В нулевые было очень много по-хорошему странного кино, эскапизм героев которого выражался в экстравагантном поведении: они могли спонтанно кидаться в странные танцы под гаражную музыку 60-х или организовывать некое подобие военизированной секты».

Оцените материал

Просмотров: 264176

Топ-15: лучшие фильмы нулевых, которые вы не видели

Борис Нелепо, Мария Кувшинова, Владимир Захаров · 22/12/2009
Кинообозреватели OPENSPACE.RU выбрали пятнадцать фильмов десятилетия, которые вы (возможно, скорее всего) не видели, но должны посмотреть
Кадр из фильма «Ритуал»

Кадр из фильма «Ритуал»

Это субъективный список, в который попали картины, которые мы увидели в новом веке и не смогли забыть. Нам кажется, что они достойны более пристального внимания зрителей, и мы уверены, что многие из их создателей (кроме тех, кто уже умер) будут определять кинематограф следующего десятилетия.


«Ритуал» (Shiki-Jitsu). Режиссер Хидэаки Анно. Япония, 2000

Кадр из фильма «Ритуал»

Кадр из фильма «Ритуал»

«Завтра мой день рождения», — говорит странная девушка незнакомцу. На следующий день он приходит с цветами и подарком, но она их отвергает, говорит: «Завтра мой день рождения». Незнакомец решает снять про чудачку фильм и заодно влюбляется в нее.

Аяко Фудзитани (ее в «Токио!» Мишель Гондри недавно превратил в стул) — дочка дуболома Стивена Сигала, написала грустную повесть «Ритуал» по мотивам своего детства в Лос-Анджелесе. Экранизировать повесть взялся известнейший японский режиссер-аниматор Хидэаки Анно (после успеха сериала «Евангелион нового поколения» он пробовал себя в обычном кино). Анно подредактировал сценарий и заменил герою профессию на собственную: тот стал фрустрированным режиссером-аниматором, который думает снять фильм с живыми актерами. Главную мужскую роль сыграл другой японский режиссер, Сюндзи Иваи — тоже гений и поэт. Главную женскую — сама Аяко Фудзитани. Анно старался сделать фильм похожим на живописное полотно. Делал абстрактные картины из игрушечных дорог и машинок, красных зонтов или тел актеров. Здесь шлагбаумы на железной дороге вальсируют, а обычный дым из трубы завода так вписан в кадр, что хоть сейчас на выставку. В токийском музее фотографии фильм и показывали, а больше почти нигде. — В.З.


«Ночь за ночью» (Toutes les nuits). Режиссер Эжен Грин. Франция, 2001

Кадр из фильма «Ночь за ночью»

Кадр из фильма «Ночь за ночью»

Эжен Грин — радикальный последователь Брессона, создавший собственную узнаваемую эстетику уже в своем первом и лучшем фильме, «Ночь за ночью» (на момент дебюта ему было пятьдесят четыре года). Это экранизация «Первого “Воспитания чувств”» Флобера, действие которого перенесено в 1960—1970-е (разумеется, в кадр попадают и майские восстания шестьдесят восьмого); история двух выросших вместе друзей, дороги которых резко расходятся. Грину, как никому, удается возвратить ощущение большого киноромана, при том что это сугубо камерный кинематограф. Герои Грина отстраненно произносят, глядя прямо в камеру, пылкие монологи, перемежаемые барочной музыкой. В его фильмах друг друга любят в течение многих лет по переписке, принимают решения, увидев вспышку света на фасаде собора, и отдаются незнакомцу с ранами от распятия на руках. Ему минимальными средствами и при самых ничтожных бюджетах поддаются любые сюжеты и темы. Например, следующий его фильм, «Живущий мир», — сказка о рыцаре, бросающем вызов огру, который держит взаперти прекрасную даму и питается окрестными детьми. Не всем придется по вкусу высокопарность и утонченная, преувеличенная французскость Грина, который вообще-то Юджин и происходит из Нью-Йорка, от чего всячески открещивается и даже отказывается давать интервью по-английски. Свою жизнь во Франции он начал с открытия в Париже собственного театра в конце 70-х. Как поход в любимый театр и следует воспринимать его кино: театральный теоретик и специалист по барочной культуре, Грин разыгрывает со своей труппой в узнаваемых декорациях самые разные сюжеты, и вкус его никогда не подводит. — Б.Н.


