Оцените материал

Просмотров: 6377

Экспертиза западной живописи в России

Анна Савицкая · 09/12/2008
Пять советов тем, у кого на руках оказался неопознанный шедевр

©  Антон Сташевич

Экспертиза западной живописи в России
Западная живопись всегда пользовалась вниманием российских коллекционеров. Частные собрания создавали сначала дворяне, затем промышленники, купцы, крупные адвокаты и известные врачи. Шедевров голландской школы XVII века или итальянского Ренессанса, не говоря уж об импрессионистах, в России было и остается немало. Генеральный директор компании «Арт Консалтинг» Денис Лукашин дает несколько советов тем, кто хотел бы выяснить происхождение семейной реликвии.

1. Обратиться за консультацией можно в музей, у которого есть собрание западного искусства (в Москве и Петербурге это соответственно ГМИИ имени Пушкина и Эрмитаж). Опытные сотрудники смогут определить примерное время создания картины и, если на ней есть подпись, найти информацию о художнике. Но сейчас музеям запрещено проводить экспертизу для частных лиц, поэтому официального заключения на бланке получить не удастся.

2. Если экспертиза нужна для дальнейшей продажи работы, необходимо сделать развернутую экспертизу. Сейчас ее имеют право делать всего три организации: две государственные, Реставрационный центр имени И.Э. Грабаря и ГосНИИР, и одна частная — «Арт Консалтинг». Однако не всегда в музее или другой экспертной организации есть специалист, способный сделать атрибуцию именно на того художника, чья работа оказалась у вас в руках. К тому же не всякая экспертиза, даже с печатью и на бланке, одинаково ценится на рынке.

3. На достаточно дорогую работу, тем более известного художника, потребуется не только получить заключение специалиста, необходимо будет провести технологическую экспертизу, которая позволяет определить точное время создания и сохранность картины. Обычно технологическое исследование проводится до искусствоведческого — наиболее грубые и поздние подделки удается отсеять уже на этой стадии.

4. К мнению антикваров по поводу атрибуции и подлинности той или иной вещи следует относиться с осторожностью. Ведь задача любого дилера — приобрести у владельца работу подешевле, а затем продать коллекционеру подороже. Профессиональная этика, конечно, существует, но соблазн сказать, что у вас в руках поздняя копия, купить шедевр по дешевке, а затем сделать на него необходимые документы, велик. Поэтому лучше заняться экспертизой самому, а потом обратиться к независимым оценщикам, чтобы узнать рыночную стоимость работы.

5. На мировом арт-рынке российские экспертизы на западные работы не всегда пользуются доверием. Есть несколько специалистов, чье мнение имеет реальный вес за рубежом, однако их немного, и все они могут сделать экспертизу лишь на двух-трех мастеров. Если у вас оказалась работа художника, у которого на Западе есть фонд, отвечающий за его наследие, то котироваться будет только заключение, выданное этим фондом. Но у жителей РФ фактически нет возможности вывезти из страны картину известного мастера, даже временно. Так что выход один — обратиться в московское представительство крупного западного аукционного дома.

Последние материалы рубрики:
Олег Краснов. Страхование искусства, 01.12.2008
Елизавета Романова. Ревизия антикварных рынков Лондона, 11.11.2008
Валерий Дудаков. Клятва коллекционера, 24.10.2008

 

 

 

 

 

Все новости ›