Оцените материал

Просмотров: 4633

Юрий Петухов: мы хотим показывать искусство, которое интересно нам самим

Анастасия Палёнова · 17/01/2008
Анастасия Палёнова побеседовала с куратором новой галереи «2.36» о том, почему он покинул «Ковчег» и объединил в одном каталоге 50 художников разных поколений

©  Алексей Каменский, «Натюрморт с чайниками», 1958. Бумага, темпера, 83,8 х 59,8 и Антонина Софронова, «Ню». Бумага, уголь, 22,7 х 18,2

Юрий Петухов: мы хотим показывать искусство, которое интересно нам самим
Анастасия Палёнова побеседовала с куратором новой галереи «2.36» о том, почему он покинул «Ковчег» и объединил в одном каталоге 50 художников разных поколений
Прошедший год оказался урожайным на новые галереи, которые, открываясь или меняя прописку, начали образовывать новые центры притяжения на карте Москвы. Не считая «Винзавода», куда поспешили перебраться главные ветераны художественного бизнеса, современное искусство осваивает район Большой Никитской, где по соседству с музеем Игоря Маркина только что открылась галерея GMG и уже некоторое время существует галерея «Зураб» — самое «актуальное» детище клана Церетели. Что касается антикваров, то они пока не торопятся покидать свою «воронью слободку» — не слишком модное, зато обжитое здание ЦДХ с его непременными лоточниками, багетами и сувенирными куклами. Другие игроки вторичного рынка пока разбросаны по карте — от галереи «Школа» на Неглинной до галереи «Ковчег», которая до сих пор квартирует возле метро Тимирязевская. Район Старого Арбата до сегодняшнего дня ассоциировался в основном с туристическими антикварными лавочками — галереями их никак не назовешь, хотя и там знаток может случайно обнаружить что-нибудь ценное. Но похоже, ситуация понемногу меняется — в октябре в переулках Старого Арбата начала работать сугубо «интеллигентская» галерея «2.36», созданная совместными усилиями Юрия Петухова и Георгия Федоровича.

В «2.36» сложно представить себе вернисаж с его толчеей посетителей и зевак, да здесь это и не принято. В галерее мирно соседствуют художники начала XX века, шестидесятники и вчерашние студенты художественных вузов, а своей главной заслугой на сегодняшний день создатели галереи считают выпуск внушительного каталога графики. До конца февраля здесь можно увидеть проект «Знаковая линия», чья премьера состоялась на декабрьской ярмарке в ЦДХ. Об открытии «2.36» и планах на будущее Art-Times рассказал Юрий Петухов, член экспертного совета ярмарки «Искусство XX века», много лет проработавший в галерее «Ковчег».

Галерея

Мы хотим показывать искусство, которое интересно нам самим. Нельзя предлагать что-то купить, если тебе самому это не нравится. Только если ты сам это любишь, можно без зазрения совести предлагать это другим.

Мы хотим, чтобы наша галерея стала местом, которое будет привлекать специалистов, серьезных любителей и коллекционеров. Кроме художников начала и второй половины XX века, мы активно сотрудничаем и с молодыми авторами, которые только заканчивают вузы. Поэтому нельзя сказать, что мы в полном смысле этого слова антикварная галерея. Мне кажется, это достаточно условное обозначение, антикварным может быть магазин. Галерея может заниматься и старым искусством, и современным. Мы также не хотим строго ограничиваться каким-то периодом или стилистическим направлением, потому что в принципе качество искусства от этого не зависит.

Дело в том, что и у меня, и у Егора (Art-Times: Георгий Федорович) до этого были другие галереи. Я проработал 19 лет в галерее «Ковчег». Но в том ритме, в котором я жил тогда, я, к сожалению, больше жить не могу. А поскольку мы с Егором тесно сотрудничали, родилась идея сделать что-нибудь совместными усилиями. Мы решили открыть новую галерею, благо быстро нашлось подходящее помещение.

Обычно галереи работают следующим образом: делается полноценная экспозиция, в которую включается максимальное количество работ, а в каталоге иллюстрируются всего несколько экземпляров. Учитывая специфику нашего помещения, мы пошли по другому пути. Наши каталоги — это полноценное представление проекта. То есть сначала мы показываем проект в печатном виде, а затем, на ярмарках или у себя в галерее, мы делаем выставки-дайджесты, которые как бы обозначают проект. Если вы спросите про выставки, которые я делал 19 лет назад, — боюсь, я не смогу вспомнить. Но если я беру в руки издание, то в нем продолжает жить вся история.

