У нас были песни про что? Про животных и про любовь, да? Мы просто не осознавали, что, оказывается, можно петь про политику или про наркотики.

Оцените материал

Просмотров: 67982

Британомания 1991–1995

Илья Миллер · 23/11/2011
Хроники разгула «английской болезни» в Москве. Оральная история из трех частей в изложении очевидцев. Часть I

Имена:  Андрей Борисов · Андрей Бухарин · Анжей Захарищев Фон Брауш · Артемий Троицкий · Бобби Блеск · Бретт Андерсон · Игорь Шапошников · Олег Бойко · Сергей Киселев · Стивен Патрик Моррисси · Юрий Орлов

Британомания 1991–1995
ИЛЬЯ МИЛЛЕР:
В начале девяностых большинству населения страны по понятным причинам было весело и без всяких музыкальных приключений — не столь важно, из какой страны происходили родом любимые группы, разобраться бы сначала, кого бить выдранной из забора доской возле Останкинской башни, скажем. Но для русских и экс-советских меломанов (а это, учтите, самые отчаянные меломаны из всех возможных) спасение крылось именно в звуках и контексте, которые приходили с Британских островов. Именно британское влияние как-то облагораживало российскую музыку и тех, кто ее любил. Маршрут и алгоритм у всех был примерно одинаков. Прививка антиамериканизма, сделанная в районной поликлинике сразу после рождения, воспитание в детстве на таких незыблемых образцах, как Мэри Поппинс, Винни-Пух, Шерлок Холмс, Маугли и… ммм… тигренок в чайнике, не знаю, и в девяносто девяти случаях из ста первая инициация рок-музыкой — конечно, через великолепную четверку из Ливерпуля. Они мне тоже нравились, а как же — примерно неделю в десятилетнем возрасте, помню, дико под них угорал; благо, дядя мой записал ознакомительную кассету.

АНЖЕЙ ЗАХАРИЩЕВ ФОН БРАУШ, группа «ОБЕРМАНЕКЕН»:
Британская культура и эстетика интриговала больше, чем американская. Это было более выдержанное по времени состояние, и нам всегда импонировала романтизм. Вальтер Скотт, Байрон, Оскар Уайльд, Льюис Кэрролл — это был отличный фон для восприятия британского мышления. Было приятно, что такое парадоксальное мышление инспирировало Beatles и Леннона в частности. Это было более рафинированное отношение к жизни и более интересная музыка, в ней было больше кодов для считывания, ее ДНК была богаче.

БОББИ БЛЕСК, группа SPINGLETT:

©  Rex Features / Fotobank

Siouxsie & The Banshees. 1992

Siouxsie & The Banshees. 1992

Мы просто воображали себе все это и пытались повторить, не зная, как это делается, понимаешь? У меня был магнитофон, и ребята в Чехии записали мне подборку видеоклипов на кассету. Тогда свежаком был сборник The Cure «Staring At the Sea», Sisters of Mercy, Siouxsie & The Banshees. Я был пост-панком, красил башку в черный цвет, и всех вокруг на это подсадил. Тогда было странное время: вроде, все уже разрешено, а информации никакой нет, поэтому мы смотрели эти клипы как такую невероятную мечту, мы ничего не знали ни про какой шоу-бизнес. Мы многого не понимали и были наивными, но экспаты, англичане, приезжали, слушали наши вещи, и просто охреневали, как у нас это получалось — чисто, позитивно и абсолютно по-своему. Это как с девушкой, когда ты молод — на расстоянии для тебя она мечта, ты себе что-то воображаешь, а когда она уже с тобой, то все как-то иначе проходит, не так, как ты себе навоображал, понимаешь?

У нас музыка на этих же принципах строилась. Тексты у нас были инфантильные, англичанам они могли показаться смешными, произношения нашего они совсем не понимали. Тексты были лишь еще одним слагаемым общего звука. Какой-то смысл, конечно, в них был, но полезной информации в текстах было очень немного. У нас были в основном песни про что? Про животных и про любовь, да? Мы просто не осознавали, что, оказывается, можно петь про политику или про наркотики. Сейчас слушаешь Black Sabbath и понимаешь, что все их первые девять, сколько там, альбомов, они же на девяносто девять процентов про наркотики. Поразительно.