«Возвращение Калиостро» (In ritorno di Cagliostro). Режиссер Даниеле Чипри и Франко Мареско. Италия, 2003

Кадр из фильма «Возвращение Калиостро»

Кадр из фильма «Возвращение Калиостро»

Чипри и Мареско — могильщики, весело кидающие кости на могиле давно покойного итальянского кино. Они живут в Палермо, когда-то снимали на деньги телеканала «РАИ-3» похабные черно-белые ролики про местных идиотов в ожидании Апокалипсиса, а также документальные фильмы вроде «Пидорас» (воспоминания очевидцев о визите Пазолини на Сицилию) или «Энцо, завтра в Палермо!» (про крестного отца, помешанного на кинематографе). Их самая радикальная картина — постпазолиниевский гротеск «Тото, который жил дважды» — спровоцировал несколько цензурных скандалов в разных странах мира. «Возвращение Калиостро» по сравнению с ним — почти народная комедия, черно-белое «кино о кино», в котором два сумасшедших сицилийца из 40-х затевают постановку крупнобюджетного фильма про графа Калиостро и приглашают на главную роль избалованного голливудского актера (Роберт Инглунд). Здесь Чипри и Мареско, любимцы венецианской «Мостры», издеваются над всем, без чего невозможно современное фестивальное движение, от национального колорита до неприкосновенной классики (в «Калиостро» пародируются, в частности, и некоторые феллиниевские приемы). В снятом ими через год документальном фильме «Как мы изгадили итальянское кино: правдивая история Франко и Чиччо» главными героями cinema italiano провозглашаются два комика, которых в 60-е люто ненавидели интеллектуалы. — М.К.
Страницы:

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:21

  • zelo· 2009-12-22 19:10:42
    один я все-таки видел. но только из заметки узнал, о чем все-таки он был. спасибо.
  • pataphysic· 2009-12-23 13:20:39
    спасибо за обзор, попробую найти и посмотреть...
  • sinefil2· 2009-12-23 13:23:58
    палфи а не пальфи
  • commentator· 2009-12-23 14:10:51
    cinephile а не sinefil

    (вы любите кино или полны греха? в любом случае, садитесь, двойка)
  • mkuvshinova· 2009-12-23 14:16:10
    Спорно. Вот здесь он отчетливо называет себя "Пальфи"
    http://www.youtube.com/watch?v=uw3lweCknRM
  • serge· 2009-12-23 16:19:53
    Типичный пример регресса так называемой критики. Материал придуман по принципу "абы что написать". Почему, например, именно 15 фильмов, а не 10 или 20? По какому ЕДИНОМУ для всех критерию выбирали фильмы, кроме "нравится-не нраится?" Почему читатели ДОЛЖНЫ их посмотреть? Это на "Чапаева" строем водили, а здесь каждый волен выбирать сам. Предлагаю заодно еще несколько тем для будущих авторов: "15 книг, которые вы не читали, но должны прочесть", "15 спектаклей, которых вы не видели, но...", "15..." ну и т.д.
    Низачот
  • masha-tereschenko· 2009-12-23 23:00:59
    А по-моему. прикольно. Это ведь правда - в любом виде искусства существуют очень хорошие вещи, которые по каким-то таинственным причинам не доходят до зрителя - об этом и материал, а вовсе "не абы о чем". А 15 - предполагаю, потому, что их вспомнилось больше, чем 10, но меньше, чем 20...
  • revelateur· 2009-12-23 23:42:16
    Уважаемый serge, я как один из составителей этого списка хочу вам ответить. 15 фильмов было выбрано, потому что список составляли трое человек. Когда мы это придумали, то решили, что лучше всего будет, если каждый возьмет себе по пять фильмов. Это самое точное число, потому что материал и так получился на три страницы, не уверен, что целесообразно было бы растягивать для первого раза его еще больше. Хотя, если будет интерес, то мы бы могли бы сделать продолжение - многое осталось за кадром (я, например, специально не стал брать фильмы режиссеров, о которых я писал в рубрике "Скрытое" - т.е. картины Наоми Кавасе, Лав Диаса, Филиппа Гранрийе, Сержа Бозона и других режиссеров).

