Разница между Михалковым и Учителем только в том, что Михалков талантлив и сошел с ума, а Учитель — более чем в своем уме.

Оцените материал

Просмотров: 46530

«Край»

Мария Кувшинова · 23/09/2010
Старый паровоз представляет новую Россию на «Оскаре»

Имена:  Алексей Учитель · Владимир Машков · Никита Михалков · Сергей Гармаш

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Край»

Кадр из фильма «Край»

Факт выдвижения на премию «Оскар» от РФ вынуждает подыскивать для фильма Алексея Учителя «Край» какие-то еще слова, помимо «гимнастерка», «Машков» и «сколько можно?».

Сразу после войны в глухой сибирский поселок приезжает контуженый машинист Игнат (Машков). Он молча забирает у местного коллеги женщину (Юлия Пересильд) и казенный паровоз, который удержать в своем распоряжении не удается, — Игнат отправляется в лес, где, по слухам, брошен за рухнувшим мостом еще один. Слухи верны, но в кабине обнаруживается одичавшая немка (Аньорка Штрехель). Дочь расстрелянного иностранного специалиста, она несколько лет прожила в тайге и всю войну пропустила. Оба трофея (опять-таки, женщина и паровоз) привезены в поселок, следует конфликт в женской бане, Игнат явно склоняется к немке, но по-настоящему любит только то, что работает от пара.

Как и многие другие кинопроизведения, снятые при поддержке телеканалов (в данном случае «Первого»), по замыслу и исполнению «Край» больше всего напоминает брикет из спрессованного сериала, перевязанный концептуальной ленточкой: легким смещением фокуса от человека к паровозу.

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Край»

Кадр из фильма «Край»

Герои украшают найденный паровоз ворованным листовым железом, немка пытается назвать его опасным именем «Густав» — в честь погибшего друга; машина постепенно вводится в круг основных персонажей.

Абсурдная гонка по рельсам в финале — Игнат против энкавэдэшника Фишмана (Сергей Гармаш) — призвана вспороть реалистическое повествование по шву, вывернуть его иррациональной изнанкой наружу; ангел возмездия Фишман, которого в поселке ждут весь фильм, заявляет после гонки, что он не Фишман, — и это действительно производит странное впечатление.

Но кажется, что это не Машков, а Алексей Учитель пытается разогнать паровоз, который вывезет его фильм из тематического и художественного тупика на просторы авторского кинематографа. Прорыв в трансцендентное не удается — мы остаемся в бараке, обжитом за долгие годы экранной эксплуатации советского ретро, среди картонных персонажей и однообразных в своей исполнительской манере актеров (Михаил Трофименков убедительно описывает скорее фильм, который у Учителя не получился).

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Край»

Кадр из фильма «Край»

В который раз по экрану марширует штампованное советское ретро, не интересное никому, включая своих создателей. Полуживой кинематограф имитирует большой стиль (и разница между Михалковым и Учителем тут только в том, что Михалков талантлив и сошел с ума, а Учитель более чем в своем уме).

Полуголый Машков на афишах имитирует эротическую линию — как будто в мире есть хоть один человек, мечтающий посмотреть на полуголого Машкова.

Алексей Учитель имитирует художественный жест и бежит впереди паровоза, анонсируя его прибытие в качестве полноценного персонажа картины. И в общем-то понятно, почему он это делает.

©  Централ Партнершип

Кадр из фильма «Край»

Кадр из фильма «Край»

«Край» — порождение многолетних оскаровских фантазий режиссера (который десять лет назад не попал в номинацию с «Дневником его жены»), голливудских амбиций продюсера Константина Эрнста и пиаровских потребностей ОАО РЖД, инвестора картины. Владимир Якунин утверждает в интервью, что при помощи кинематографа хотел «обозначить преемственность поколений» (вопрос в том, может ли экранная романтизация старой техники заменить кондиционер в вагоне поезда).

И конечно же, «Край» достоин представлять нашу родину на премии «Оскар» — это самый релевантный выбор из всех возможных. Турне на желтой «Ладе» под видом автопрома, бряцание устаревшим оружием на Красной площади под видом обороны — и пиар-продукт РЖД под видом национального кинематографа.

