Оцените материал

Просмотров: 4600

Арт-Москва 2008: критерии отбора

Мария Рогулёва · 14/05/2008
Среди других московских ярмарок Арт-Москва выделяется чистотой формата. А формат требует жертв
 
В прошлом году организаторы Арт-Москвы с понятной гордостью сообщили, что ярмарка впервые стала по-настоящему прибыльной. Конечно, это не означает, что все двенадцать лет она существовала только на энтузиазме подвижников современного искусства. Однако среди других московских ярмарок она, безусловно, выделяется чистотой жанра, или, как говорят люди актуального искусства, — формата. А формат требует жертв.

Жертвы в этом году приносит компания «Экспо-парк», которая недолго радовалась своему коммерческому успеху. Причем жертвы очень серьезные — от прошлогодних 72 участников осталось 45, и при этом у Арт-Москвы-2008 нет посторонних спонсоров, то есть соломки никто не подстелил. Это жесткое решение, возможно, не удалось бы пролоббировать одному человеку, но Арт-Москва управляется по олигархическому типу — у нее нет директора, зато есть авторитетный экспертный совет. Эта практика не уникальна, хотя фигура директора невероятно важна для ярмарки актуального искусства — вспомнить хотя бы Сэмюэля Келлера, превратившего Art Basel в культовое событие. Тонкость заключается в том, что такого человека очень трудно найти. Василий Бычков, директор компании «Экспо-парк», функцию идеолога ярмарки актуального искусства взять на себя не может, да и не стремится — он человек занятой, среди многих других обязанностей президентствует в Конфедерации антикваров и арт-дилеров. Поэтому сейчас основная движущая сила Арт-Москвы — экспертный совет, состоящий из основных московских галеристов — Елены Селиной, Марата Гельмана, Айдан Салаховой — и нескольких приглашенных для комплекта западных коллег.

Как ни парадоксально, список участников урезан для привлечения участников. Но только тех, кто соответствует международному стандарту ярмарки актуального искусства: никакого вторичного рынка, художники только свои, галерейные, и никаких «дилеров» (в данном случае имеются в виду те, кто не пестует и не раскручивает по всем правилам своих художников). По словам члена экспертного совета Елены Селиной, «рост рынка многим галеристам, в особенности западным, немножко сносит крышу, они начинают понимать ярмарку как магазин и не очень серьезно относятся к отбору». «Мы хотели напомнить этой акцией, что галерея несет ответственность за то, что она показывает, — говорит Селина. — Я довольна этой Арт-Москвой больше, чем предыдущей, потому что предыдущая была просто страшная... Айдан не зря благодарила от нашего имени Бычкова, потому что он сознательно пошел на минус. Заявок было больше двухсот, но если бы всех приняли, очень серьезно пострадало бы качество. Если бы «Экспо-парк» захотел быстрых денег, он получил бы их без вопросов, но мы еще больше отдалились бы от серьезного уровня ярмарки. Тогда хорошие западные галереи к нам бы никогда не приехали. Сейчас у нас все-таки есть шанс».

В два раза укороченный список участников, конечно, говорит о строгом отборе, но он также свидетельствует о том, что организаторам пора обновлять контакты и активнее привлекать тех, кто поддержал бы заявленный статус и формат ярмарки. Нужно также иметь в виду, что многие из отсутствующих в этом году иностранных галерей просто не стали подавать заявки на участие. Это, например, AMT Gallery из Милана, Bereznitsky Gallery из Берлина, Gallery D'Luxembourg Nosbaum & Reding, парижские Galerie Mark Hachem, Galerie RX, MAС Studio и Orel Art Gallery, нью-йоркская Stefan Stux Gallery, туринская Glance Galleria, Houses of Art из Гааги, Lumas Avenso Gallery из Кёльна и другие. Очевидно, что причины были у всех разные — так, парижские Galerie Mark Hachem и Orel Art Gallery, очевидно, сочли Салон изящных искусств в Манеже более привлекательным. Туда же, к слову, перебирается и российско-британская Ravenscourt Galleries, чью заявку в этом году отклонили.

Что касается официальных отказов иностранцам, то, по информации организаторов, их получили Galerie Burkhard Eikelmann, Дюссельдорф (ее владелец — активный дилер именно того подвида, с которым борется экспертный совет), Galerie Obrist, Эссен, Karenina Gallery, Вена (галерея работает с некоторыми русскими художниками), Rebecca Hossack Gallery из Лондона и несколько других. Все это время мы говорили о тех, кто уже участвовал в Арт-Москве в прошлые годы. Естественно, отказы получили и те, кто подавал заявку впервые. Характерный пример — галерея Keszler из США, которая планировала привезти Хорста П. Хорста, Хельмута Ньютона и Джоэла-Питера Уиткина.

Отбор продолжался до последнего, рассказывает Елена Селина. «Мы с Маратом и Айдан перед открытием ходили по стендам и в ряде случаев просили некоторые работы повесить туда, а не туда...» Добавим, что некоторые работы экспертный совет просто попросил убрать. Так, на стенде Riga Gallery попросили снять фотографию молодого латвийского художника Арниса Балчуса из серии Flowers с изображением обнаженного черного мужчины и букета желтых цветов — трудно сказать, по каким именно соображениям — этическим, эстетическим или соображением качества. Однако экспертный совет также доказал, что он далек от условностей, даже тех, которые сам устанавливает. Так, галерея Jiri Svestka привезла и повесила на видном месте работы Энди Уорхола. По словам самого Иржи Свестки, его очень настойчиво приглашала в Москву Айдан Салахова. Конечно, никто не считает, что хороший художник — это живой художник, тем более у галереи есть «отношения» с фондом Уорхола. Однако стенд галереи Jiri Svestka все же обращает на себя внимание.

Теперь, когда вторичный рынок с его непростым ценообразованием практически изгнан из этого храма современного искусства, логично было бы предположить, что исчезнет табу на публичные разговоры о стоимости работ. Конечно, таблички с ценами окончательно вышли из моды — сейчас вообще принято писать только имя художника крупными буквами прямо на стене. Но большинство западных участников, например Фолькер Диль, говорят о стоимости работ вполне открыто. Наши же галеристы, по примеру коллег из мира антиквариата, часто не хотят, чтобы в прессе публиковались выдержки из их прайс-листа. Подробнее об отдельных стендах, художниках и стоимости работ — в наших интервью с галеристами.

 

 

 

 

 

Все новости ›