать не стоит. Ваша голова всегда с вами . Желаю успеха.
  • termidor· 2011-07-13 17:02:55
    Беда ВКСР в том, что там могут учиться только люди, способные оплатить весьма немаленькую сумму. По свидетельству преподавателей, уровень студентов с каждым годом опускается всё ниже и ниже. Большинство действительно не знает, зачем они сюда явились и что хотят сказать миру. А без этого знания, извините, в кино делать нечего. Я заканчивала ВГИК, и на выходе примерно такая же картина: сценаристами работают несколько человек с курса (2 мастерских). Но это нормально, и так было всегда. А пробиться непросто - даже с дипломом профильного вуза - порой на это уходят годы.
    Ненормально другое. То, что в комментах старательно поливают грязью двух очень достойных преподавателей. И Людмила Владимировна Голубкина, и Олег Дорман - люди редкой эрудиции и интеллигентности. Они не только мастера своего дела, но и талантливые педагоги. Я несколько раз была на их занятиях уже после окончания ВГИКа и искренне завидовала их студентам.
    Вы поймите, никто не научит вас писать, но если у вас есть талант, очень важно, кто будет вашим учителем, кто задаст планку, ниже которой опускаться нельзя.
    Очень рада за Катю Попечителеву - у неё действительно очень хороший сценарий "Только небо, только ветер..." Его можно прочитать в "Искусстве кино".
  • Lilya Kim· 2012-02-13 18:56:37
    В американских киношколах учат ремеслу. Взгляды на творчество Бергмана никого не интересуют. Хочешь писать про инопланетян, Санту, девичник, или социальные проблемы - всё равно. Будь любезен научиться выстраивать историю, чтобы она держала внимание и помогала что-то понять, уважай зрителя, который тратит два часа и деньги. Владей драматургическими навыками, основными форматами, конвенциями жанров.
    А внутреннее наполнение твоих истории - это твой личный культурный и человеческий багаж, видение мира и глубина понимания происходящего в нём, себя, других и т.д. Этому никакая киношкола не научит. Об этом говорят сразу, в брошюре, описывающей программу предстоящего обучения. (учусь в UCLA)
Все новости ›