Оцените материал

Просмотров: 13507

Рынок в отсутствие рекордов

Мэтью Баун · 18/06/2008
Последние продажи современного русского искусства в Лондоне подтвердили: художникам невероятно сложно утвердиться на аукционах и в сердцах коллекционеров
Последние продажи современного русского искусства в Лондоне подтвердили: художникам невероятно сложно утвердиться на аукционах и в сердцах коллекционеров
В отсутствие сногсшибательных новых рекордов главной сенсацией русской недели стало восхождение аукционного дома MacDougall’s на новые высоты — он занял второе место по объему продаж, уступив Sotheby's, но обогнав Christie’s. Для такого молодого предприятия это действительно выдающееся достижение — я помню их первые торги, которые едва ли можно было назвать удачными, и Катерина Макдугалл не скрывала тогда от публики своего разочарования. Но госпожа Макдугалл и ее муж Уильям проявили характер, и я могу поздравить их с необычайным успехом.

Особенно впечатляет активность дома MacDougall’s в области современного русского искусства. Во время только что закончившейся русской недели предложение MacDougall’s в этой категории и в количественном, и в качественном отношении превосходило предложение Sotheby's и Bonhams. Сказав это, стоит добавить, что Sotheby's проводит специализированные торги современного русского искусства в марте, а другой серьезный конкурент — Phillips de Pury — уже обеспечил себе лидерство в самом дорогом сегменте этого рынка. К слову, стратегия Phillips de Pury, который стремится интегрировать современное русское искусство в мировой контекст, в последнее время отзывается и в галерейном бизнесе. Русское искусство все чаще показывают в Лондоне: в эту среду я приглашен сразу на два ужина — один по случаю открытия выставки группы АЕС в галерее RS & A Limited, а другой — по случаю вернисажа групповой выставки Laughterlife. Куратор Мария Байбакова собрала для нее работы Виктора Алимпиева, Дианы Мачулиной, Георгия Острецова и других героев московской актуальной сцены. Кроме того, галерея Faggionato Fine Art, которая продает Бэкона, Баскиа, Люсьена Фрейда, Херста, Кунса, Твомбли и других международных звезд, планирует осенью выставку Олега Васильева.



Последние продажи современного искусства на MacDougall's, Sotheby's и Bonhams подтвердили растущий интерес к современному искусству, преподнесли некоторые сюрпризы и продемонстрировали эволюцию коллекционерского вкуса.

Известные имена: Свешников, Рабин, Нестерова, Комар и Меламид, Штейнберг, Краснопевцев и Брускин — продавались стабильно, хотя и без эффектных ценовых скачков. На торгах MacDougall's ранний Свешников ушел за £109 тыс., керамическая группа Брускина под названием «Всюду жизнь» — за £158 тыс., Краснопевцев — за £102 тыс., а работа Комара и Меламида «Похищение Европы» — за £115 тыс. Владимир Немухин хорошо продавался на MacDougall's, но менее удачно на Bonhams.

С другими героями российского рынка дело обстояло похуже. Одна из работ Целкова на Sotheby's поднялась до £181 тыс., но три другие его работы, идущие подряд в каталоге MacDougall's, остались непроданными. Работа Ситникова установила рекорд в £321 тыс. на MacDougall's, но другие его вещи на Sotheby's не нашли покупателя. Пурыгин и Рухин продавались неровно. То же самое можно сказать о Рогинском, к тому же его вещи если и продавались, то сильно не дотягивали до $100 тыс., которые просили за Рогинского в Москве пару лет назад. Янкилевский в целом не привлек внимания коллекционеров. Очевидно, что покупатели действуют все более избирательно в случае с этими художниками — вероятно, спрос на сегодняшний день вполне удовлетворен. На Sotheby's остался непроданным Чубаров — увидим ли мы еще когда-нибудь удивительные цены на этого художника, сопровождавшие его дебют на аукционном рынке? На MacDougall's не продались три работы Юрия Купера, Окштейн, две работы Льва Табенкина и несколько вещей Слепышева — все это подтверждает выводы, которые мы сделали на последних русских торгах в Нью-Йорке: художникам невероятно сложно утвердиться на аукционах и в сердцах коллекционеров. Две работы Пригова, выставленные на торги MacDougall's, не нашли покупателя, несмотря даже на недавнюю ретроспективу художника в Московском музее современного искусства, которую курировала Екатерина Дёготь. Непроданным остался даже очень, на мой взгляд, занимательный Файбисович из пляжной крымской серии и с достаточно скромным эстимейтом. В этом случае, правда, свою роль могло сыграть изображение волосатых ног, что несколько чересчур для рядового любителя современного искусства.



Но самым звучным провалом стала «История СССР» Комара и Меламида, состоящая из 58 частей и оцененная MacDougall's в £600—900 тыс., — заявка на рекорд. Сам искрометный гений, Виталий Комар, присутствовал на торгах, но в итоге работа не достигла резервной цены: торг прекратился на отметке £530 тыс., что означало, я полагаю, резерв в £540 тыс. Конечно, полмиллиона фунтов — сумма немалая, и работа в силу своего монументального размаха вряд ли обладала очевидной привлекательностью для большинства покупателей.



Не совсем современное искусство, но впечатляющий результат — £127 тыс. против эстимейта в £5—7 тыс. за Бориса Гурвича (1905—1985). Такой успех объясняется, на мой взгляд, его работой с Филоновым (он был его учеником). Евгений Кондратьев, новое для меня имя, ушел за £48 600 на Bonhams. Также хорошо продавалась живопись Эрнста Неизвестного: его работы акрилом достигли £38 тыс. и оказались более желанными для покупателей, чем его скульптуры, которые остались непроданными на MacDougall's и Sotheby's — свидетельство, среди прочего, практически полного отсутствия коллекционеров скульптуры. Беленок продавался с переменным успехом, но все же достиг отметки в £64 тыс. Я с радостью отметил, что в списке лотов оказался весьма интересный Юрий Жарких: его работа продалась на MacDougall’s, хотя и недорого — £3 тыс. Другой метафизик, Илья Табенкин, на MacDougall's остался непроданным, хотя не так давно на московском аукционе СОВКОМ его работа ушла за $30 тыс. Три работы Юрия Злотникова нашли покупателей на Bonhams по скромной цене — не выше £4800.



На лондонских аукционах редко появляются работы соцреалистов, но когда это случается, они обычно показывают неплохой результат. Работа Жилинского, далеко не самая лучшая или важная, ушла за £63 тыс. Маленькая вещь Николая Ромадина 1945 года поднялась до £25 тыс. Принимая во внимания также сумму в $120 тыс., которую недавно заплатили за живопись Николая Тимкова на торгах Heritage Auctions в США, это направление стоит исследовать более тщательно.

 

 

 

 

 

Все новости ›