    Критерии очень простые. Фильм не выходил в российский прокат/на двд (изначально мы хотели избегать и показов на фестивалях, но это слишком уж радикальное требование) и кажется нам не заслуживающим отсутствия такого внимания. За свой список я могу ответить конкретно, по персоналиям и фильмам - почему именно эти фильмы так важны для нулевых, потому что каждый режиссер здесь представляет определенную тенденцию - будь то новый регионализм филиппинского кинематографа, радикальная актуализация брессоновских идей у Грина, цифровая революция Кошты, новое религиозное кино Серры, странность Гомеша и тд. Про Веерасетакула я не говорю даже - недавно по всем информ.агентствам проскочила новость, что кураторы фестиваля в Торонто объявили указанный мной фильм этого тайского режиссера главным фильмом десятилетия. А у нас он ходит в неизвестных - соответственно, нужно было о нём рассказать. Разумеется, вы не должны, но странно, что у вас вызывает такое неприятие упоминание каких-то неизвестных все-таки широкому кругу зрителей имен (про ряд авторов, например, про Гомеша - в этом тексте написано на русском языке впервые, хотя ведущая иностранная критика и киноведение ему уделяет пристальное внимание).

    Но я, наверное, уже очень сильно расписался.
    С уважением,
    Борис.
  • serge· 2009-12-24 15:30:14
    Борису.
    Принято. Но вот какая штука - не хватает(мне лично) обоснований, почему надо посмотреть именно эти фильмы, а не, например, в пятый раз поймать кайф от "Персоны", "Блоу ап", "Гибели богов", "Крестного отца". Только потому, что названные вами фильмы сняты относительно недавно? Но для меня, например, явный кризис киноикусства начался уже в начале 80-х, и со мной согласны многие, просто стесняются об этом сказать, чтобы не прослыть старомодными. А кураторы фестиваля в Торонто для меня не авторитет - ведь им надо что-то говорить, чтобы продвигать фестиваль. По тем же причинам мужские бритвы обазводятся вторым, третьим и т.п. лезвием. Это обычные маркетинговые заморочки.
    И потом у вас много чисто киноведческого сленга. Ну что значит, например, выражение "радикальная актуализация брессоновских идей"? Каких именно? В чем конкретно этот радикализм и актуализация выражаются? Представьте себе, например, выражение, что у автор прозы имярек "радикально актуализирует достоевские (толстовские) идеи" и вы поймете, насколько странно это звучит.
    С уважением, Сергей.
    ПС Слова о регрессе критики по отношению к вам беру обратно
  • poza· 2009-12-24 19:05:47
    Нортфорк - года два-три назад покупал на DVD;
    Невидимые волны, кажется, тж. выходили)
  • gunyas· 2009-12-25 11:30:23
    смотрел Грина, Кошту, невыговариваемого Вирасетакула/Веерасетакула, и всё благодаря fosca (aka Инна Кушнарёва), которая стала киногидом нулевых для меня и для многих-многих-многих, за что ей огромное спасибо

    жаль, что не стали включать Сержа Бозона, несмотря на ваши объяснения в комментариях, его явно не хватает: Франция и Моды - картины великолепные

    Workingman's Death - хороший фильм с саундтреком Джона Зорна
    вообще документалистика последних лет хороша
    включая China Blue, Lavorare con lentezza и т.д.

    то, что не видел, будет исправлено, - клятвенно обещаю))
  • revelateur· 2009-12-28 22:59:18
    Serge,

    прошу прощения, что отвечаю с опозданием. Мне кажется, что написание обоснований - почему нужно смотреть сейчас эти фильмы, а не пересматривать классику - не входило в задачи этого материала. Материал - о картинах нулевых, потому все-таки предполагается, что потенциального читателя должен в той или иной мере интересовать современный кинопроцесс.

