Основную музыкальную тему фильма – песню с припевом «фрау, я не настоящий Штирлиц, фрау, я не настоящий» – в принципе можно ставить эпиграфом ко всей политической и социальной системе последних десяти лет.

Оцените материал

Просмотров: 43285

«Одноклассники»

Мария Кувшинова · 11/03/2010
Сергей Соловьев и его студентка сняли фильм о том, как скучно было взрослеть в нулевые

Имена:  Сергей Соловьев · Софья Карпунина

©  Наше Кино

Кадр из фильма «Одноклассники»

Кадр из фильма «Одноклассники»

Режиссер Сергей Соловьев — предельный тип взрослого, бесконечно уверенного в априорной правоте подростка. Он из тех, кто думает, что молодые (пользуясь определением Феллини) — это высшие существа, гости из будущего, прилетевшие к нам на космических кораблях.

Без этой веры не было бы цикла картин, теперь уверенно формирующих авторскую тетралогию (еще одну — фильмы Соловьева складываются в новые циклы, как стеклышки в калейдоскопе, от малейшего прикосновения): «Сто дней после детства» (про взросление в 70-е, на берегу заболоченного пруда, под лермонтовский «Маскарад»), «Асса» (про взросление в предрассветной духоте 80-х), «Нежный возраст» (про взросление в 90-е, на фоне вялотекущей гражданской войны) и новая картина «Одноклассники» (про взросление в нулевые, десятилетку победившего евроремонта).

©  Наше Кино

Кадр из фильма «Одноклассники»

Кадр из фильма «Одноклассники»

Как в «Ассе» Соловьев поверил юному сценаристу Сергею Ливневу; как в «Нежном возрасте» он поверил своему сыну Дмитрию, придумавшему и сыгравшему главного героя, — так и теперь он верит собственной студентке Софье Карпуниной, которая принесла ему сценарий короткометражки и согласилась вместе с мастером превратить ее в полный метр.

Мы отлично помним, что имел сообщить нам Ливнев; чуть хуже мы помним монолог Дмитрия Соловьева. Соня же Карпунина (сценаристка и исполнительница главной роли) сообщает вот что: спустя три года после окончания школы утомленная комфортом чудачка все еще окружена верными одноклассниками — своим вип-женихом (Константин Крюков) и его обаятельным товарищем-балбесом (Аристарх Венес). Железобетонная замотивированность первого и расслабленный пофигизм второго одинаково скучны героине, которая хочет писать, ходит на курсы драматургии и от тоски режет себе вены в ванной, за элитной дверью из массива дерева (режет не вдоль — поперек). Она внезапно просит приятеля увезти ее в Петербург, ходит перед ним по номеру без одежды, принуждает и отказывает в близости, а потом и вовсе исчезает в неизвестном направлении, оставив своих парней недоумевать в кафе «Жан-Жак» за доской для нардов. К счастью, постановщиком является все-таки не Софья Карпунина (которая про себя точно уверена, что прилетала к нам на космическом корабле), а взрослый мужчина, которому так или иначе удается погасить самые пылкие девические проявления из серии «я робот, но это нормально».

©  Наше Кино

Кадр из фильма «Одноклассники»

Кадр из фильма «Одноклассники»

Взгляды юного творца на самого себя понятны, но раз мы заговорили о сквозной, проходящей чуть ли не через полвека тетралогии, то стоит бросить взгляд на формирующую героев и их реальных сверстников среду. В этом смысле «Сто дней после детства» — это фильм о подростковых фрустрациях в тисках фальшивой духовности. «Асса» — о желании и попытке из этих тисков вырваться. Сумбурный «Нежный возраст» — о клокочущем времени, которое невозможно убедительно описать. «Одноклассники» (в названии которых слышится не только знаменитый бренд рунета, но и обманчивые отзвуки «Ассы») — о полном отсутствии времени.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:9

  • engel-ruban· 2010-03-12 12:43:11
    Безумно скучный и неинтересный портрет поколения нулевых!
  • morgana· 2010-03-12 13:48:11
    дезориентированный. поравьте, а то неловко. а так - хороший текст, трезвый.
  • veterator· 2010-03-13 11:16:33
    Ольбрыхскому недавно 65 стукнуло.
    Успевает и в Голливуд, и к Янчо, и к Соловьёву.
Читать все комментарии ›

 

Все новости ›