Увы, нет такой инструкции по технике безопасности, которая научила бы, как правильно обращаться с человеческими эмоциями.

Оцените материал

Просмотров: 11510

От Диснея до «Фолимажа»

Мария Терещенко · 28/10/2009
Гид по Большому фестивалю мультфильмов и розыгрыш билетов на специальный показ молодой российской анимации

©  Большой Фестиваль Мультфильмов

Кадр из фильма открытия фестиваля «Мэри и Макс»

Кадр из фильма открытия фестиваля «Мэри и Макс»

«Кино слишком много не бывает», – считают организаторы Большого фестиваля мультфильмов, который стартует 28 октября в Москве. О том, как ориентироваться в сорока пяти фестивальных программах, рассказывает (и показывает) программный директор БФМ МАРИЯ ТЕРЕЩЕНКО.
БЛОК «ПРЕМЬЕРЫ»

Три премьерные программы собрали самые заметные российские мультфильмы минувшего года. Среди них есть и работы, уже получавшие призы на профессиональных смотрах — такие как «Солдатская песня» Елены Черновой (Гран-при в Суздале) или сериал Log Jam Алексея Алексеева (первая серия, KJFG №5, собрала целую охапку наград на международных фестивалях включая фестиваль в Аннеси). Есть и совсем новые фильмы, которые только готовятся к триумфальному шествию.


«Роберт Шуман». Режиссеры Ирина Марголина и Елена Петкевич. Россия, 2009

Красивый, романтичный и печальный мультфильм в письмах о жизни Роберта Шумана — очередной эпизод образовательно-музыкального цикла «Сказки старого пианино». Впрочем, если в предыдущих сериях бросались в глаза как раз образовательные задачи, то в фильме про Шумана они почти незаметны — на первый план вышли музыка и нежнейшая графика.




«Дерево детства». Режиссер Наталья Мирзоян. Россия, 2009

Дебютная работа одного из режиссеров «Смешариков» — едва ли не самый спорный (и даже почти скандальный) фильм минувшего года. На главном российском анимационном смотре в Суздале мнения по поводу этого амбициозного фильма резко разделились. Часть профессиональных зрителей пришла от картины в восторг, Мирзоян называли вторым Норштейном, другие отнеслись к картине с резким неприятием. Конфликт отразился и на решении жюри (включавшем Юрия Норштейна и Константина Бронзита). «Дерево детства» было признано лучшим дебютом, однако вместо приза получило диплом — с формулировкой «за желание сказать все сразу» (приз в категории присужден не был).



{-page-}

БЛОК «ПОБЕДИТЕЛИ»

Пять программ из блока «Победители» — это интернациональная подборка мультфильмов, получавших в 2008 году разнообразные призы и награды (начиная с «Оскара» и заканчивая дипломами маленького фестиваля в португальском городке Эшпиньо). О многих из них OPENSPACE.RU уже писал — это и французские «Камера-обскура», «Мышиный хвост» и «Мама, я тебя люблю», и словенский фильм «Четыре», и английская студенческая работа «Проволочка» («Промедление»), и немецкая пародия на науч-поп «Наша чудесная природа», и итальянское ожившее граффити «Муто».
Другие интересные работы будут показаны (и упомянуты) в России впервые.


«Бензопила». Режиссер Деннис Тупикофф. Австралия, 2008

Потомок русских эмигрантов, австралиец Тупикофф не говорит по-русски, а вот кино у него получилось очень даже русским по духу. «Бензопила» — очень остроумная постмодернистская вариация на чеховскую тему. Пошлые люди, пошлый век, пошлые коллизии, люди обедают, смотрят корриду, рубят деревья и занимаются сексом, а в это время происходят трагедии и драмы. И, увы, нет такой инструкции по технике безопасности, которая научила бы, как правильно обращаться с человеческими эмоциями. Фильм получил Гран-при на фестивале короткометражек в Оберхаузене и на одном из самых влиятельных анимационных фестивалей — в Оттаве.




«Мост». Режиссер Винсент Бьервэртс. Франция, 2008

История о взрослении и утраченном рае разворачивается на удивительном острове, который буквально висит в воздухе и с остальным миром соединяется только шатким старым мостом. Здесь живут кукольные отец и сын, чей фермерский быт изображен невероятно тщательно. Увы, с течением фильма прекрасная идиллическая жизнь, которая уже успевает пленить зрительские сердца, сменяется мрачным конфликтом поколений, который приводит к смерти и разрушению. Фильм вошел в четверку финалистов Cartoon D’Or («Золотой мультфильм») — влиятельной европейской премии, вручаемой за лучшую анимационную короткометражку года.