ТАМ

©  Rex Features / Fotobank

Концерт группы Stone Roses. Спайк Айленд. 27 мая 1990

Концерт группы Stone Roses. Спайк Айленд. 27 мая 1990

27 мая 1990 — Манчестерская группа Stone Roses играет масштабный концерт на Спайк Айленд, этот концерт позже назовут «Вудстоком для поколения Экстази».
23 сентября 1991 — На лейбле Creation выходит альбом Primal Scream «Screamadelica», получивший приз «Mercury», занявший первые места почти во всех итоговых списках года музыкальных изданий и ставший большим коммерческим успехом (8-е место в британских чартах).
11 мая 1992 — Выходит сингл британской рок-группы The Cure «Friday I’m In Love». Он попадает в чарты Великобритании на 6-е место и на 18-е место в Billboard Hot 100. Европейские зрители MTV присудили группе награду за лучший видеоклип года на церемонии награждении MTV в 1992.

ЗДЕСЬ
1991
— Московская группа «Мегаполис» и народный артист СССР Лев Лещенко записывают откровенное подражание британской группе The Cure, песню «Там» на слова Иосифа Бродского. Клип на эту песню с не менее явным подражанием сняли в 1993 году.
Клип экзотик-поп-дуэта «Кармэн» «Лондон гудбай» собирает в одну корзину все известные трюизмы и шаблоны британской культуры — полицейский-бобби, Биг Бен, Би-би-си, «овсянка, сэр!». Богдан Петрович Титомир и Сергей Михайлович Лемох, облаченные в косухи, делают высокоэнергичный танец на фоне британского флага.
1992 — На лейбле SNС Records выходит одноименный альбом первой московской англоязычной группы Spinglett.

БОББИ БЛЕСК, группа SPINGLETT:

©  Предоставлено группой Spinglett

Бобби Блеск

Бобби Блеск

Я приехал сюда студентом в 1989 году, пытался играть с чехами и словаками, но они не занимались музыкой так серьезно, как мне хотелось бы, и потом все равно уезжали отсюда. Мне нужно было прибиться к кому-нибудь, и я пристал к группе «Тупые», хотел вписаться к ним в группу. Они были очень крутые, но делали все немного по-другому, у них было такое кабаре, с театром и костюмами, и они хотели уехать за границу. Еще я под драм-машину читал рэп в МИСИ, это тогда было очень шокирующе. Все это я помню плохо, много курил тогда. Потом я познакомился с басистом ДиДой, он еще был художником, вокруг него была огромная тусовка, знал почти всех, кого надо. Когда я шел с ним по улице, он обязательно встречал кого-нибудь знакомого. Мы придумали три песни на чешском языке, за бутылку водки нас пустили на ночь в студию, и мы их записали. Там было что-то про ночных стражей, мрачное такое, типа The Cure.

Потом нас заметил Гоша Шапошников из группы «Братья по разуму» и позвал играть вместе. Он пел у нас над подпевках, мы выступали вместе в Горбушке, с нами еще покойный ныне Боря Раскольников выступал на сцене. Всего было, наверное, гитаристов пять. Странный состав, а потом я понял, что все это были культовые люди, в общем-то. В ДК МЭИ играли на фестивале с другими группами — там были «Опасные соседи», НОМ и «Вопли Видоплясова», они закрывали концерт, у них тогда была хитовая песня «Танцi». В этой андерграундной среде сложился интересный контингент, все были интересными группами. А духовным отцом волны был Павел Жагун, он был мудрейшим организатором. Основные экономические надежды у него были на «Моральный кодекс», но он привлекал и андеграундные группы. После нас на SNC записывались «Встреча на Эльбе», «Матросская тишина», «Радио Один», но они выходили уже на CD-дисках, а наш альбом был последним, изданным на виниле.

Жагун инвестировал в Зеленый театр, он убрал там партер и проложил асфальт перед сценой, чтобы места не были сидячие. Тогда там устраивали концерт «Рок против дождя», и Жагун позвал на секьюрити байкеров, как Rolling Stones в Альтамонте в свое время. Еще была девушка Рина, она, к сожалению, недавно умерла — она работала в концертном агентстве «Мельница», занималась русскими группами. Рина умудрялась пробивать различные ДК. Кризис, ДК пустовали, кому-то надо было отмыть деньги, а потом сказать, что вложили, вроде, в культуру. Рина договаривалась, платила за аренду, и устраивались концерты. Туда художников звали тоже, Петлюра устраивал выставки, все были вместе.

