Фильмы-катастрофы 90-х годов – следствие страха перед неведомым, «Послезавтра» и «2012» скорее выражают разочарование от того, что конец света так и не наступил.

Оцените материал

Просмотров: 19263

«2012» Роланда Эммериха

Мария Кувшинова · 09/11/2009
Самый ожидаемый фильм года — суицидальный блокбастер про гибель цивилизации

Имена:  Вуди Харрельсон · Джон Кьюсак · Роланд Эммерих

©  BVSPR

Кадр из фильма «2012»

Кадр из фильма «2012»

«Счастливые люди не сочиняют апокалипсисов», — писала исследовательница Нового Завета Пола Фредриксен, и, безусловно, большую диагностическую ценность имеет тот факт, что самым ожидаемым голливудским проектом года стала картина Роланда Эммериха про то, как мы все сдохнем.

«Послезавтра» (2004), предыдущее пророчество режиссера о последних временах, появилось уже после того, как вслед за XX веком завершился бум фильмов-катастроф (бум, вызванный отчасти тревожным ожиданием конца тысячелетия, отчасти — упоением новыми технологическими возможностями кинематографа). Но уже этот социально-экологический блокбастер был занятным кейсом для психоаналитика. С одной стороны, он явился порождением растревоженной совести своего создателя (который, судя по тогдашним интервью, считал, что несет ответственность как минимум за эстетический аспект 11 сентября). С другой — был проекцией подспудных суицидальных намерений западной цивилизации, проседающей под собственной тяжестью, с малолетства приученной ждать соответствующим образом оформленного финала.

Если фильмы-катастрофы 90-х годов — следствие страха перед неведомым, то «Послезавтра» и «2012» выражают скорее разочарование от того, что обещанный конец света так и не наступил (ровно так же кризис не принес долгожданного обновления).

©  BVSPR

Кадр из фильма «2012»

Кадр из фильма «2012»

В «2012» разведенный писатель-неудачник (Джон Кьюсак) узнает от безумного радиоведущего-отшельника (Вуди Харрельсон) о космических кораблях, которые мировая закулиса якобы строит для себя накануне небывалого температурного скачка в земной коре: вызванная им волна землетрясений и цунами до неузнаваемости перекроит ландшафт. Спасая семью (сын по имени Ной, дочь, бывшая жена и ее новый муж, пластический хирург), главный герой покидает исчезающий на глазах Лос-Анджелес и подбирает по пути бывшего работодателя, неприятного русского олигарха Юрия Карпова, двух его толстых одинаковых сыновей, подругу Тамару с маленькой собачкой и личного пилота Сашу. Параллельно в похожую сторону развиваются истории еще двух десятков персонажей, хотелось бы перечислить всех поименно, но назовем лишь некоторых: чернокожий ученый, его индийский коллега, чернокожий опять-таки президент, его дочь, а также многочисленные родственники и знакомые упомянутых, включая даже школьную учительницу дочери главного героя. Про всех этих людей за два с половиной часа экранного времени мы узнаем достаточно, чтобы запомнить их и полюбить (или понять, какой порок или добродетель они олицетворяют) — особенно Тамару, образ которой знаменует начало нового этапа во взаимоотношениях транснационального кинематографа с русской аудиторией. Эта пергидрольная, лишенная мозга, но по-житейски мудрая, мелочная, но великодушная русская женщина (сыгранная француженкой Беатрис Розен) делает для голливудского кино то же, что в свое время для европейского сделали Юра и Алеша в исполнении Кассовица и Касселя из «Именинницы», превратившие нашего соотечественника из условной пьяной ушанки в пусть немного утрированный, но абсолютно узнаваемый персонаж.

В принципе, если бы из всех достижений человеческой мысли (тщательно отбираемых закулисой в мировых музеях и библиотеках) на ковчеги доставили только новый фильм Эммериха, одного его было бы достаточно, чтобы составить впечатление о погибшей цивилизации.

Читать текст полностью

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • crazyyy.net.ua· 2009-11-10 16:19:07
    Осталось два дня!
  • jeyushka· 2009-11-14 13:55:13
    отечественный бокс-оффис в бесконечном долгу перед Кувшиновой за такую крутую адвертку
  • Ab· 2009-11-19 17:59:54
    "билеты на ковчеги продают по миллиону евро с человека"

    -Миллиард, уважаемая. Миллиард! Не нужно так путать порядки. Миллионеров у нас на тысячу ковчегов хватит.

    Статья плохая, впрочем как и тема. Автору надо было написать о фильме, но выжать смыслов из данного произведения не удалось даже прибавив "Послезавтра". А в таких "дежурных" предложениях как "«2012» — настоящий opus magnum развитого капитализма..." можно вставлять практически любое другое название и смысл от этого не потеряется. Завершение текста - странное. В картине, где не упоминается ни одного настоящего политического деятеля (кроме фигуры, напоминающей английскую королеву) не поверить в Макаренко, означает поверить в пожилого негра как постаревшего Обаму и прочие допуски, которые гораздо абсурдней.
Читать все комментарии ›
Все новости ›