Вы пойдете на фильм Алексея Учителя «Край»?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Вы пойдете на фильм Алексея Учителя «Край»?

  • Нет, мне такое кино не интересно
    938
    40%
  • Да, мне интересно, кто представит Россию на «Оскаре»
    493
    21%
  • Другое
    342
    14%
  • Нет, мне надоело советское ретро
    286
    12%
  • Да, меня привлекают красивые полуголые люди на афише
    192
    8%
  • Да, я люблю советское ретро
    120
    5%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:19

  • timofeevsky· 2010-09-23 17:46:34
    Я вчера был на премьере, а сейчас с нарастающим изумлением прочел пяток рецензий на "Край", одна хвалебнее другой. Их написали те люди, которые полгода назад топтали картину Михалкова. Там в самом деле пустой Меньшиков, нет сценария, зато может быть воз претензий к Наде, играющей монотонно, исключительно навзрыд. Все это, впрочем, совершенно не важно: фильм Михалкова - кино, и даже кино выдающееся. Но Никита Сергеевич не из нашего садика, поэтому его смачно оплевали. Леша Учитель снял фильм, одновременно невнятный и банальный до крика, это профессиональная катастрофа. Но он свой, много страдал, безусловно заслужил, и критика его дружно облизывает.
    Маша, Вы - хорошая, умная, Вы все понимаете. Почему не сказать об этом прямо?
  • litanaar· 2010-09-23 19:47:40
    прекрасная рецензия, спасибо
  • Afilla· 2010-09-23 20:48:15
    и Учитель видно скурвился. Почему у нас в стране милых людей хватает на 1-2 фильма смолоду а потом в разнос
  • rogerdodger· 2010-09-23 21:05:53
    Браво!
    Отдельное спасибо за первое предложение, за "человека, мечтающего посмотреть на полуголого Машкова" и за Михалкова.)
  • bezumnypiero· 2010-09-23 21:12:10
    to timofeevsky

    думаю Мария еще не успела прочитать другие рецензии, материал даже в интернет-газету сдается заранее ))))
  • kustokusto· 2010-09-24 13:13:34
    Симуляционизм - как актуальный бренд режима?
    Как всегда жду больших обобщений.
  • interRaptor· 2010-09-24 22:30:28
    Каждый имеет право на свои падения и на свои взлеты, будь то Учитель, будь то Михалков. Что тут мусолить-то?
  • Sazonov· 2010-09-24 23:24:33
    так "край" изначально был задуман как сериал
    и некоторое время даже снимался как сериал
  • fierybrush· 2010-09-26 14:47:16
    to Sazonov
    кем задуман?
    если фильм снимался девять месяцев, то это совсем не значит, что он снимался как сериал.
    приложите пожалуйста ссылку на такую информацию.
  • carneau· 2010-09-26 16:53:57
    Маша, если вы не только хорошая, но и умная, то должны не поддаваться на провокации и понять, что снисходительная похвала Тимофеевского -- дурной знак. Старый лис, профукавший свой талант на обслуживании политиканов, проснулся и направил на вас свой лорнет. Так в свое время он пытался сделать марионеткой Дениса Горелова и еще кое-кого. Когда он – Тимофеевский – возглавлял пиар-компанию фильмов Учителя, гораздо боле слабых, чем «Край», усомниться в таланте этого режиссера было табу. Тогда он был своим, а Михалков чужим, теперь они с Никитой обрели классовую общность. И вот ценитель Висконти и Фассбиндера называет «УС-2» выдающимся кино. А Учитель выдвигается на Оскар без санкции бывшего куратора и гуру. Не обидно ли?
  • kritmassa· 2010-09-26 20:14:06
    2carneau: вот лучшее доказательство правила, слишком пренебрегаемого нашими критиками: ограничиваться замечаниями чисто литературными, не примешивая к оным догадок насчет постороннних обстоятельств, догадок большею частию столь же несправедливых, как и неблагопристойных.
    Это Пушкин написал и у вас, кажется, достанет ума применить эту литературную цитату к вашим кинообстоятельствам.
  • Ab· 2010-09-26 22:20:12
    Простите, но тут, как я понимаю, модератор возник и высказал, чтобы претензии (замечания) были "чисто литературными". Ну что ж, замечаю:

    Нет присутствует ли во фразе "В который раз по экрану марширует штампованное советское ретро, не интересное никому, включая своих создателей." домысел автора, неблагопристойно трактующим усилия создателей картины и мнения зрителей, коим интересно подобное кино (которое, кстати, является "ретро" только по картинке, но не по духу) ?

