Оцените материал

Просмотров: 8628

Лучшие новые фильмы на ММКФ: выбор OPENSPACE.RU

10/06/2008
ММКФ всегда страдал мегаломанией. Следуйте нашим подсказкам, чтобы не запутаться в фестивальном расписании и не тратить свое время на проходные фильмы

©  ММКФ

Лучшие новые фильмы на ММКФ: выбор OPENSPACE.RU
Не секрет, что ММКФ часто вынужден подбирать остатки за более влиятельными фестивалями класса «А». Но остатки сладки: вне конкурса можно увидеть лучшие фильмы этого года — Абеля Феррары, Тодда Хейнса и братьев Дарденн.
1. «Меня здесь нет», режиссер Тодд Хейнс. Вне конкурса

©  ММКФ

Лучшие новые фильмы на ММКФ: выбор OPENSPACE.RU


Один из самых тонких и своеобразных режиссеров-авторов Америки, Тодд Хейнс снял свой opus magnum — фантастический байопик о Бобе Дилане. Документальные кадры здесь смешаны с «мокументарными» и полностью придуманными эпизодами. Кадр то наливается сочным цветом, то блекнет. Личность Дилана распадается на разных персонажей, каждого из которых играет отдельный актер. Среди них — Кристиан Бэйл и Ричард Гир, маленький чернокожий мальчик и Кейт Бланшетт. Критики слегка сомневались, не слишком ли сложную структуру выстраивает Хейнс. Поймет ли, мол, его простой зритель. На деле, его мысль предельно поэтична и ясна. Каждый персонаж в поисках Дилана очень точно воплощает некую грань его личности. К концу фильма любой зритель понимает, что сам готов рассыпаться на нескольких человек, и начинает мысленно подыскивать актеров на их роли.


2. «Сад», режиссер Сергей Овчаров. Конкурс

©  ММКФ

Лучшие новые фильмы на ММКФ: выбор OPENSPACE.RU


Прошло семь лет с тех пор, как Сергей Овчаров выпустил предыдущий фильм «Сказ про Федота-стрельца», укрепивший его репутацию филолога-комедиографа, знатока фольклорных баек и лубка, остроумного примитивиста. После своих первых фильмов —«Нескладухи» с «Небывальщиной» — Овчаров обратился к Лескову и Салтыкову-Щедрину, к наивным картинам художника Ефима Честнякова, чьи сказочные яблоки, размером с воз, и другие «сочинушки» стали основой анимационного цикла. И вдруг — Чехов, вишневый сад. Очень понятно, если припомнить слова самого Чехова: «Меня то делают плаксой, то просто скучным писателем, а я написал несколько томов веселых рассказов!..» Овчаров задумал вернуть Чехову улыбку, стертую вековой театральной традицией, а «Вишневому саду» — водевильное эксцентрическое настроение. Овчарову — одному из немногих отечественных режиссеров — действительно по плечу бурлеск. Его главным героем в фильме должен стать Фирс, блаженный камердинер. Он стар и покинут — это грустно, но Овчаров разглядел в нем Арлекина — и это смешно.
Сергей Овчаров: «Самое поразительное то, что многие знатоки утверждают: вишневый сад вообще невозможен. Могут быть вишневые огороды. Где-нибудь на Украине, возле хат. Но никак не в поместье. У барского дома — липы, платаны. А вишневые сады — немножко фантастическое что-то... Вишня слишком прозаична для помещика».


3. «Больше Бена», режиссер Сюзи Хэйлвуд. Вне конкурса

Очень русское кино, несмотря на британское финансирование. Фильм с подзаголовком «Весьма полезное руководство, как трахнуть Лондон» сработан по одноименному бестселлеру начала нулевых годов. Сочинение московских «падонкафф» Сергея Спайкера Сакина и Павла Собакки Тетерского — это, если кто не знает, дневники-хроники их жизни в Англии — без работы, без смысла, без бабла. В Англии они, собственно, и экранизированы. Сюзи Хейлвуд работала тоже без особого бабла, так что все приключения героев, их мелкие уголовные преступления и наркоманские трипы зафиксированы на 16-миллиметровую пленку. Саундтрек записал наркоман со стажем, классик дворового английского рока Пит Доэрти. Бен Барнс, только что очаровавший малолеток в роли принца Каспиана, играет Собакку, Андрей Чадов — Спайкера. Мифоманы Спайкер и Собакка долгое время прикидывались братьями, а когда перестали, оказалось, что их язык, язык падонкафф, стал почти официальным языком рунета. Режиссер Сюзи Хэйлвуд тоже демонстрирует с экрана беглое владение киноязыком и все достоинства неформальной риторики. В сети можно посмотреть ее фильм «Текущее время».