©  Предоставлено группой «Николай Коперник»

Группа «Николай Коперник»

Группа «Николай Коперник»

А еще группа «Николай Коперник» оказала влияние, Юра Орлов. Тогда был кинотеатр «Уран», возле метро «Красные ворота», в переулках. Его определили на снос, он был грязный, разрушенный весь, а за два-три месяца до сноса Орлову дали от него ключ. Он сделал в зале репетиционную базу и разрешал нам ей пользоваться вместе с ними. Орлов назвал ее «Бриллиантовый зал». А клуб назывался «Клуб Бриллиантовых миллиардеров» Это был примерно 1989 год, и Орлов был такой весь стиляга, как Брайан Ферри, а мы — панки. Тогда там, кстати, прошел первый перформанс пани Брони, помнишь такую?

АНЖЕЙ ЗАХАРИЩЕВ ФОН БРАУШ, группа «ОБЕРМАНЕКЕН»:
Юрий Орлов и «Николай Коперник» — они, конечно, могли освежить московский рок лучше многих других.

ТАМ

©  Rex Features / Fotobank

Моррисси во время концерта в Финсбери-Парке, Лондон. Август, 1992

Моррисси во время концерта в Финсбери-Парке, Лондон. Август, 1992

Август 1992 — Бывший фронтмен группы The Smiths Моррисси во время выступления в рамках первого концерта-реюниона Madness в Финсбери-парке в Лондоне появляется на сцене обернутым в британский флаг. На задник сцены проецируется фотография с двумя целующимися скинхедами женского пола. Еженедельная британская газета NME после концерта заявила, что «певец оказался в таком положении, когда уже нельзя одной многозначительной усмешкой отмахнуться от обвинений в том, что он заигрывает с ультра-правой и фашистской эстетикой».

ЗДЕСЬ

©  Ассоциация «Экзотика»

Обложка журнала «Экзотика». №1, 1992

Обложка журнала «Экзотика». №1, 1992

1992 — В Москве выходит первый номер (всего вышло два) журнала «Экзотика» с бананом на обложке. Журнал издает Андрей Борисов. В номере — тексты о группах The Charlatans, Happy Mondays, Bauhaus и Dead Can Dance.

АНДРЕЙ БОРИСОВ:
Журнал мы делали в основном для себя, хотелось какого-то развития актуальной тогда темы, а в журнале «Ровесник» писали о группах с длинной историей, скажем так. Скупой исторической справки было недостаточно, а английские издания попадали к нам только со знакомыми, с большим опозданием. Все это делалось на голом энтузиазме, у нас даже не было печатной машинки, мы ее украли с телевидения во время переезда на Шаболовскую. Поэтому все было вот в таком формате. Тираж был 10 тысяч экземпляров, и система дистрибуции была — буквально в каждом крупном городе, если помнишь, существовал магазин-филиал грамзаписи «Мелодия», в котором выставлялось по нескольку экземпляров журнала. Потом эта система рухнула и появился интернет, уже году в 1995, а так бы мы продолжали, и третий номер выпустили бы, и четвертый.

ИЛЬЯ МИЛЛЕР:

©  Из личного архива Ильи Миллера

Илья Миллер

Илья Миллер

Немалую лепту внесло и расширение каналов получения информации — если до этого, в восьмидесятых, все понимание процессов западной музыки строилось на каких-то диких, дворовых, непроверенных легендах и слухах, то с 1990 года музыку можно было потреблять при помощи радио и телевидения. В таких молодежных изданиях, как журнал «Ровесник», зарождался институт музыкальной журналистики (в 1990-м году там даже появился текст о манчестерской молодежи, которая стала носить мешковатые штаны и активно посещать рейвы, до этого спорадически возникали обзоры нью-вейва и тексты о Роберте Уайетте, которые писал Артемий Троицкий). И с 1990 года на третьей кнопке советского ТВ в рамках канала «2X2» в дневное время показывали клипы и музыкальную программу европейского канала Super Channel, где в тяжелой ротации стояли и такие группы, как The Charlatans, Happy Mondays, The Pogues, James, Soup Dragons. Стрижки горшком и длинные челки, полностью закрывающие глаза исполнителей, мешковатые одежды, размытые гитарные конструкции, вальяжный бит — все это выглядело загадочно и интригующе, в отличие от понятных, считываемых и простых стилей типа «поп-музыка» (Pet Shop Boys, Элтон Джон) или «рок-музыка» (Guns N’ Roses, Metallica, Элис Купер). Для советского школьника, возвращавшегося после занятий домой, практически не было вариантов переключить канал — как пела одна из тех групп, «there’s no other way — all that you can do is watch them play».

