Не покидает ощущение, что авторы «Брестской крепости» как-то даже благодарны Великой Отечественной за то, что она была такой мучительной и кровопролитной.

Оцените материал

Просмотров: 62014

«Брестская крепость»

Мария Кувшинова · 29/10/2010
Образец высокобюджетной некрофилии

Имена:  Александр Котт

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Брестская крепость»

Кадр из фильма «Брестская крепость»

«Брестская крепость» Александра Котта — пока что лучшее из того, что было снято в России в жанре высокобюджетной некрофилии *. Атавистический совместный проект союзного государства России и Белоруссии, этот фильм был запущен в 2007 году; позапрошлым летом сообщалось, что он не укладывается в девятимиллионный бюджет; премьера состоялась на Московском фестивале, и наконец в начале ноября, получив поддержку Фонда кино, он выходит в прокат на скромных четырехстах копиях (у «Края» их было почти в два раза больше).

Действие фильма начинается 21 июня 1941 года — обитатели Брестской крепости живут своими обычными субботними делами: офицеры танцуют, фотографируются с семьей, покупают пиво, собираются в кино. Добродушный энкавэдэшник Вайнштейн ласково журит паникера, принимающего всерьез тревожные свидетельства польских перебежчиков. Командированный комиссар не может уехать из Бреста, поскольку билетов нет и начальнику станции запретили трогать бронь. Во второй части фильма почти все эти люди погибнут. Повествование ведется от лица воспитанника Акимова, мальчика-трубача, который сохранит для потомков имена героев и знамя гарнизона (и много лет спустя приведет внука-суворовца к памятнику в Бресте).

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Брестская крепость»

Кадр из фильма «Брестская крепость»

Со времен «Великой иллюзии» Жана Ренуара (и до «Бесславных ублюдков» Тарантино) главное назначение военного кинематографа — быть кинематографом антивоенным, но именно этого гуманистического посыла, кажется, совершенно лишены наши «патриотические блокбастеры». Не покидает ощущение, что авторы «Брестской крепости» как-то даже благодарны Великой Отечественной за то, что она была такой мучительной и кровопролитной, иначе откуда бы взялись бюджет и масштаб? Поэтому, наскоро представив своих абсолютно безупречных героев, режиссер переходит к их вдохновенному уничтожению.

Александр Котт очевидно упивается материалом. Нагромождает окровавленные тела. Выстраивает кадры (в сцене первого налета немецкой авиации экран вмещает бегущую по мосткам девочку, падающего в реку мальчика и водяной столб от взорвавшейся в воде бомбы). Работает с советским милитаристским контекстом (то архетипический пограничник с собакой мелькнет, то цитата из военной хроники, то журавль пролетит в небе перед расстрелом комиссара). Не обошлось и без милых бестактностей, в очередной раз подтверждающих, что трагедию, которая случилась семьдесят лет назад, трудно считать своей: открывающий титр «Брестская крепость» нацарапан на стене, как будто умирающие солдаты решили напоследок проанонсировать выход совместного продукта «Беларусьфильма» и ЦПШ.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:89

  • serge· 2010-10-29 17:56:49
    Фильма не видел. Однако не в этом дело. Аффтару не мешало бы усвоить несколько элементарных правил для любой рецензии. Первое - избегать пересказа сюжета и всех моментов, которые заранее сообщат потенциальному зрителю о содержании ленты (кажется, на современном птичьем языке это называется спойлер?) Второе - не вешать ярлыки (в данном случае - некрофилия). Я понимаю, конечно, что это приносит тихое внутренее удовольствие - вот, мол, какой я умниц, одним словом все сформулировал. Однако же никакое произведение искусства (и даже киноискусства, которое не совсем искусство) в это прокрустово ложе не влезает. Третье - причем здесь Трофименков и Слабошпицкий? Термин некрофилия по отношению к кино возник гораздо раньше. Четвертое - если нечего сказать, кроме общих слов (а весь последний абзац яркое свидетельство тому), лучше промолчать. Наконец, пятое - у меня, к примеру, "острую жалость" (цитирую аффтара) вызывают те юные читатели, которые думают, что вот это и есть киноведение.
  • schuplov_roman· 2010-10-29 19:25:18
    Такое г...но, как этот "фильм", лучшей рецензии и не заслуживает. Хотя она в целом неплохая. Вот я благодаря именно этой рецензии уже решил, что на это я в кинотеатр не пойду и платить за это не буду.
    P.S. А беларусьфильм и не снимает ничего, кроме "г...на"
  • yoshi-stan· 2010-10-29 20:12:07
    слабая и беспомощная рецензия, ровным счетом ничего не говорящая о самом фильме, зато много говорящая об эстетических и политических предпочтениях самого автора.
Читать все комментарии ›
Все новости ›