Живого человека (даже двух) убивают через суррогата — как такое возможно, нам же обещали полную безопасность?

Оцените материал

Просмотров: 24168

«Суррогаты» и «Белая мгла»

Мария Кувшинова · 22/09/2009
Неожиданные параллели с реальностью — лучшее, что может предложить нам голливудское кино. Но предлагает не всегда

Имена:  Брюс Уиллис · Джонатан Мостоу · Доминик Сена · Кейт Бекинсейл

©  BVSRP

Кадр из фильма «Суррогаты»

Кадр из фильма «Суррогаты»

Картина Джонатана Мостоу «Суррогаты» похожа на Колобка: она сделана из собранной по сусекам муки и смотрится так, как будто ее сняли в конце 90-х, но тогда постеснялись показывать, а теперь вот пришел голодный год.

Это фильм-оксюморон, архаичное кино про будущее — архаичное не из сентиментальных соображений, как «Луна», а от непонимания текущих настроек допустимой условности.

Локомотивом поезда, устремленного в прошлое, в картине является Брюс Уиллис, похожий на себя самого двадцатилетней давности — это не он, это его высокотехнологичный дублер. В недалеком будущем люди больше не выходят из дома, они живут дистанционно, отправляя во внешний мир собственные электронные муляжи. И тут неизбежны детали: пожилой перверт, например, может управлять «телом» блондинки, испытывая все сопутствующие ощущения, а у лысого Брюса Уиллиса на голове появляется челка, как у Буратино. Когда-то суррогаты были придуманы для того, чтобы помочь инвалидам, но теперь в обездвиженного инвалида превратилось все человечество. Герой Уиллиса — агент ФБР, у него когда-то погиб ребенок, и он расследует шокирующее преступление: живого человека (даже двух) впервые убивают через суррогата — как такое возможно, нам же обещали полную безопасность?

©  BVSRP

Кадр из фильма «Суррогаты»

Кадр из фильма «Суррогаты»

Фантастика — верная обезьяна современности. После «Матрицы» и 11 сентября она (как и любое другое жанровое и нежанровое кино) должна быть максимально, парадоксально реалистичной. И в ней должна быть мысль. В этом смысле «Район №9», с его грязной эстетикой и остросоциальной проблематикой, — актуальное кино, а глянцевые «Суррогаты» — фильм, забытый возле предыдущей временной развилки, где виртуальная реальность еще казалась угрозой для личности (на замысел исходного комикса четырехлетней давности повлияли эпизоды острой интернет-зависимости, которая оказалась в итоге не хуже и не опаснее любой другой).

Уиллис играет свою самую штампованную роль, существуя в плохо продуманной, неубедительной вселенной, в которой «все человечество» (кроме горстки противных неолуддитов) без нюансов и географических особенностей подсело на суррогатов. Единственный способ хоть как-то примирить эту скучную позавчерашнюю картину с новейшими требованиями к кинофантастике — считать ее сатирой на пресловутый гламур, который вынуждает нас быть более блондинистыми, чем мы есть на самом деле.

©  Каро Премьер

 Кадр из фильма «Белая мгла»

Кадр из фильма «Белая мгла»

Зато поразительная, но ненамеренная привязка к актуальным событиям имеется в триллере «Белая мгла» (режиссер Доминик Сена) с полузабытой Кейт Бекинсейл в главной роли. Ей тоже приходится расследовать убийство там, где уже много лет не совершали преступлений, — в Антарктиде (черный человек с ледорубом эффектно появляется из белой пурги). Сюжетная завязка этой честной, временами увлекательной картины симптоматична на фоне историй с Arctic Sea и печально известной охотой с вертолета: много лет назад советский самолет что-то такое вез, команда друг друга перестреляла прямо в воздухе, самолет упал, и теперь это что-то такое становится причиной резни на антарктической станции. Тема «русские в голливудском кино» раскрыта исчерпывающе и убедительно — не подкопается ни один патриот.
Все новости ›