Blur. «There’s No Other Way»


Эта массовая бомбардировка дала на удивление небольшое количество жертв (если учитывать территорию покрытия), но те, кто попадал под раздачу, начинали остервенело копать дальше. Я в возрасте тринадцати лет впервые осознанно заплатил деньги за музыку, принеся в киоск аудиозаписи возле кинотеатра «Комсомолец» чистую 90-минутную кассету и ткнув пальцем продавцу на две латинские аббревиатуры в ассортименте, распечатанном на перфокарте: на одну сторону REM, на другую — EMF.

АНЖЕЙ ЗАХАРИЩЕВ ФОН БРАУШ, группа «ОБЕРМАНЕКЕН»:

©  Предоставлено группой «Оберманекен»

Оберманекен

Оберманекен

Stone Roses мы застали уже в Америке, и для нас, конечно, это было очень приятно. Beatles для нас была по большей части родительской группой, и вот тот комфорт, сладость революции, который в них содержался, просочился в нас через бритпоп. Beatles не разрывали нам мозг, как это произошло позже с Дэвидом Боуи, когда начали открываться горизонты. Хотелось изощренных музыкальных инсинуаций, простого звука было недостаточно, хотелось сложнее, как у группы Japan, например. Как у Боуи. Как у King Crimson. К концу 80—90 годов Дэвид Сильвиан, уже как сольный автор, продолжал влиять на наши парадигмы своей легкой метафизикой. Однако здесь он не прижился, что стало ясно и ему, когда он приезжал с концертами. Россия для Англии — колония с весьма трагической судьбой, это даже не Индия конца XVII века. Но, конечно, его влияние на нас было колоссальным.

Эталоны новых романтиков — Брайан Ферри и Брайан Ино из Roxy Music — не были слабее как сольные артисты. Брайан Ино и как продюсер оказал влияние, он ведь поставил звук таким группам, как U2 на альбоме «Joshua Tree», Depeche Mode, когда они уже оформились, и масштабной группе Coldplay — хотя это анемичный проект, по-моему. И Ино дал нам целый стиль — эмбиент, у «Оберманекена» много есть похожих прослоек, звуковых прокладок на альбомах. Cocteau Twins и Робин Гатри — это еще один айсберг, схожий с Брайаном Ино, он был таким создателем звуковой палитры. Первые альбомы «Оберманекена» навеяны всем этим — ироничным глэмом Roxy Music, Cocteau Twins, такой группой, как Aztec Camera, и The Smiths, а позже Моррисси сольно. Моррисси как автор продолжил настроение, созданное Оскаром Уайльдом, эту манерность в хорошем смысле этого слова — то есть яркие и необычные манеры. Манерность ведь в России больше, чем манерность, и этот вектор здесь сильно гипертрофируется. У нас слишком узкий ассоциативный ряд — очень короткая дорожка до Бориса Моисеева. Я заметил недавно на улице какой-то плакат с рекламой его концерта и поразился, что все эти крашеные челочки он схватил лишь через двадцать лет, только недавно дорос, получается. Вдоль Солянки одно время висели плакаты, и мне издалека показалось, что на них Марк Болан и Курт Кобейн. А подойдя поближе, я понял, что Марка Болана изображает Леонтьев, а Кобейна, вот эту его небритость, Иванов. Вот такие у нас дэдкэндэнсы и грейтфулдэды вырастают.

©  Rex Features / Fotobank

U2. 1992

U2. 1992

Группа Smiths — они были холодные, а хотелось больше теплой, уютной, пледовой фактуры, шотландского виски. Smiths были слишком угловатые, колючие, резкие. Я как слушатель испытывал дискомфорт. И U2 нравились за их джойсовскую, масштабную сущность, они же настоящие дублинцы, и, конечно, то, что они делали, влияло. Мы их, кстати, в чем-то даже опередили по их современной эстетике, такой сугубо ударной и ориентированной на барабаны, как на альбоме «Pop!», — у нас было что-то подобное в песне «Авиация» с альбома 1995 года «Полшестого утра».