    И как может быть фильм пиаром (пиар-продуктом) от РЖД, если они (железнодорожники) монополисты?

    Да и "Оскаровской" фантазией картина быть не могла, потому что монополией на это место владел Михалков, пока сам не отказался от такой чести. К чему подавать воедино фильм и информационный повод для зрителей "Первого", который приделали "Краю" перед самым выходом?
  • kapetik· 2010-09-27 19:58:00
    А по-моему, замечательный фильм, а рецензия оч субъективная. И вообще какая-то странная теперь привычка у кинокритиков писать не про кино, а про свои чувства по этому поводу. Отсюда и комментарии, которые обсуждают не столько сам фильм, сколько какие-то разборки в цеху критиков и киношников
  • haneke· 2010-10-01 08:50:12
    А. Тимофеевскому: Так, кажется, она довольно прямо и сказала
  • tyti34· 2010-10-01 15:47:05
    Фильм оставляет странное впечатление, вроде и снято хорошо, и актеры не подвели, а чего-то не хватает... Смысла, идеи, приключения ради приключений да еще с российским колоритом. Но надо отдать должное, на фоне остальных шедевров нашего кино за последнее время фильм "Край"http://films.imhonet.ru/element/1108098/ очень неплох
  • smarty· 2010-10-02 02:18:35
    Забавно, что если не раскрывать всю ветку комментариев, среди первых основных видимых после статьи будут только отрицательные отзывы. Только.
    Открыла ветку - а остальные-то подкачали, положительное пишут.

    К авторам подобных пышущих желанием чего-нибудь разнести статеек у меня вопросы возникают только к громким воскликам в порыве бушующего сардонического гнева а-ля "и конечно же, Край достоин" - кого на Оскар-то выдвинуть надо было?
  • allla· 2010-10-08 11:11:39
    Кино замечательное, и Машков замечателен. А ругать наше кино модно, да. Чаще - не видя самого фильма. По всему, автор рецензии на пике моды.
  • Stasy80· 2010-12-26 03:23:21
    БОлее ужасного фильма я ещё не смотрела. Хотя сейчас такое не редкость.
    "НЕ ВЕРЮ!"
  • InterFilmWostok· 2011-09-07 14:10:20
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00
    ИнтерФильмВосток InterFilmWostok presents:
    :ДОпремьерные показы новейших НЕМЕЦКОязычных фильмов

    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011:
    Только в «Доме Кино» на Толбухина штрассе +3 75 293 900217

    1.
    ПОЛЬСКАЯ ПАСХА
    POLNISCHE OSTERN / EASTER GOIS POLISH
    КОМЕДИЯ, 91 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2011
    Режиссер: Якоб Цимницки
    Сценарий: Катрин Милхан, Якоб Цимницки
    Оператор: Бенжамин Дернбехер
    Кастинг: Даниела Толкиен
    Композитор: Дирк Дрессельхаус
    Продюсеры: IШтеффи Аккерман
    Производство: Polyphon Film-und Fernsehgesellschaft,Das Kleine Fernsehspiel ZDF;DOKfilm Fernsehproduktion GmbH
    В ролях: Генри Хюбшен, Парашива Драгус, Адриан Тополь, Гражина Шаполовска, Барбара Высотска, Валера Канищев, Дорис Кунстман
    Новая комедия с Хенри Хюбхен Henry Huebchen в главной роли
    фильмография: Виски с водкой /Whisky mit Wodka/ Мои слова, моя ложь, моя любовь /Lila, Lila/ "Все за Цукеров" /Alles auf Zucker!/, Повар-вор /c(r)ook/, Дальний свет /Lichter/ и Гражина Шаполовска Grazyna Szapolowska филмография: Розочка /Rozyczka/, Пан Тадеуш /Pan tadeusz/, Три цвета: белый /Trois couleurs: Blanc/, Осуждение /Condanna, La/, Глядя друг на друга /Egymasra nezve/
    Булочник Вернер Грабош обеспокоен тем, что после смерти дочери в результате автокатастрофы, его единственная любимая внучка Матильда должна вернуться к своему польскому отцу и покинуть Германию. Матильду отправляют в Польшу,тем временем у Вернера созревает план. На Пасху он впервые решает посетить польских родственников…Звёздный Немецко-Польский актерский ансамбль (Хенри Хюбхен, Гражина Шаполовска), великолепный этнический саунд фильма, забавный монтаж; так мило и с юмором описывает, живущий в Берлине режиссер Якоб Цимницки, отношения между людьми, отношения между соседями: Германией и Польшей.
    Макс Офюльс Прайс, Саарбрюккен, Зоммер Нахт Фильм Фестиваль и т.д.
    ---

