Оцените материал

Просмотров: 14470

Саатчи справил новоселье

Мэтью Баун · 10/10/2008
За двадцать лет Саатчи, возможно, устал шокировать публику и теперь намерен делать более сложные и весомые высказывания

©  The Saatchi Gallery

 Чжан Сяоган. «Большая семья». 1995. Холст, масло, 179 x 229 см

Чжан Сяоган. «Большая семья». 1995. Холст, масло, 179 x 229 см

Новая галерея Саатчи (Saatchi Gallery), которая открылась во вторник вечером в помещении бывших казарм на фешенебельной Kings Road в Лондоне, абсолютно прекрасна. Перепланировку здания осуществили архитекторы AHMM — в итоге стены здесь цвета слоновой кости, полы светлого дерева, а верхнее освещение частично рассеянное, частично направленное. Выставочное пространство распределено по четырем этажам включая подвальный; этажи соединены между собой лифтами и каменными лестницами. Похоже, Саатчи не зря потратил три года на поиски подходящего здания: для Лондона это потрясающее приобретение.

©  The Saatchi Gallery

 Чжан Сяоган. «Большая семья». 1995. Холст, масло, 179 x 229 см

Чжан Сяоган. «Большая семья». 1995. Холст, масло, 179 x 229 см


Первая выставка господина Саатчи посвящена китайскому современному искусству. Многие из двадцати—тридцати художников, представленных здесь, знакомы тем, кто внимательно следит за развитием событий в мире современного искусства. Например, Чжан Сяоган и его серенький семейный портрет или Юэ Миньцзюнь со своими гротескными мультяшными персонажами. Особенно интересна работа Сун Юана и Пенг Ю, расположенная в подвальном этаже: дряхлые политические лидеры в инвалидных колясках медленно ездят туда-сюда в произвольном направлении, время от времени сталкиваясь друг с другом: вероятно, это аллюзия китайской геронтократии.

©  The Saatchi Gallery

 Ван Гауаньгуй. «Порше». 2005. Холст, масло, 200 х 200 см

Ван Гауаньгуй. «Порше». 2005. Холст, масло, 200 х 200 см


Конечно, современное китайское искусство явление не новое. Возможно, это означает, что, устав за двадцать лет шокировать публику, господин Саатчи теперь намерен делать более сложные и весомые высказывания. Как обычно, самого Саатчи на собственной закрытой вечеринке видно не было, зато его красавица жена Найджелла была там вместе с отцом, экс-министром кабинета Маргарет Тэтчер. Был здесь Алекс Лахман, который не отрывает своих глаз-бусинок от происходящего на современной арт-сцене. Русских на выставке было не так уж и много. Я спросил у Алекса, чем он занимался в последнее время: оказывается, он забирался на Эльбрус, чтобы полюбоваться полным солнечным затмением. Как ни странно, не одних русских на выставке было мало — едва ли туда пришло много китайцев.

©  The Saatchi Gallery

 Чжан Хайин. «Кампания против порока. Серия 001». 2005. Холст, масло. 300 х 400 см

Чжан Хайин. «Кампания против порока. Серия 001». 2005. Холст, масло. 300 х 400 см


©  The Saatchi Gallery

 Сун Юан и Пенг Ю. «Дом престарелых». 2007

Сун Юан и Пенг Ю. «Дом престарелых». 2007


На верхнем этаже мистер Саатчи разместил так называемое «Пространство проектов» (Project Space), где выставлены работы нью-йоркской художницы Александры Мир: картины с изображением обложек бульварных газет. Кроме того, на этом этаже расположена отдельная галерея, которой управляет аукционный дом Phillips de Pury, спонсирующий Saatchi Gallery. Есть определенная ирония судьбы в том, что Phillips de Pury решил отдать это пространство на откуп Джулиану Шнабелю: ведь именно работы Шнабеля доминировали в первой коллекции Саатчи, которую он собрал в восьмидесятые годы вместе со своей тогдашней женой Дорис

©  The Saatchi Gallery

 Чжан Хуань. «Осел». 2005. 320 x 220 x 80 см

Чжан Хуань. «Осел». 2005. 320 x 220 x 80 см

Локхарт, американским арт-критиком. Но Саатчи все те ранние вещи продал. Шнабель сказал мне, что Саатчи зашел, посмотрел на экспозицию и, казалось, готов был пуститься в долгие рассуждения. Когда я предположил, что хозяин галереи, вероятно, жалеет о том, что избавился от его ранних работ, Джулиан философски отметил, что вся жизнь человеческая череда сплошных разочарований.

Под конец, казалось, все сильные арт-мира сего собрались в пространстве, посвященном Шнабелю. Трэйси Эмин, которая ни перед кем не испытывает трепета, для Шнабеля, кажется, сделала исключение. Я столкнулся с Симоном де Пюри и поздравил его с тем, как он удачно продал свой бизнес Леониду Фридланду. Он совершенно очевидно был этому очень рад. И весьма вероятно, что принадлежащее Phillips de Pury пространство на верхнем этаже новой галереи Саатчи рано или поздно приютит русскую выставку.

 

 

 

 

 

Все новости ›