4. «Забавные игры», режиссер Михаэль Ханеке. Спецпоказ

©  ММКФ

Лучшие новые фильмы на ММКФ: выбор OPENSPACE.RU


Одна из главных загадок ММКФ. Лучший режиссер Австрии, любимчик мировых кинофестивалей, неустанный критик буржуазных нравов Михаэль Ханеке поехал в Голливуд и переснял там свой классический триллер, один, наверное, из самых страшных фильмов в истории кино. Достоен ли этот ремейк оригинала, придется выяснять на ММКФ. Молодых стихийных ницшеанцев, терроризирующих нормальную буржуазную семью, сыграли Майкл Питт и Брэди Корбет. На роли родителей-буржуа Ханеке пригласил Наоми Уоттс и Тима Рота. Честно говоря, даже не так интересно, изменил ли Ханеке развязку и детали сюжета, как сумел ли он навязать Голливуду свои правила игры. Вчитал ли дополнительные смыслы в насилие и кровь или оставил в кадре лишь бессмысленную и банальную жестокость? Рейтинг на imdb.com обескураживает: всего лишь 6.7. Но и первые «Игры» получили здесь лишь 7.7. Может, Ханеке просто слишком сложен для американских кинозрителей и они чего-то не догоняют? Будем надеяться на творческую победу живого классика.


5. «Молчание Лорны», режиссеры Жан-Пьер и Люк Дарденны. Программа «Отражения»



©  ММКФ

Лучшие новые фильмы на ММКФ: выбор OPENSPACE.RU


Приезд братьев в Москву в 2005 году стал одним из самых приятных событий ММКФ. Обычно мастера микробюджетного гиперреализма не покидают Каннский конкурс без наград. Первую «Золотую пальмовую ветвь» они получили за «Розетту», вторую — за «Дитя». В промежутке каннский приз достался Оливье Гурмэ за лучшую мужскую роль в их фильме «Сын». И в этом году герои Канна не остались без награды. «Молчание Лорны» получило приз за сценарий.


6. «Кус-кус и барабулька», режиссер Абделатиф Кешиш. Программа «Отражения»

©  ММКФ

Лучшие новые фильмы на ММКФ: выбор OPENSPACE.RU


В Венеции фильм считался наиболее вероятным кандидатом на «Золотого льва», но получил лишь награду ФИПРЕССИ. Зато во Франции ему достались сразу четыре «Сезара». Герой фильма, 60-летний араб, эмигрировавший во Францию, но не избавившийся от сложных семейных проблем, планирует воплотить несбыточную мечту всех гурманов доброй воли — ресторан с хорошей, действительно хорошей рыбной кухней на берегу моря. На списанной посудине он собирается открыть заведение с фирменным рыбным кускусом. Вокруг этого бизнес-плана и закручиваются немудрящие события фильма. Простота и всеобщность эмоций — кто не ссорился с женой, кто не тосковал по дружбе с детьми — смягчает резкость социальной и этнической проблематики, подобно доброму соусу. Следовало бы показывать это кино разным кинематографистам из третьих стран, делающим свои фестивальные карьеры на свинцовых мерзостях отечественной жизни, со словами: нежнее, парни, нежнее.


7. «Челси-отель», режиссер Абель Феррара. Программа «Отражения»

©  ММКФ

Лучшие новые фильмы на ММКФ: выбор OPENSPACE.RU


До 1902 года 12-этажный доходный дом под названием «Челси» оставался самым высоким зданием Манхэттена, а потом стал гостиницей и башней из слоновой кости. Итан Хоук, Деннис Хоппер, Милош Форман появляются у Феррары в качестве рассказчиков о знаменитых постояльцах отеля, превративших этот архитектурно малопримечательный объект в памятник культурного туризма наших дней. Сюда паломничают читатели Артура Миллера и Чарльза Буковски, Теннеси Уильямса и Юджина О’Нила, слушатели Боба Дилана и Патти Смит, Дженис Джоплин и Джимми Хендрикса. Это первый документальный фильм классика нью-йоркского арт-хауса. Несколько лет прожив в уединении в Италии, Феррара вернулся в Большое Яблоко и превратил свою ленту в портрет нью-йоркской богемы. Получилось почти так же увлекательно, красиво и страшновато, как его фильмы из жизни гангстеров и вампиров.


8. «Элитный отряд», режиссер Жозе Падилья. Программа «Отражения»

©  ММКФ

Лучшие новые фильмы на ММКФ: выбор OPENSPACE.RU


Бразильский вариант «Грязного Гарри» — с поправкой на ручную камеру и современную динамику — в этом году получил «Золотого медведя» в Берлине. В фильме полицейское подразделение зачищает квартал Рио-де-Жанейро от наркомафии в честь визита папы римского. «Элитный отряд» Падильи — его личный способ борьбы с коррупцией. Делает он это так энергично и бескомпромиссно, что сразу понятно — пусти его кто в политику, коррупционеры бы взвыли от страха. В Берлине этот радикальный документалист на весь свет заявил, что миру нужна легализация наркотиков — это единственный способ сократить как доходы наркомафии, так и число ее жертв. Падилья задумывал «Элитный отряд» как документальный фильм, но крестные отцы в фавелах Рио отговорили его от этой идеи.

 

 

 

 

 

Все новости ›