Оцените материал

Просмотров: 14911

Петербург. Особенности галерейной охоты

Юлия Петрова · 19/06/2009
Почему современное искусство продается в Петербурге хуже, чем в Москве, и как местные галеристы воспитывают потенциального покупателя

Имена:  Дмитрий Семенов · Марина Гисич

©  Винзавод, D137 gallery of contemporary art

Марина Федорова. Забегаловка. 2007.  Холст, масло.  150х200 см

Марина Федорова. Забегаловка. 2007. Холст, масло. 150х200 см

Несмотря на то что Санкт-Петербург был основан царем-реформатором, за ним давно уже закрепилась репутация города консервативного, оплота вечных ценностей. Действительно, антиквариат здесь более востребован, чем современное искусство, да и художественную жизнь сложно назвать бурной: галерей немного, арт-критики почти нет (анонсы и краткие обзоры выставок не считаем), а, к примеру, на «Арт-Москве» культурная столица представлена лишь тремя-четырьмя участниками: AL Gallery (бывшая галерея «Альбом»), Anna Nova, галереи Марины Гисич и Дмитрия Семенова. Одна из старейших и самых заметных петербургских площадок «Д137» провела на «Арт-Москве» шесть сезонов, а в прошлом году, отказавшись от непосредственного участия в ярмарке, представила в ее рамках большой параллельный проект — выставку Марины Федоровой на «Винзаводе».

Однако нескольких имен для Питера явно мало. 9 июня в Лондоне Sotheby’s провел торги современного русского искусства, где продавались работы только одного петербургского автора. Это Керим Рагимов, художник галереи Марины Гисич. Работы его цикла «Человеческий проект» были не раз и с успехом показаны публике, но формат аукциона, как известно, принципиально отличен от выставочного. Картина, оцененная в £20—30 тыс., не нашла покупателя. Впрочем, это заранее предсказывала Марина Гисич: «Сложно рассчитывать на коммерческий эффект, потому что время не совсем подходящее. Хотя участие в таком аукционе престижно для любого художника. Здорово побывать на этих торгах и проверить свои силы».

©  Sotheby’s

Керим Рагимов.  Human project. Портрет № 37. 2008.  Холст, масло. 195x238 см

Керим Рагимов. Human project. Портрет № 37. 2008. Холст, масло. 195x238 см

Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, от петербуржцев нередко приходится слышать, что современного искусства в их городе не хватает, с другой — даже существующий довольно камерный галерейный мир не может похвастаться высокой покупательской активностью клиентов.

Наталья Панкова, владелица AL Gallery: «Петербург — музейный город, и публика здесь принципиально отличается от московской: та все-таки ориентирована на приобретательство, а у нас людям зачастую вообще не приходит в голову, что произведениями искусства можно обладать. Некоторым посетителям мы объясняем, что работы на выставке можно не просто посмотреть, но и купить, повесить у себя в кабинете или подарить кому-то. Плюс у покупателей совершенно другой менталитет. Если москвич увидит у своего друга работу хорошего знакового автора, он пойдет и купит такую же, чтобы не отставать. У нас обратная ситуация: все стремятся подчеркнуть свою исключительность и индивидуальность, а потому не станут покупать того же художника или даже просто в той же галерее, что и сосед».

У каждого галериста свой способ привлечь воспитанного на музейной традиции зрителя к современности. AL Gallery пишет для своих выставочных проектов особую фоновую музыку, устраивает перформансы на вернисажах, позволяет трогать произведения руками и даже брать их в аренду — «на пробу». Ведущий художник галереи — Виталий Пушницкий; именно его выставкой AL Gallery открылась в апреле на новом месте, переехав с Васильевского острова на набережную Фонтанки. Последняя аукционная продажа художника состоялась на Phillips de Pury и принесла £23 тыс.