    2.
    В ТЕНИ
    IM SCHATTEN
    ТРИЛЛЕР, 85 МИН. / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Томас Арслан
    Сценарий: Томас Арслан
    Оператор: Райнхольд Форшнайдер
    Монтаж: Беттина Бликведе
    Художник-постановщик: Райнхильд Блашке
    Музыка: Гейр Йенсен
    Продюсеры: Флориан Кёрнер фон Густорф, Михаэль Вебер
    Производство: Schramm Film Koerner & Weber совместно с ZDF/3sat
    В ролях: Мишель Матишевич, Каролине Айххорн, Уве Бом, Райнер Бок, Давид Шелер, Петер Курт
    Профессиональный грабитель Троян, выйдя из тюрьмы, сразу оказывается в привычном для него криминальном мире. Ему нужны деньги, и он ищет себе дело, которое при минимальных усилиях принесло бы хорошую выручку. И такое дело находится: ограбление инкассаторов. В подготовке операции Троян крайне осторожен и предусмотрителен; всё говорит за то, что она должна пройти успешно. Есть, однако, человек, которого он не учитывает в своих планах…
    Участие в фестивалях:
    Берлинский Международный Кинофестиваль Берлинале 2010, Буэнос-Айрес 2010, Шанхай 2010 и т.д.
    ---

    3.
    ГРАНИЦА
    DIE GRENZE
    ТРИЛЛЕР, 120 МИН / ГЕРМАНИЯ 2010
    Режиссер: Роланд Зузо Рихтер
    Сценарий: Кристоф и Фридеманн Фромм по идее Нико Хофманна
    Оператор: Холли Финк
    Монтаж: Bernd Schlegel
    Художник-постановщик: Михаэль Кёнинг
    Музыка: Мартин Тодшаро
    Продюсер: Нико Хофманн
    Производство: teamWorks Television & Film GmbH по заказу SAT 1 совместно с Seven One International
    В ролях: Бенно Фюрманн, Мари Боймер, Томас Кречманн, Уве Кокиш, Аня Клинг, Инка Фридрих
    Рекламный дизайнер Рольф Хаас, человек финансово благополучный и уверенный в себе, в одночасье лишается всего. Из квартиры, за которую он в срок выплачивал аренду, его выселяют под предлогом многомесячной задержки платы. Все деньги с кредитных карт оказываются переведенными в швейцарский банк по его поручению, которого он никому никогда не давал. Семьи у него нет, а о том, как он поступил со своим лучшим другом, ему горько даже вспоминать. Он почти потерял надежду понять, что с ним произошло, как вдруг появляется женщина, обещающая вернуть все потери. Она – советник канцлера по вопросам государственной безопасности. Что нужно ей от него, а главное – какой ценой он может вернуть себе все, чего его лишили?

    ИнтерФильмВосток представляет
    :ind.newGERMAN_CINEMAfest:minsk:belarus:2011
    :фЭст нового немецкого кино:минск:беларусь:2011
    Только 13,14,15 Октября 2011 в 21.00 в Доме Кино на Толбухина Штрассе 18 инфо +375 293 900217
    Ахтунг! мой КИНОдруг и коллега. Передай ИНФО по-возможности ДАЛЬШЕ.
    Спасибо за КУЛЬТУРную поддержку!
Все новости ›