Оберманекен. «Авиация»


СЕРГЕЙ КИСЕЛЕВ, группа REVOLTMETER:
В 1992-м году я поступил в Иняз (МГПИИЯ им. Мориса Тореза, ныне МГЛУ), и там были уже сложившиеся тусовки «куроманов», «депешистов» и так называемых «волосатых», которые слушали всю классику подряд без разбора — Creedence, Doors, Джоплин — и одевались бог знает как, такая типичная отрыжка советских времен. Меня заинтересовало, что прямо в здании универа была студия у группы «Мистер Твистер», там, где находилась лингафонная библиотека, она занимала чуть ли не весь этаж. Вот это была серьезная тема, потому что все их уважали, они были упертыми, настоящими рокабильщиками и соблюдали дресс-код, стены были обвешаны постерами, все на уровне. А англофильская тусовка (плюс экспаты) концентрировались в то время на концертах таких столпов кельто-фолка, как Puck'n'Piper (живы до сих пор), «Шейкин Бак» (инди), Dan's Ramblers (блюз, живы до сих пор). Эта сцена была еще до бритпопа 91—95. Разборчивость тогдашних англофилов была совсем другой, тогда было просто модно слушать песни по-английски. Все было свалено в кучу, и многим нравилось все подряд: группа Cure, «Аквариум», говнорок. Джихад по Fred Perry и Lonsdale тогда был совершенно невообразим.

{-page-}

 

БОББИ БЛЕСК, группа SPINGLETT:

©  Предоставлено группой Spinglett

Spinglett

Spinglett

Наша группа — это был настоящий эксперимент. Это «Моральный кодекс» претендовал тогда на более попсовую группу, а мы честно делали панк. Поэтому тогда выпуститься на виниле — это было очень круто для нас. Из русских групп мне нравился еще «Ночной проспект» — я когда их услышал, то серьезно охренел, у них все было свое и звучало фирменно. А к таким группам, как «Кино», у нас отношение было пренебрежительное. Ну, то есть они слушали, видимо, нормальную музыку, популярные были, но в наших кругах это считалось отстоем — типичный говнорок. Ты в это время знал уже про волну мэдчестерскую, что она пошла. Информация пришла к нам довольно быстро, но вот что за этим стоит, мы не понимали. Было только желание не копировать ноль в ноль (да и не получилось бы), а выглядеть по сравнению с ними достойно. К группе «Браво» мы тоже относились с прохладой. Кстати, тогда была отличная группа Mess Age, там играл Паша Кузин из «Браво», на ударных, Артем Павленко из «Бригады С», он потом эмигрировал, а третий был такой конченый хиппи, как будто сбежал из группы Yes, с челочкой, все дела. Так вот это был Роберт Ленц, он у них сейчас вокалист, у «Браво». Им тогда еще писала тексты для песен такая Шарлотта, она приехала из Англии, в нее все были влюблены, для нас она тоже что-то делала, но мы мало выступали вместе, потому что я больше панковый был чел.

ИЛЬЯ МИЛЛЕР:

©  Rex Features / Fotobank

Blur. 1991

Blur. 1991

Что слушали, понятно, а что носили? О каком-то лайфстайле, имидже и фэшн-трендах говорить тогда не приходилось — тот, кто не носил малиновый пиджак, в принципе уже был одет как потребитель английской музыки. Передовым людям выглядеть в то время достойно помогали загранпоездки, остальные (студенты) ограничивались секонд-хэндами и бабушкиными (дедушкиными) сундуками. Любая майка-тишотка яркого цвета, джинсы и кеды в сочетании с темными очками были верхом дендизма. Изощренная винтажная олимпийка времен Олимпиады-80 была пределом мечтаний. Костюм, который твой дядя один раз надел на свадьбу в 1960—70-х, тоже можно было пустить в ход, если ты был модом.

