Оцените материал

Просмотров: 2819

ДНЕВНИК САЛОНА: готовность номер один

Мария Рогулёва, Анастасия Палёнова · 26/05/2008
Распаковывая дорогостоящие экспонаты, галеристы рассказали, что и почем они привезли на этот раз на Салон изящных искусств в московском Манеже
Распаковывая дорогостоящие экспонаты, галеристы рассказали, что и почем они привезли на этот раз на Салон изящных искусств в московском Манеже
Появление пять лет назад Салона изящных искусств, наконец, создало для наших ярмарок подобие конкурентной среды. С непривычки некоторые ожидали, что, переехав в Манеж, он просто задавит основного соперника — Антикварный салон в ЦДХ. Но теперь можно констатировать, что конкуренция идет нашему рынку на пользу — благо потенциал отечественных покупателей позволяет. Оставаясь единственной ярмаркой, привлекающей иностранные галереи первого ряда, Салон в Манеже стал своеобразным цензом и фильтром для отечественных галеристов. Некоторые здесь дебютировали, а некоторые теперь участвуют в обоих Салонах, извлекая выгоду из интереса разных аудиторий — например, LPM Fine Arts, Maricevic Fine Art и галерея «Школа». С появлением в Манеже современного искусства возникли пересечения и с «Арт-Москвой», и в этом году актуальный блок снова участвует в полном составе. Присоединились и новые «модернисты», включая самого нетипичного резидента «Винзавода» — галерею «Проун».

Скажем больше — на фоне подтянувшегося, особенно в плане репрезентации, Салона в ЦДХ эклектичность некоторых экспонентов Манежа теперь больше бросается в глаза. Конечно, в этом есть известный шарм — где еще в мире можно встретить оригинальный микс Пикассо, Пластова и Андреа дель Сарто на одном стенде? Салон — это зеркало представлений иностранного галериста о российском коллекционере, а поскольку люди сюда приезжают бывалые, то их выводы заслуживают внимания. Везут или беспроигрышный набор, или что-то импонирующее русскому вкусу, каким он видится со стороны.

Классический вариант — это, конечно, модернизм, тем более если речь идет о первых именах: никому ничего не нужно доказывать, разве что провенанс.

Приехавшей во второй раз галерее Tamenaga, по словам ее представителя Кацуто Мориморы, найти общий язык с русским покупателем пока еще не удалось как в прямом, так и в переносном смысле. В этом году на стенде галереи висят типичные blue chips и дежурит специалист, владеющий английским, французским и русским. Рассказывать ему придется, в частности, следующее: самая дорогая работа на стенде — «Мужчина и женщина на пляже» Пикассо 1956 года, она стоит € 4 млн. Есть здесь и совсем ранний, семнадцатилетний Пикассо за €200 тыс. Еще один козырь — Марк Шагал. Его «Осеннее небо» предлагают за €1,85 млн. В довесок Кацуто Моримора привез семь небольших Ренуаров стоимостью от 120 до 385 тысяч евро.

Пикассо есть и на стенде Lindsay Romero Paintings, совместного предприятия двух дилеров из Мадрида и Лондона. За Пикассо отвечает мадридский партнер — Кончита Ромеро. На стенде висят сразу три работы разных периодов, и среди них размером и ценой выделяется «Обнаженная с флейтистом» — она стоит $18 млн. Именно эта галерея решила раскинуть сеть пошире и привезла уже упоминавшегося Пластова — его портреты должны апеллировать к почвенным натурам. Вторая голова галереи Lindsay Romero Paintings, дилер из Лондона с русскими корнями Иван Линдсей, занимается старыми мастерами. Самые заметные работы, привезенные Иваном, — «Портрет сестер Чиик» фламандца Антониса Ван Дейка за $4 млн и «Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем» Андреа дель Сарто за $8 млн.

Оригинальностью комбинации собирается покорить Салон и дебютант из Нью-Йорка — галерея Jane Kahan. На не самом большом, но густо завешанном стенде тоже есть классики XX века, но в непривычном для нашего покупателя варианте гобелена. Не стоит думать, что этот вариант бюджетный — гобелен по работе Марка Шагала «Жизнь», висящий на самом видном месте, предлагают за € 2,8 млн. Еще один экспонат, о котором с нескрываемым удовольствием рассказывают жизнерадостная Джейн Кэхан и директор галереи Чарльз Мэйтс, — гобелен по работе Фернана Леже, хранящейся в коллекции Пушкинского музея. А более загадочным русским душам здесь предлагают работы современного и вполне салонного венгерского художника Иштвана Сандорфи (владелица галереи по происхождению венгерка).

Постоянные участники, возможно, питают меньше иллюзий, зато прекрасно отработали тактику. Парижская галерея Minotaure, которая разместилась бок о бок с другим старожилом — галереей Vallois, — показывает московской клиентуре самых желанных русских художников. Экспозиция стенда разделена по хронологическому принципу, и современное искусство представляют работы Эдуарда Штейнберга, Олега Целкова и Владимира Янкилевского. Из более раннего — абстракция Кандинского, периода его преподавания в Баухаузе. Стоимость работы составляет €2,8 млн. Другой фаворит стенда — работа Шагала за €1,2 млн (подробнее о галерее Minotaure — в нашем интервью с ее владельцем — Бенуа Шапиро).

Новости есть и в той части Салона, где сосредоточилось актуальное искусство. По соседству со стендом Елены Селиной появилась парижская Pop Gallery Laurent Strouk, которая привезла легкоусвояемый европейский поп-арт от 15 до 200 тысяч евро. Владельцы настроены серьезно — скоро они собираются открывать филиал в Москве. А в группе авторитетов нашей актуальной сцены все идет своим чередом: «Хлеба» Осмоловского у Марата и Юлии Гельман, соло Рауфа Мамедова у Айдан, Дубосарский и Виноградов в компании Валерия Улымова и других художников галереи у Елены Селиной, «Герои нашего времени» Хосе Марии Кано у Овчаренко, скульптуры группы АЕС+Ф у «Триумфа». Кроме Pop Gallery Laurent Strouk, конкуренцию хозяевам московского актуального рынка может составить галерея Riccardo Rossi из Цюриха. На ее стенде можно будет купить работы одного из самых популярных и дорогих китайских художников — Юэ Минцзюня.

А вот парижская галерея Альбера Бенаму, которая инициировала открывающуюся на днях в ЦУМе выставку современных китайцев, на Салон предпочитает привозить русских — на этот раз одного Константина Худякова. Зато китайскую тему поддержит не попавшая в этом году на «Арт-Москву» англо-российская Ravenscourt Galleries. Выбор Максима Боксера пал не на производные поп-арта, а на деликатного абстракциониста Шэнь Фаня. Каталог к выставке, которая одновременно открывается в галерее, создан совместными усилиями с галереей из Шанхая ShanghART, которая, в свою очередь, представит художника на открывающейся вскоре ярмарке Art Basel.

Подробнее о новом и старом искусстве, самых интересных галереях и участии аукционных домов — в следующих выпусках нашего ДНЕВНИКА САЛОНА.

 

 

 

 

 

Все новости ›