©  AL Gallery

Виталий Пушницкий. Письмо Пиранези. 2007. Бумага, графит, марки. 150х200 см

Виталий Пушницкий. Письмо Пиранези. 2007. Бумага, графит, марки. 150х200 см

Галерея ART re.FLEX изначально ориентировалась на классиков современного искусства: здесь выставлялись художники старшего поколения — Вячеслав Михайлов, Валерий Лукка, Рашид Доминов, Латиф Казбеков, Вадим Григорьев-Башун. Впрочем, неожиданно для сформировавшегося круга поклонников, галерея вскоре предоставила пространство Андрею Горбунову из молодой студии «Непокоренные, 17». «Галерея открылась в конце 2006 года и пока слишком молода, чтобы быть допущенной на «Арт-Москву», но, как только ценз будет преодолен, мы тоже планируем приехать», — рассказала владелица ART re.FLEX Ксения Сердюк. Так как ярмарка представляет в основном актуальное искусство, то и от галереи стоит, видимо, ожидать большего внимания к этому направлению.

©  ART re.FLEX Gallery

Андрей Горбунов. Селекция. 2008. Холст, акрил. 190x280 см

Андрей Горбунов. Селекция. 2008. Холст, акрил. 190x280 см

Усилия питерских галеристов не проходят даром. В городе уже довольно давно идут разговоры об открытии частных музеев. С наступлением кризиса они несколько поутихли, но в последнее время вновь оживились. Известно, что подобные планы вынашивают коллекционеры Аслан Чехоев и Марина Варварина. Музей Марины Варвариной Erarta планирует открыться осенью, но первый каталог его собрания уже поступил в книжные магазины. Марина Гисич считает эти начинания крайне важными: «Чем больше будет мест, где занимаются продвижением современного искусства, будь то его продажа или просто презентация, тем заметнее будет рост интереса у наших клиентов и их собственного профессионализма».

Что касается влияния кризиса, то настроения в Петербурге пока довольно оптимистичные, а требования галеристов к себе вполне конкретны. Так, Марина Гисич считает, что петербургским галереям в нынешних экономических условиях будет проще, чем московским: «Мы и без того не избалованы легкими сделками, каждой продаже у нас предшествует долгая серьезная работа. Не думаю, что наши клиенты совсем откажутся от покупок, но необходимо несколько изменить стратегию и быть более гибкими в ценовой политике». Наталья Панкова говорит о политике галереи в ближайшей перспективе более четко: «Задача одна — выжить. Ясно, что те, кому удастся остаться на плаву в кризис, будет потом успешно развиваться дальше. Выживаем».

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:6

  • motya· 2009-06-21 00:00:46
    как минимум непрофессионально! 9 июня на Sotheby’s продавались и продались петербургские художники Монро и Остров. Оба считаются "классиками" петербургской художественной традиции, оба сформировались в лоне Тимуровского неоакадемизма.
    Что касается галерей, нерадивый подход так же очевиден. Где галереи Глобус? Формула? Novicula Artis? поверхностно, однобоко, непрофессионально.
  • Yulia· 2009-06-21 21:14:38
    2motya:
    Эта статья не предполагала обзора петербургских галерей. Арт-гид по Петербургу составлял Павел Герасименко, прочитать его можно здесь: http://www.openspace.ru/art/projects/181/details/2919/ Я же писала об отношении в Петербурге к contemporary и о том, как работают с этим отношением галеристы.
    А Рагимова с Монро все же странно ставить на одну ступеньку, хоть они и одного возраста. Монро давно уже вышел из петербургского контекста: "Слава Богу, Петербург не влияет ныне на мою деятельность, поскольку иначе я давно лежал бы в матери сырой земле".
  • motya· 2009-06-22 01:57:45
    Про ступеньки совсем не понятно. Что делать с Островым видимо тоже. И отношение Петербурга к contemporary art описывать без внимательного разбора, основываясь на показаниях пары галеристов, достаточно бездумно. Напишите продолжение
  • arttimes· 2009-06-22 12:35:57
    Никто и не говорил, что это будет первая и последняя статья о питерских галереях)
  • dem· 2009-06-26 13:09:48
    Довольно странная и в тоже время интересная статья. Список галерей далеко не полный (нет KGallery, Пушкинская 10, Лофт проект «Этажи», Anna Nova и т.д.).
    Об арт-критике по-моему автор вообще не в кусе о чем писал. К примеру журналы «Антиквариат», «Антик.Инфо» (занимаются именно аналитикой арт-рынка).
    Частные музеи – Музей военного костюма, Музей граммофонов и т.п.
    Но идея хорошая.
  • Yulia· 2009-06-28 12:34:13
    dem, так это же о современном искусстве текст))) Про антики - в другой раз.
Все новости ›