«Рефрены». Режиссер Виола Сова. Польша, 2008

Работавшая под патронажем великого польского режиссера Ержи Кучи, Виола Сова научилась у мастера всем его трюкам. Или, лучше сказать, его магии, поскольку в женской версии приемы Кучи действительно выглядят волшебными. Мягкое изображение непонятного генезиса, похожее то ли на теневую, то ли на песочную анимацию; волнующий саундтрек, в котором музыка аранжирована страстным и нежным шепотом; размышления о вечном.




«Работа». Сантьяго «Боу» Грассо. Аргентина, 2008

Эта аргентинская сатира на современный мир может на первый взгляд показаться безделушкой, пусть и очень изобретательно сделанной. Однако если вдуматься, то разговор об обществе, которое увязло в круговороте «работы», не такой уж пустяковый (это еще со времен Генри Торо известно).



{-page-}

РЕТРОСПЕКТИВА ГОЛЛАНДСКОЙ АНИМАЦИИ

Беспрецедентная по объему голландская ретроспектива состоит из четырех программ и одного гостя. Родоначальник мультипликации Нидерландов удивительный мастер рисованной анимации Геррит ван Дейк приедет в Москву, чтобы представить голландскую программу и рассказать зрителям, как делать такое удивительное анимационное кино. Фильмы ван Дейка — в некотором смысле рафинад анимации. Большинство работ мастера построены как поток метаморфоз — великолепный по пластике танец рисунков, в который «вшито» множество ассоциаций и символов, иногда прозрачных, а порой и очень замысловатых.



Помимо ван Дейка голландская программа представит русскому зрителю две исторические подборки (лучшие голландские мультфильмы за 1970—2008 годы), программу студенческой анимации из Академии Синт-Йоост (г. Бреда) и ретроспективу еще одного голландского мастера — Пауля Дриссена.

Пауль Дриссен. «3 промаха»



«ФОЛИМАЖ» (FOLIMAGE)

Фильмы французской студии «Фолимаж» — идеальная программа для тех, кто только начинает свое знакомство с анимацией. Фолимажевские работы универсальны и нравятся буквально всем — независимо от возраста, национальности и мировоззрения. Кто-то сочтет эти короткометражки приятной забавой, кто-то увидит глубинные смыслы, но удовольствие получат все — и матерые киноманы, и полные «чайники». Масштабная ретроспектива, вобравшая все значимые некоммерческие короткометражки студии, разделена на две части — условно детскую (которая вполне может быть интересна и для взрослых) и условно взрослую (на которую, в общем-то, не возбраняется привести детей).

Михаэль Дюдок де Вит. «Монах и рыбка»



РАННИЕ ФИЛЬМЫ УОЛТА ДИСНЕЯ

В рубрике «Архив» притаилась самая веселая и праздничная ретроспектива фестиваля — две программы фильмов Диснея, сделанных в 1920—1930 годах. На эти показы имеет смысл пойти тем зрителям, которые считают, что недостаточно хорошо знакомы с творчеством величайшего из мультрежиссеров, — и вдвойне стоит туда пойти тем, кто уверен в своей осведомленности. Программы состоят из незнакомых, но узнаваемых диснеевских мультиков — талантливых, смешных, очень музыкальных (если не считать нескольких работ немого периода). И это все, конечно, неудивительно. Удивительны годы выпуска. Почти невозможно поверить, чтобы такие сложные, зачастую пугающе многофигурные мультфильмы, с отточенными сценариями, искусной анимацией и сложными спецэффектами, были сделаны семьдесят, а то и девяносто лет назад.

Уолт Дисней «Танец скелетов»



«А-ФИЛЬМ»

Ретроспектива фильмов бывшей Свердловской киностудии наглядно доказывает, что и у нас умеют делать хорошее экспериментальное кино. В последние годы именно оттуда, из Екатеринбурга, происходит все самое таинственное и нестандартное, начиная с великого и ужасного Валентина Ольшванга, поразившего мир своим мультфильмом «Про раков», и заканчивая молодым режиссером Зоей Киреевой, получившей дебютный приз в Аннеси за «Девочку дуру». Ну а между этими двумя прекрасными режиссерами, конечно, главная звезда российского мультавангарда — Дмитрий Геллер, со своими невероятно красивыми и в неменьшей степени интеллектуальными фильмами.

Валентин Ольшванг. «Про раков» (в двух частях)


 

 

 

 

 

Все новости ›