БОББИ БЛЕСК, группа SPINGLETT:
Я тогда ходил в институт с начесом, все дела, глаза иногда подкрашивал, волосы красил в черный цвет, как вороново крыло. У нас в общаге была парикмахерская, там одна старушка работала. Я к ней пришел и попросил покрасить меня в черный цвет, так она захохотала, понимаешь? Я спросил: краска есть черная? Ну так покрась волосы мне. Я к ней потом еще приходил, она уже не в таком шоке была. А в плане одежды было просто — покупай черные шмотки, чтобы поуже сидели, потом можно подшить, порвать что-то. Я как-то купил большие ботинки и в них вставил красные шнурки — подсмотрел у ударника U2 Ларри Маллена. И клип «Shout» Tears For Fears, помнишь? Там во время бриджа вокалист идет и палочками отстукивает по земле, и хорошо видны его ботинки и красные носки. Оказалось, что это были обычные рабочие ботинки, под двадцатые годы, которые в России продавались в любом магазине за 5 рублей, пожалуйста. Я надел такие, моя девушка тогда сказала мне: ты что, с ума сошел, что за рабочую обувь ты надел?

ТАМ

©  www.comicsmagazines.com

Обложка журнала Select. Апрель, 1993

Обложка журнала Select. Апрель, 1993

Апрель 1993 — Выходит журнал Select, на обложке которого — фронтмен группы Suede Бретт Андерсон на фоне британского флага и слова «Янки, гоу хоум! Битва за Британию началась». В номере напечатаны статьи о таких группах, как Suede, The Auteurs, Denim, Saint Etienne, Pulp, что помогло сформировать настроение зарождающегося движения.
10 мая 1993 — Выходит альбом Blur «Modern Life Is Rubbish», на котором группа отказалась от стилей «бэгги» и «шугейз» и стала играть ностальгический гитарный рок в духе Kinks и Madness с легким налетом детской психоделии в духе Сида Барретта.
25 апреля 1994 — Выходит альбом Blur «Parklife», сделавший их самой популярной группой Британии, занявший первое место в национальном чарте и собравший ворох наград в конце года.
30 августа 1994 — Выходит дебютный альбом группы из Манчестера Oasis «Definitely Maybe». В первую же неделю продаж он попадает на первое место в британских чартах.

АНЖЕЙ ЗАХАРИЩЕВ ФОН БРАУШ, группа «ОБЕРМАНЕКЕН»:

©  Sony Music Russia

Oasis

Oasis

Oasis — это, конечно, реинкарнация Beatles, братья Галлахер — такие грубые пролетарии, но они очень четко уловили суть всей этой глобальной британомании. Blur в меньшей степени, хотя, конечно, их лидер — изощренный художник и мудрый гений. В первую очередь благодаря им получилось так, что мир вывернулся из-под электроники, дэнса, рейва и всего этого долбежа. Это хороший звук, близкий народу.

Британская народность кардинально отличается от того, что понимается под народностью в России. Хотя, конечно, мы очень близки, и первым на этом языке заговорил Александр Сергеевич Пушкин, ведь многие его стихи — это заимствования и прямые переводы из Байрона. То есть только после Пушкина мы заговорили на том языке, на котором они изъяснялись столетиями.

ЗДЕСЬ
1994
— Открываются клубы.
«Кризис Жанра» на Кропоткинской, где регулярно дают концерты Mothers Little Helpers, Wine, Blast, «Танцы минус» и т.д.
«Бедные люди» на Большой Ордынке. Ориентация — живые концерты начинающих англоязычных рок-групп. (Обратите внимание на названия клубов, вселяющие (не)здоровый пессимизм. Он здесь неспроста.)
«Птюч» в Монетчиковском переулке, целенаправленно прививавший в Москве культуру британской электронной танцевальной музыки.

ОЛЕГ БОЙКО, группы MOTHER’S LITTLE HELPERS, TELLEN GWAD:

©  www.olegboyko.ru

Mother’s Little Helpers

Mother’s Little Helpers

С Shaking Crocodiles мы начали играть в 1989 году. Начали с гаражного рока; понимание, что делать, пришло как-то само собой. Все клубы и места для выступлений в Москве на самом деле возникли из клуба под названием «Белый таракан». После возникла репетиционная база, появилась возможность как-то прозвучать, приходили на концерты люди, для которых все это по большому счету было в диковинку. Концерты групп типа Wine, Blast, «Гитары и Джинсы» (они, правда, пели не на английском языке и были из Калининграда) и Spinglett (такой замечательный доморощенный глэм) собирали не так много народа — примерно как и сейчас, количественно в этом плане ничего не изменилось. На какое-то масштабное явление все это, конечно, не тянуло, но была некая искренность, был очень позитивный настрой и заряд молодости. А время было темное — все вокруг сидели на героине.