©  Алексей Каменский, «Натюрморт с чайниками», 1958. Бумага, темпера, 83,8 х 59,8 и Антонина Софронова, «Ню». Бумага, уголь, 22,7 х 18,2

Юрий Петухов: мы хотим показывать искусство, которое интересно нам самим


Проекты

Затея нашего последнего проекта «Знаковая линия» родилась после того, как я ушел из «Ковчега». Первое, что я сделал, — поехал в очередной раз на Арт Базель. Там мне и пришла мысль сделать выставку уже в новой галерее, которая бы чем-то объединила художников разных поколений и направлений. Этим объединяющим фактором и стала линия. Я подумал, что было бы интересно показать, как линеарное искусство проявлялось в начале и конце XX века, что связывает художников разных поколений и как эта линия их объединяет. Исходя из этого, мы отбирали художников и конкретные работы. В итоге нам даже пришлось себя ограничивать — в проекте участвуют 150 работ пятидесяти художников. Без преувеличения можно сказать, что в Третьяковской галерее эта выставка произвела бы серьезный фурор.

Следующий крупный проект, который мы готовим для Арт Москвы, называется «Черно-белая пластика». Он будет реализован на основе черно-белой графики и фотографии. Но если графика будет наша, российская, то фотография — абсолютно европейская. Причем там будут представлены работы звезд мировой фотографии.

Ну а следующая выставка, которая пройдет непосредственно в стенах галереи, будет посвящена живописи. Первый выставочный проект галереи «2.36» под названием «Вместо предисловия. Часть первая» был посвящен работам пяти художников-шестидесятников: Алексею Каменскому, Александру Ливанову, Александру Максимову и Карлу Фридману. Весной мы готовим продолжение — вторую часть, посвященную художникам первой половины XX века.

Художники

Если раньше я занимался исключительно русским искусством, то сейчас мы начинаем привлекать и западных художников. И первые шаги в этом направлении мы уже сделали. Я достаточно много езжу по Европе, смотрю работы, что-то покупаю для галереи. Я жалею, что мы не смогли привлечь зарубежных авторов в наш проект «Знаковая линия» — есть потрясающие вещи, которые смогли бы его дополнить. Поэтому в следующий раз обязательно будут участвовать и русские, и зарубежные художники. Совсем недавно я показал каталоги нашего проекта в Париже. Французские галеристы отказывались верить, что это русские художники, настолько высок уровень работ.

Русского искусства первой половины XX века практически не осталось, оно либо осело в музейных фондах, либо в частных коллекциях, из которых оно не стремится уходить из-за постоянного роста цен. Найти качественного и раскрученного художника-шестидесятника также становится проблемой. Другое дело, что среди них есть очень много художников, которые выпали из контекста истории изобразительного искусства, потому что они не были знакомы с Костаки, не выпивали с Талочкиным и т.д. Когда известно, что художник с именем, он продается, стоит дорого, — работать гораздо проще. Мне такая ситуация неинтересна.

Продажи

Проект «Знаковая линия» был задуман этаким хедлайнером ярмарки «Искусство XX века», несмотря на то что прошло всего несколько месяцев с открытия галереи. Безусловно, стенд привлекал внимание той немногочисленной публики, которая приходила. Он был сделан очень профессионально, ну а кроме того, наш стенд, пожалуй, единственный на всей ярмарке представлял исключительно графические работы. В понимании нашего зрителя и коллекционера графика пока вторична по отношению к живописи, но ситуация постепенно начинает меняться. К сожалению, первая ярмарка «Искусство XX века» не принесла ожидаемых результатов. И ее проведение в следующем году стоит под большим вопросом. Из-за отсутствия какой бы то ни было рекламы людей на ярмарке практически не было. Неизвестно, захотят ли галереи участвовать в чем-либо похожем.

Хотя наша галерея расположена в центре Москвы, найти ее не так просто. Но мы и не хотели делать ее проходным двором. Мы не занимаемся продажей сувениров и матрешек, мы не хотим, чтобы здесь шел поток случайных людей. Мы бы хотели, чтобы любая работа, участвующая в наших выставочных проектах, а уж тем более висящая на стенах нашей небольшой галереи, была шедевром. Людей, которые готовы смотреть на шедевры, очень много, а вот тех, которые готовы приобретать, — пока единицы. Поэтому публику нам сейчас обеспечивают наши старые заслуги. Поскольку искусство — вещь довольно дорогая и очередь за ним не стоит, то приходится с этим искусством долго жить, в том числе и нам, галеристам. У меня есть клиенты, которые просят «пожить» с работой. Они вывешивают ее на несколько дней и только потом принимают решение.

Я всегда занимался только теми работами, происхождение которых мне доподлинно известно. Работы, которые участвуют в проекте «Знаковая линия», были приобретены либо у самого художника, либо у его наследников. У всех этих вещей стопроцентный провенанс. Стоимость работ колеблется от 600 до 15 тыс. евро. Можно выбрать старое искусство, можно — качественное современное искусство. Работы Антонины Софроновой 1921 года, которых практически нет на рынке, стоят по 6 тыс. евро, ранние работы Михаила Соколова — по 6—7 тыс. евро, Эрнст Неизвестный — по 4 тыс. евро., ранний Анатолий Зверев — 1 тыс. евро, карандашный рисунок Ивана Билибина — 15 тыс. евро. В принципе, у нас есть варианты для всех.

 

 

 

 

 

Все новости ›