Хороший звук в фильме — тот, который не заметен, хорошее изображение — то, которое не мешает смотреть, хороший режиссер — тот, кто отступает, вовлекая зрителя в картину.

Оцените материал

Просмотров: 16805

Сергей Лозница: «Ни черта не срастется»

Ольга Шакина · 25/08/2010
Режиссер-документалист и математик — о своем игровом дебюте и отсутствии цикличности в русской истории

Имена:  Олег Муту · Сергей Лозница

©  www.loznitsa.com

Сергей Лозница

Сергей Лозница

«Счастье мое», игровой дебют одного из самых известных постсоветских документалистов Сергея Лозницы («Полустанок», «Портрет», «Блокада»), по идее должен был превратиться во второй «Груз 200» — с ломанием копий и обвинением украинского автора в русофобии на деньги европейских кинопродюсеров.

Но вышло так, что фильм, в котором российская реальность представлена как тотальная война всех против всех, скорее понравился публике — как западной (премьера фильма состоялась в конкурсе Каннского фестиваля), так и отечественной (во время показа в конкурсе «Кинотавра»). За годы, прошедшие даже с момента выхода «Груза 200» (2007), реальность сильно подтянулась к макабрическим видениям самых мрачных отечественных режиссеров — и «Счастье мое» оказалось тем самым «очень своевременным фильмом».

За последние месяцы картина успела поучаствовать еще в нескольких киносмотрах и в сентябре будет показана в Перми на фестивале «Текстура», а потом неизбежно выйдет в прокат. Сергей Лозница рассказал OPENSPACE.RU о том, как понимать его высказывание и о том, что чувствовать не обязательно: главное — думать.

— Вы математик по образованию. Это как-то применимо в кино?

— Образование повлияло на способность выстраивать структуры, создавать конструкции — неизбыточные. Я, когда делал документальное кино, всегда экспериментировал, используя разнообразные структуры, аналогии которым есть в математике. Фильм — это законченная формула. Фильм — это функция. Вы создаете структуру, которая может породить эмоцию. Я думаю, любой режиссер должен иметь математическое образование, потому что математика учит абстрактно мыслить. То, чем мы занимаемся, — это же интеллектуальная спекуляция. И чтобы быть в ней корректным, необходимо отсеивать то, что не входит в ее поле.

Выстраивание фильма, начиная с первого кадра — последовательное выстраивание конструкции, что не так далеко от архитектуры, например. Логика сюжетостроения — тоже часть математики.

— Мнение, которое я часто слышала от коллег: в фильме ударные первые полчаса, а потом действие дает слабину. Теперь понятно почему — вы же ритм меняете.

— Я не думаю, что в начале действие бодрее идет: оно достаточно равномерно, там нет особых всплесков. Бодренькое оно в самом конце — там я полностью меняю стиль картины, манеру повествования.

Фильм большей частью состоит из длинных планов — две, три, даже четыре с половиной минуты — и, казалось бы, поначалу не заботится об эмоции зрителя так очевидно, как о ней заботится кино с быстрым монтажом. И вдруг в финале начинается стремительная смена планов, которая еще больше подчеркивает эмоциональность эпизода. Это опять-таки математически просчитано, выстроено. Мы — я и оператор Олег Муту — посчитали, что только так можем эту сцену снять.

В картине сто сорок планов, и сорок из них приходится на последний эпизод. Первые сто планов идут час пятьдесят пять, оставшиеся сорок укладываются в десять минут. Может, именно поэтому финальный эпизод так действует на зрителя. Я даже не могу сейчас привести подходящую аналогию с архитектурной конструкцией — когда внизу большие, крупные массы, а венчает это все очень мелкая фактура.

Читать текст полностью

Как вы относитесь к «чернухе» в новом российском кино?

Голосование завершено
Результат голоcования по вопросу:

Как вы относитесь к «чернухе» в новом российском кино?

  • Какая жизнь, такое и кино
    415
    35%
  • В целом я за правду жизни, но есть же и положительные примеры
    236
    20%
  • Другое
    211
    18%
  • Наши кинематографисты - очернители реальности
    173
    15%
  • Ужасов хватает в реальности, в кино хочется праздника
    137
    12%
Все голосования

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:2

  • gorod_solnca· 2010-11-24 01:24:19
    Современное серьёзное кино всё больше напоминает иероглиф. То есть сама история теряет свой смысл. Значение имеет лишь философия создателя фильма, его жизненная позиция, поиски и возможные ответы. Ты уже не можешь сказать: "Это фильм о водителе, путешествующем по глубинке". А сразу же начинаешь рассуждать о морали, боли, несправедливости. Таким образом, сама работа становится гиперссылкой, которая уводит тебя в совершенно другие пространства. Да, впрочем, дело, наверное, в самих режиссерах такого кино. Они - умны, начитаны, "насмотренны", умеют слышать и видеть, делать выводы. Правда, одни свою философию облекают в чувства, а Сергей Лозница - в конструкции. Он, как автор, - сдержан, практичен и лаконичен. Он не боится делать кино для себя. Это смелость. И она покоряет зрителя. Когда даже после титров погружение в фильм продолжается.

    Что касается интервью.. Очень толковое. Только, видно, снова Сергей Лозница был ведущим, а журналист - ведомым:)
  • Ha-ha· 2010-12-24 14:45:05
    Бардин VS Лозница )) какой интересный PR, а главное чей ))...
    Фильмы Сергея поистине завораживают...

    © Субъективное мнение
Все новости ›