Mother’s Little Helpers. «Wild Thing» (Troggs cover)


БОББИ БЛЕСК, группа SPINGLETT:
Клубов вообще не было. Первый открылся где-то в конце восьмидесятых возле метро «Отрадное», потом там кого-то зарезали и все сразу прикрыли. Мы ездили туда выступать вместе с «Матросской тишиной» — отличная была группа, похоже на The Smiths (я никогда их особо не любил, впрочем), но в то же время у них было что-то свое, классные прибамбасы у них были. Мы дружили в то время группами и постоянно пытались обдолбать друг друга посильнее — ну, ты понимаешь. И Герман (Дижечко, лидер «Матросской Тишины». — OS) тогда принес что-то в гримерку — на, говорит, покурите, вы же звезды у нас, вам последними на сцену выходить. Штука была очень сильная, и когда нас зовут на сцену, мы в полной панике такие ползаем, в диком угаре вообще, совсем ничего не понимаем, а он хохочет с нас. Марки тогда постоянно бросали в напитки друг другу, такие дела.

Потом открылся клуб F5 в общежитии МГТУ имени Баумана, потом еще журнал стал выходить с таким же названием, очень странно. А в 1991 году, 22 августа, мы с Андреем Козловым (Cos’Love) открыли клуб «Бункер» на Трифоновской, он просуществовал ровно год. Так назывался клуб в Чехословакии, мы попросили разрешение использовать логотип, их ноу-хау. Почему это был легендарный клуб? Потому что все было как за границей. В Прагу в клуб приходишь — гарантирую, что его владелец будет стоять прямо за барной стойкой, общаться с гостями; ему интересно, он бы сам ходил в этот клуб, просто так получилось, что он владелец. А не как сейчас, когда владельцы хотят только денег срубить и в свой клуб не ходят, у них есть другие дела — им важно только бабла себе положить в карман на этом, они нанимают управляющих, которые их обманывают, поэтому все строится на подозрении, недоверии и жадности.

ИЛЬЯ МИЛЛЕР:
Ник Кейв, Шейн Макгоуэн (The Pogues) Марк Э. Смит (The Fall). 1985

Ник Кейв, Шейн Макгоуэн (The Pogues) Марк Э. Смит (The Fall). 1985

Англоманская публика, не избалованная привозными концертами, особенно активно посещала сборные концерты, на которых местные группы исполняли каверы любимых исполнителей. Тогда казалось, что оригиналы живьем не удастся послушать никогда. Из наиболее близких по духу концертов на всей территории СНГ было выступление Public Image Limited на рок-фестивале «Гласность» в Таллинне в 1988 году (это выступление легло в основу бутлега «Holidays In Estonia»). 

28 мая 1994 года на рок-фестивале в Вильнюсе выступали группы Carter USM и The Fall. Из рецензии журналиста Melody Maker, наблюдавшего это действо, становится ясно только то, что никто ничего не понял: в зале на 3 000 мест было 900 человек.

Откуда я все это знаю и помню? Да из газет — каждую неделю, начиная с 1993 года, я покупал британскую прессу на Горбушке, где торговал с однокашниками кассетами с записями групп альтернативного, скажем так, плана. Мы были еще школьниками, и это был никакой не бизнес, а просто чтобы деньги на музыку у родителей не спрашивать постоянно — иначе мы бы их разорили. В основном деньги делались на излюбленных тогда среди молодежи группах типа рэпкор — спасибо программе «Учитесь плавать» и лично Александру Ф. Скляру. В углу стояла пара-тройка тематических кассет — Stone Roses, Suede, Manic Street Preachers. Если человек приходил, показывал на них пальцем и спрашивал, нет ли еще подобного, то из-под лотка доставался толстый каталог, денежные отношения между нами заканчивались, и начиналось дружеское общение по интересам. Уже было понятно, что смотреть кино и слушать музыку — это наше основное занятие, и искались пути не платить за это деньги, отдавать своим трудом и посильным вкладом.

