Сейчас никто с кино связываться не хочет, между прочим – после «Обитаемого острова».

Оцените материал

Просмотров: 23086

Алексей Герман-младший: «Киносообщество превратилось в неприятных бубнящих карликов»

Мария Кувшинова · 30/08/2010
Режиссер «Гарпастума» и «Бумажного солдата» о том, что в России не должно быть ни одного непоротого поколения

Имена:  Александр Сокуров · Алексей Герман-младший · Алексей Попогребский · Алексей Федорченко · Андрей Звягинцев · Борис Хлебников · Никита Михалков · Николай Хомерики

©  Андрей Самойлов

Алексей Герман

Алексей Герман

К концу лета затихли бурные осуждения последствий реформы кинематографии, но очевидно, что с окончанием сезона отпусков они возобновятся. Между тем у реформы уже есть результаты – Министерство культуры опубликовало первые цифры по заявкам на господдержку.

Алексей Герман-младший, дважды представлявший Россию в конкурсе Венецианского фестиваля (с «Гарпастумом» и «Бумажным солдатом»), лауреат «Серебряного льва» за режиссуру, рассказал OPENSPACE.RU о своем отношении к нововведениям, которые рискуют перечеркнуть достижения отечественного кино последних лет.


– На протяжении почти всей постсоветской истории предпринимаются попытки как-то реформировать кинематограф, как-то запустить индустрию, но ничего пока не получается…

– Начнем с того, что вообще никто не понимает, что такое русское кино. В России нет честной статистики посещаемости залов. В России 80 процентов доходов идет пиратам. В России 50 процентов прибыли от проката забирают кинотеатры. В России немного телеканалов, которые могут что-то покупать. Мы живем на территории, которая укрыта многометровым слоем снега, и вот что под этим снегом – никто не понимает. Что под ним? Может быть, озеро? Или залежи золота? Там может быть все, что угодно. Будем называть вещи своими именами: огромное количество заводов, выпускающих контрафактные диски, принадлежали правоохранительным органам. С ними никто не боролся. Может быть, если убрать снег, индустрия будет прекрасно существовать и без господдержки? Я знаю, что говорю банальные вещи, но мы существуем в абсолютно парадоксальной ситуации, когда наше кино в производстве дорого – дороже, чем в Европе; когда нам отрезаны все пути для выхода на окупаемость, в том числе и DVD. О чем идет речь? Речь идет о том, что нужны правила игры. Если мы играем в господдержку, давайте делать честный конкурс. Если мы не играем в господдержку, давайте тогда боритесь с пиратством, чтобы все существовали в одинаковых условиях: кто выживет, тот выживет. Это правильный и честный вариант.

– Компании-деньгополучатели, которые попали в новый фонд, это же не самозванцы какие-то. Там известные на рынке продюсеры.

– Многие компании, которые вошли в восьмерку, существовали много лет – пятнадцать, двадцать, получая огромные дотации от государства. Что помешало части русских продюсеров, которые любят выступать по телевизору и производить некий шум, стать новыми Брукхаймерами? Что им помешало выйти в прокат во всем мире? Критерием должна быть прибыль. Но прибыли ничего не приносит – ни «коммерческое» кино, ни арт. Дальше начался кризис. К этому времени все те же фигуранты, которые присутствуют в списке мейджоров, колоссально надули бюджеты. Все начали снимать крупнобюджетные фильмы, ничего не окупилось, у всех долги – поэтому надо задушить конкурентов. Никто же не посмотрит очередной исторический блокбастер о триумфе русского оружия над печенегами, условно говоря.

Дальше история про экспертизу. Она такая же нечестная, как все, что происходит вокруг. Мы живем в фантасмагории. Исследование, на котором базируются решения, очень неточное. Оно заранее подогнано под результат. Изначально история была благородная – поддержать коммерческое кино, чтобы значительная часть средств, которая была потрачена государством, начала возвращаться. Все это превратилось в стыдную вещь. Была разработана система баллов (баллы студиям начислялись по нескольким параметрам, в том числе за участие в международных фестивалях, за телевизионные рейтинги. – OS). Но в экспертизе были заложены абсолютно намеренные системные ошибки. По какой-то непонятной причине произошло… назовем это обман. Считали баллы фильма, например «Возвращение», – забыли второго «Золотого льва» (за лучший дебют. – OS). И вроде бы из-за такой мелочи компания «Рен-фильм» недобрала баллов и не получила деньги, а получила компания Art Pictures. Вообще не посчитали призера венецианcкой программы «Горизонты» Алексея Федорченко. Не посчитали каннский приз ФИПРЕССИ Сокурову и т.д. Не посчитали фильм «Гарпастум», который участвовал в конкурсе Венецианского фестиваля. Зато посчитали фильм «Персона нон грата» Кшиштофа Занусси, как фильм производства компании «ТриТэ» и т.д. То же самое с телевидением: указан рейтинг, но не указано количество показов. Цифры – левые. Компания Movie Research, которая занималась анализом для правительства, давно и тесно связана с частью компаний, которые выиграли конкурс. Зимбабве.

Нет того, нет сего – гадание на кофейной гуще.

Если мы хотим играть честно, то почему существует специальное допущение в исследовании? Я все время задаю один и тот же вопрос: почему, собственно говоря, те люди, которые прекрасно знают ситуацию и вхожи в фонд, не обратили на это внимания? Все же знают, что у Звягинцева было два «Золотых льва». Михалков не знал? «Ой, мы ошиблись, у нас не очень хорошее исследование, мы сейчас выделим на три года по двести пятьдесят миллионов рублей, а потом пересчитаем». Почему люди, которые сняли хуеву тучу фильмов, не смогли построить ни одной рентабельной компании, кроме Эрнста с Максимовым? Почему в рейтинге учитываются только кассовые сборы, даже если фильм стоил $30 млн, а собрал $15? Понятно, что так везде, непонятно только шизофреническое удивление государства, когда людей такое положение дел не устраивает. Власть удивляется: «Мы вас так любим, а вы…». Видимо, для государства главная цель – благосостояние Михалкова. А что хорошие, молодые, успешные кинокомпании погибнут – пофигу.

– Интересно, если бы Эрнст и Максимов платили живые деньги на рекламу своих фильмов на «Первом канале», была бы их компания рентабельной? Как вообще считать рентабельность, если все непрозрачно?

– Не знаю. Делайте тогда открытое обсуждение. Мне кажется несправедливым вот что: был Минкульт. Плохой, хороший. Кто-то говорит – давал откаты, я откатов не давал. Когда они начали выделять деньги на дебюты, был колоссальный вал критики со стороны известных режиссеров: «Зачем вы даете деньги молодым, когда надо поддерживать старых?» Минкульт это давление выдержал – в итоге появились Боря Хлебников, Леша Попогребский, Бакур Бакурадзе, Хомерики Коля и так далее…

– Но ведь в Минкульте и сейчас хотят оставить деньги на дебюты.

– На этот год, и до сих пор непонятно сколько. В следующем году может быть секвестирование бюджета.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:4

  • kustokusto· 2010-08-31 11:41:57
    Браво , Герман! Это уже не нытьё. Только вбивать подобные слова нужно нашим соотечественникам каждый день - в противовес фантасмагории лилипутов - которую они смотрят каждый день по зомбоящику.
    Но ничего - будет ещё и на нашей улице небо в колбасах.
  • ro_fiesta· 2010-08-31 15:19:11
    толковый человек! в очередной раз убедилась
  • bitmaker· 2010-09-09 16:06:56
    Браво! Очень хорошее интервью! Спасибо!
Читать все комментарии ›
Все новости ›