    Если уж на то пошло, то я, конечно, не могу поддержать ваш тезис о кризисе кинематографа. Понятно, что это очень старый спор, но, рискну предположить, что можно добровольно лишить себя изрядного удовольствия от просмотра современного кино. И признаюсь, я не считаю, что кино стало хуже. Мне кажется, что это надуманное противопоставление - классика/современность; в идеальной ситуации можно и пересматривать любимые классические фильмы, и отслеживать новые картины - не очень понятно, почему одно должно ущемлять другое. В скобках еще замечу, что многие классики до сих пор, слава богу, здравствуют и продолжают снимать самое удивительное и тонкое кино (вообще говоря, в этот список могли войти и работы нулевых Годара, Оливейры или, скажем, Риветта - все они вдруг тоже в момент стали вдруг "неизвестными", а Годар в 2001-м снял один из самых лучших своих фильмов). Как это ни банально, все-таки мир немного меняется, с ним изменяется и кино, появляются новые режиссеры - это абсолютно живой пласт искусства, без которого, как мне кажется, никуда.

    Про брессоновские идеи поясню. Действительно, именно в нулевые вдруг появился целый ряд режиссеров, наследующих в значительной мере Брессону, их даже прозвали пост-брессоновцами (назову, например, Рейгадаса, Кошту, Грина и Дюмона). Грин мне из них наиболее интересен - и он как раз самый радикальный. Пока Дюмон и (ранний) Рейгадас исследовали трансгрессию, Грин вдруг обратился к излюбленной им барочной эстетике, которая для него, насколько можно судить, является самым живым и современным стилем (это видно и по тому, как у него в одной из короткометражек появляется современность - его герои могут вести роман по переписке или знакомиться в интернете по электронной почте, суть не меняется). Он один из самых камерных сейчас режиссеров, актеры которого просто глядя в камеру произносят чувственные монологи - и, как по мне, это самое живое и интересное кино сегодня. И вот именно у него интересно, как вдруг преломляются и развиваются идеи Брессона.
  • natevam· 2009-12-29 01:00:29
    действительно, это редкие фильмы!... я в инете нашла только три из всех 15...
  • vadimagapov· 2010-01-02 20:36:39
    Самое поразительное в мюзикле "Йоханна" то, что это опера.
  • mkuvshinova· 2010-01-05 00:00:16
    Не буду спорить насчет оперы. Возможно и даже скорее всего вы правы, спасибо. Исправлять сейчас уже глупо. Надеюсь, люди посмотрят фильм и тоже сочтут его оперой.
  • dennyseemo· 2010-01-21 18:15:58
    а где их взять такие интересные??
  • hikkiboy.wordpress.com· 2010-01-24 20:03:49
    Насчет Ритуала - Хидеаки Анно соглашусь, остальное не смотрел.
  • 0-cube· 2010-02-21 15:10:46
    отличный обзор, побольше бы таких
  • evgenimus· 2010-02-24 14:16:05
    мне если честно больше понравились комментарии. обзор наверное тоже хорош, но только для профессиональных киноведов. мне так и не захотелось посмотреть ни один фильм.
  • solovov-v· 2010-03-12 14:20:54
    Очень хочу посмотреть "Йоханна", но не могу нигде найти...
  • munkebo· 2010-12-11 12:50:36
    Вейко Ыунпуу - очень интересный режиссер. "Осенний бал" - прекрасный фильм; но ео "Искушение Святого Антона", мне кажется, еще лучше.

    "Аура" - великолепный фильм! Красивый и интересный.

    "Смерть рабочего" Главоггера - несколько документальных новелл; некоторые из них действительно показывают то, чего раньше многие из нас не видели.

    "Нортфорк" - завораживающая, очаровывающая красота!

    "Йоганна", "Невидимые волны", "Молодость на марше" - интересно; имхо, стоит посмотреть.

    "Лицо, которое ты заслуживаешь" - очень сложно понять, о чём же этот фильм :) что всё это значит. Надо много думать :) но, в общем, тоже интересно.

    Чипри и Мареско ("Возвращение Калиостро") снимают очень провокационные, шокирующие фильмы. Не для семейного просмотра. Смотреть осторожно.

    "Ритуал" - не очень понравился.

    Остальные пока что не смотрел.
    Смотрите хорошее кино :)
Все новости ›