ЗДЕСЬ

©  www.archive.org

Номер газеты NME от 7 мая 1994 года

Номер газеты NME от 7 мая 1994 года

1516 апреля 1994 — В московском зале МДМ музыкальный критик Артемий Троицкий проводит эпохальные вечера под названием «Britronica» с сумасшедшим по любым меркам лайнапом (Aphex Twin, The Orb, Seefel, Autechre, Брюс Джилберт из Wire, Banco De Gaia, Ultramarine). Зал на 1800 мест заполнен процентов на 10-20, и тот факт, что на концертах присутствует острый на перо британский журналист, обеспечивает невероятный позор в англоязычной прессе: заголовки в NME«Fools Russian», «Comrade Feel The Noise». На обложке NME красуется молодой Ричард Джеймс с пачкой сигарет «Союз Аполлон». После концерта Ричард отравился и был госпитализирован. Ролики на Youtube, где он дает интервью российской музыкальной прессе, стоят отдельного внимания!

АНДРЕЙ БУХАРИН, музыкальный критик:
Очень хорошо помню те концерты. В то время не было такой активной жизни, как сейчас, и впечатление было грандиозное. К нам привезли весь цвет британской электронной музыки, которая находилась тогда на самом подъеме, и это было сильно — увидеть всех своими глазами. В основном, конечно, это касалось так называемой прослойки продвинутой молодежи, потому что в более широких слоях меломанов никакого отклика эти концерты не нашли. Помню, что народа было много, а это был МДМ — не самый маленький зал с сидячими местами, то есть для рейва не подходящий.

Фестиваль проходил на разных площадках, а организационного опыта в таких вещах абсолютно не было, поэтому устроено все было через пень-колоду. Помню, я поехал на дискотеку «Джэм», кажется, в Лужники. Вот там творилось полное безобразие — вроде бы, даже ничего в итоге и не состоялось, и народ ничего не понял. Aphex Twin действительно чем-то отравился — это ведь была Москва, 1994 год, где-то отобедал, что называется. Но для уже существовавших и начинавших тогда электронных музыкантов было очень важно увидеть все это воочию.

ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ, группа «БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ»:
Люди приехали и показали школу, технику и владение электронным мастерством. У нас такого не было никогда. Они, например, привезли с собой синтезаторные стойки. Было полное ощущение, что пришла настоящая цивилизация и культура. Эта массовая эйфория дала мощный толчок, люди стали заниматься изучением синтезаторов, электроники. Плохие отзывы в британской прессе? Не знаю, может, это какой-то специфический взгляд, возможно, этот журналист там что-то в кулуарах не то выцепил. Мы спокойно сидели в мягких креслах, выпивали по 20 грамм и испытывали только радость и восторг.

АНДРЕЙ БОРИСОВ:
Мы снимали на этом концерте. Во-первых, публика была правильная, и все воспринимала адекватно. Всем все сразу стало понятно. Это был важный момент для всех, потому что такую подборку больше никто не привозил ни через год, ни через три. Ну да, там были небольшие перехлесты с охраной, не всегда была возможность отстроить благопристойный звук, но в целом это, конечно, был поворотный момент. Единственное, что Aphex Twin и The Orb выступили с DJ-сетами, а от них, конечно, хотелось бы живых выступлений.


ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ И СЛУШАНИЕ

Шизоссылка №1
Шизоссылка №2
Подборка практически всего британского инди/пост-панка/манчестера/бритпопа, создававшаяся долгими годами в ЖЖ

Сайт группы Оберманекен. Группа активно концертирует и в конце ноября должна выпустить новый альбом «Бриллиантовый дым».

Сайт группы Spinglett. В 2010 году на лейбле Navigator Records были переизданы все релизы Spinglett «1991/1993».

Творческая мастерская Олега Бойко

Продолжение следует / To be continued

18 декабря группа Suede выступит в Москве на фестивале BLASTFEST.

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:8

  • arlyapov· 2011-11-23 21:46:15
    отличный материал. спасибо!
  • interRaptor· 2011-11-23 22:12:48
    Вроде, и сам через все это прошел, но по поводу именно данной статьи ничего другого в голову не приходит, кроме...
    "низкопоклонство перед Западом" - в самой серой и будничной его форме...
  • Boris Nelepo· 2011-11-24 01:38:48
    это мега-материал. спасибо огромное!
Читать все комментарии ›
Все новости ›