Тимур Бекмамбетов, самый успешный отечественный кинематографист, — о своей работе с Тимом Бертоном (и немного об Анджелине Джоли)
Имена:
Анджелина Джоли · Дмитрий Глуховский · Тим Бертон · Тимур Бекмамбетов · Шейн Эккер
© Игорь Родин
1. Об опыте голливудского продюсераПродюсерский опыт отличается от режиссерского: все время хочется все сделать самому, но приходится бить себя по рукам. Потому что у тебя другая роль. Задача продюсера — быть для режиссера олицетворением зрителя до того момента, пока фильм не доберется до экрана. Большая разница — быть продюсером здесь и там. В России ты рискуешь головой, а в Америке ты больше защищен — студией, которая доверяет тебе сделать какой-то фильм. И работа со студией — совместная. Практически никогда американский продюсер не рискует собственными деньгами. Он просто руководит процессом. Ведет проект. Если бы такая система была у нас, то фильм делался бы «Мосфильмом», а продюсер был бы уполномочен потом получать за него «Оскар».
2. О Тиме Бертоне«
Девять» сочетает в себе драйв, интенсивность повествования, которая есть в моих фильмах, с мистицизмом, готичностью фильмов Бертона. Я был бы рад сам снять такую анимацию. К Бертону я отношусь очень хорошо. Про его отношение ко мне вы можете спросить у него. Но мы оба точно понимали свои функции: есть режиссер — Шейн Эккер, а мы, как два телохранителя, должны помочь ему сделать фильм, о котором он мечтал девять лет. Это же полжизни практически.
Читать текст полностью
© Игорь Родин
3. Об антиутопическом сознании постсоветского человека
Мы жили в утопическом обществе долгие годы. Наша страна прожила семьдесят лет в мире, придуманном и созданном одним человеком. Ну, двумя. Одним при участи другого — Сталиным при участии Ленина. И у нас очень эмоциональное ко всему этому отношение. С одной стороны, мы боимся. С другой — нуждаемся в фэнтези. Миры, созданные воображением человека, для нас сакральная территория.
4. О постсоветской реальности
Никакой новой утопии не возникло, и объединения ради новой цели не произошло — может быть, оно было первые месяцы после путча девяносто первого года. Но дальше все очень быстро сошло на нет. Это была реальность, мордой об асфальт. И все стали жить сами для себя — в результате мы десять лет потратили понапрасну. Каждый работал только на себя, хотя именно самопожертвование делает человека человеком — и «Девять» тоже об этом.
5. О причудливых механизмах
Во всех моих фильмах (я имею в виду жанровое кино — «Дозоры», «Особо опасен») фантастический мир существует в них рядом с нашим, и он материален. «Дозоры» отличались low-tech, там были все эти штучки, грузовик «Горсвет» — далеко не глянцевая машина американского кино. Кукла Маша на ножках вполне могла бы бегать в фильме «Девять» и была бы там совершенно органична.
6. О большой машине
В фильме «Девять» машина существует в двух ипостасях: в виде технических приспособлений, которые гоняются за героями, и в виде самого старшего из них, Первого — он диктатор, который пытается превратить общество в механизм, а человечков — в винтики.
© Игорь Родин
7. О религии
В нашем сознании существуют религиозные коннотации. Религиозные образы — это как язык, часть культуры современного человека. Но, к сожалению, это скорее именно культурное явление, чем истинная вера. У меня был шок — в финале души героев улетают на небо. Как же это понимать? Ведь плохо заканчивается все. А американцы говорили: «Да нет, они же освободились. Души свободными стали». У нас разное воспитание. Мы знаем набор религиозных терминов, но мы их не чувствуем. Митя Глуховский сделал гениальную вещь, он смог эти острые углы обойти. Как объяснить, что вознесение душ — это хорошо? Для нашего зрителя оно однозначно не является хеппи-эндом. А для людей, воспитанных в религиозном обществе, это нормально, они не видят никакой проблемы. И Митя искал способы, он все это зашивал так, чтобы за счет финального монолога придать происходящему новый смысл. Но я не думаю, что у фильма «Девять» есть какая-то миссионерская функция.
8. О конфликте свободы и ответственности
«Девять» — очень важный для меня фильм, потому что он продолжает обсуждать тему конфликта свободы и ответственности. Мы любопытны — в этом наша сила и в этом опасность, потому что мы можем натворить что-то и потом долго мучиться. Так было и в «Ночном дозоре»: Костя Хабенский пошел к гадалке, сам не веря до конца, что она может помочь. Но пошел, потому что хотел спасти то, что считал своей любовью. В «Девяти» та же самая история. Здесь есть маленький человек, который находит себя — и меняет мир.
8½. Об Анджелине Джоли
Я хочу, чтобы она была во втором «Особо опасен». Дальше — технологический процесс. Чем он закончится, вы узнаете из новостей. Я не тот человек, который может вам официально это пообещать. Процесс идет.
все-таки DIE будет правильнее?
вовсе неуместна.
вообще-то- апелляция( это как "жопа"- с одним П ).
а про колумбарий- зачем так при женщинах. Как говорил знакомый зэк:
мать есть мать, еб твою мать!