Оцените материал

Просмотров: 12219

Старые мастера открывают новые возможности

Анна Карганова · 27/01/2009
Галерист Михаил Гаджикасимов поделился секретами рынка классического искусства

©  Sotheby’s

Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Доска, масло. 86,4х71,2 см

Маринус ван Реймерсвале. Сборщики податей. Доска, масло. 86,4х71,2 см

Каждые торги старых мастеров преподносят сюрпризы любителям искусства. В июле прошлого года в результате «пересмотренной атрибуции» аукцион Sotheby’s обогатился портретом кисти Хальса, который раньше приписывался его мастерской. В декабре сенсацией стало появление на Christie’s «Флоры» Тьеполо, считавшейся утерянной. Сообщения в прессе о продаже работы Тьеполо со значительным превышением эстимейта сопровождались историей о «чудесном обретении» работы на чердаке французского шато. Возросший интерес к старым мастерам на рынке побудил многих владельцев старинных полотен выставить их на торги, и предложение выросло пропорционально спросу.

Предстоящие в конце января нью-йоркские аукционы старого искусства поражают количеством и невероятным разнообразием первоклассных картин. Сложившаяся ситуация благоприятна для собирателей, ощутивших в нынешнем экономическом положении потребность в свободных средствах. В свою очередь, у коллекционеров сейчас появился шанс приобрести недорогие, но по-настоящему интересные и редкие работы, а у арт-дилеров покрупнее — топ-лоты по максимально выгодной цене. Арт-директор галереи Vanitas Михаил Гаджикасимов прекрасно разбирается в расстановке сил на рынке старых мастеров и согласился рассказать о подводных камнях и «закулисных играх».

«Новооткрытые шедевры»

До середины XX века на Западе авторство определялось на основании визуального осмотра и провенанса, сейчас на первый план выходит технологическая экспертиза. Новые исследования и пересмотр фондов позволяют давать более точные суждения. Однако не стоит идеализировать западную экспертизу нового поколения. Молодые ученые пытаются укрепить свой авторитет, каждый стремится сделать очередное научное открытие или, наоборот, поставить точку в одном из споров об авторстве той или иной работы. Это приводит к частой смене мнений относительно атрибуции произведений.

Что делать?

Прежде всего, покупателю стоит ориентироваться на качество работы и провенанс — почти 100 процентов работ старых мастеров происходят из известных частных коллекций или собраний королевских домов. Немалое значение имеет и авторитет конкретного эксперта.

Перспективные вложения

На торгах в июле 2008 года работа последователя Маринуса ван Реймерсвале «Сборщики податей» с эстимейтом £100—150 тыс. ушла за £2,1 млн. Невиданная для анонимной жанровой сцены цена объясняется тем, что покупатель был уверен в том, что покупает картину самого художника. Это вполне может оказаться правдой, ведь «Сборщики податей» — излюбленный сюжет Реймерсвале, даже в Лувре есть несколько вариантов этого произведения.

Удачная сделка

©  artinfo.com

Рембрандт Харменс ван Рейн. Смеющийся Рембрандт. Медная доска, масло

Рембрандт Харменс ван Рейн. Смеющийся Рембрандт. Медная доска, масло

В октябре 2007 года на аукционе Moore, Allen & Innocent в Англии была выставлена, как полагали организаторы, копия автопортрета Рембрандта со стартовой ценой $3100. Ее приобрел некий британский меценат почти за $5 млн. Позже эксперты пришли к выводу, что это оригинальный автопортрет, известный под названием «Смеющийся Рембрандт». Реальная стоимость такой картины составляет от $30 до 40 млн.

Аукционные игры

На одном аукционе редко появляются 100 работ высокого класса. Чтобы привлечь внимание к художникам второго ряда, цены на их произведения немного завышаются, в то время как вещи хорошего качества, наоборот, оцениваются несколько дешевле их реальной стоимости. В результате человек со среднестатистическим буржуазным вкусом поддается ажиотажу в зале и покупает картину среднего качества по завышенной цене. Обратная сторона такой аукционной стратегии — возможность дешевле приобрести работу высокого качества. Например, на торгах аукционного дома Koller пейзаж Якоба Сторка ушел за $32 тыс., в то время как его реальная стоимость — как сложного многопланового пейзажа с архитектурным стаффажем — может составлять $250 тыс.

©  Koller

Якоб ван Сторк. Средиземноморский пейзаж с архитектурным стаффажем. Холст, масло. 94,1х125,8 см

Якоб ван Сторк. Средиземноморский пейзаж с архитектурным стаффажем. Холст, масло. 94,1х125,8 см

Иногда коллекционер приобретает вещь с заведомой переплатой. Причиной этого может стать желание купить парную картину к уже имеющейся. Столь необдуманная, на первый взгляд, покупка с лихвой окупится потом при продаже двух вещей вместе.

Правильный подход

Наиболее выгодные покупки арт-дилеры обычно совершают на небольших и не очень известных европейских аукционах. Именно здесь можно купить качественную вещь за скромную сумму. На торгах всемирных лидеров Sotheby’s и Christie’s в основном появляются самые дорогие и раскрученные работы старых мастеров. Встречаются, конечно, вещи с ценами в диапазоне $20—150 тыс., но они обычно приобретаются музеями и изначально выставляются с оглядкой на них.


Другие материалы рубрики:
Анна Савицкая. Римские антики, 20.01.2009
Елизавета Романова. Прогулка по галереям Челси, 24.12.2008
«Dead Мороз жив!» в «Триумфе», 19.12.2008

 

 

 

 

 

Все новости ›