Оцените материал

Просмотров: 5857

Технический перерыв

Ася Гисич · 09/02/2009
На фоне общих панических настроений отмена весеннего Московского международного салона изящных искусств оказалась новостью только для его организаторов

©  Евгений Гурко, OPENSPACE.RU

Технический перерыв
Официальный рупор салона и светская барышня Туси Чоговадзе, улыбаясь, говорила журналистам: все, что ни делается, все к лучшему, и уже в 2010 году, когда кризис пройдет, под крышей Манежа откроется прекрасный новый MWFAF. Но реакцию остальных активных членов антикварного мира лучше всех выразил Павел Теплухин, глава «Тройки Диалог» и вечный генеральный спонсор Антикварного салона в ЦДХ. На просьбу прокомментировать новости о манежном мероприятии он спросил: «А что, его закрыли?» Несмотря на очевидное кокетство, — никто пристальнее не следил за развитием событий, чем прямые конкуренты, — логика в реакции Теплухина есть.

Когда в 2004 году Москва увидела, что привезли на Салон изящных искусств иностранные друзья, она простила Зурабу Церетели, принимавшему первый MWFAF у себя в галерее, даже порнографическое яблоко во дворе. Не то чтобы в залах стояли сплошь великие шедевры живописи и декоративно-прикладного искусства. Это был обычный средний уровень любой парижской галереи — в меру отреставрированные кресла под Людовика XVI, бронза (половина — подделки), шинуазри и голландцы XVII века (третий ряд). Был, правда, один сомнительного вида Босх, но его общественность предпочла не заметить. Больше самих вещей поражал подход к торговле стариной: вместо завалов дурно пахнущих, но сильно золоченных стульев и сплошной развески отходов художественного производства конца XIX века — выстроенные композиции стендов, вместо продавцов в растянутых свитерах крупной вязки и с бегающими глазами — седовласые красавцы, все в костюмах по две тысячи долларов и с прекрасными манерами. Да и цены на первом Салоне поражали своей гуманностью — западные галерейщики тогда еще не понимали масштабов русского потребительского бума. Реальных продаж на первом салоне не происходило (все вещи были ввезены на выставочных условиях), но это только улучшало общую благостную атмосферу.

После закрытия салона пошли слухи, что какой-то олигарх прямо с таможни скупил все самое ценное и за FAF закрепилась репутация места приличного и основательного, куда всякую шушеру не пускают. Поэтому на следующий год все публичные местные игроки бросились раскупать недешевые стенды (MWFAF сразу заломил цену за метр в пять раз больше, чем в ЦДХ): на первом Салоне в Манеже были и галерея «Русские сезоны» Виктора Лебедева, и «Петербургский антиквар» Михаил Суслов, и Дадиани, и вездесущий «Гелос». Анатолий Тымовский из консервативной галереи «Магнум Арс», который тоже выставлялся на MWFAF, говорит: «Все побежали, и мы побежали. Хотелось посмотреть, как будем выглядеть на фоне западных коллег, ждали новых клиентов. Ведь Салон позиционировался в первую очередь как светское мероприятие, куда будут приглашать знаменитостей, даже и не замеченных в особой страсти к высокому искусству».

Этот здравый в общем-то ход в конце концов и сыграл с Салоном злую шутку: наши галеристы пришли, ничего не поняли и ушли. Поэтому, чтобы поддерживать репутацию, пришлось придумывать развлечения для «далеких от искусства» — сначала выставка машин, потом привлечение ювелирных брендов. Швейцарская компания Art Culture Studio, организатор Салона, решила пройти по проторенной дорожке и заставить ювелиров отбивать не только дорогую аренду Манежа, но и половину затрат на организацию (как это и происходит на больших западных ярмарках антиквариата).

Не учли только особенностей национальной охоты: все рекламные бюджеты серьезных ювелирных домов в России поделены между несколькими большими компаниями, которые имеют свои рычаги воздействия на западных партнеров. Поэтому в первую очередь Art Culture Studio пришлось разговаривать с Mercury Group, владеющей Третьяковским проездом, где все ювелирщики — от Chopard до Graff — арендуют помещения, и объяснять, почему им надо платить за троих (именно такое соотношение ювелирных домов и галерей было на последних Салонах). Потом пришлось убеждать местных антикваров в том, что ювелирное искусство тоже искусство, и объяснять западным галеристам, почему их русские конкуренты могут продавать прямо с экспозиции что захотят, а они должны сначала вывезти экспонаты обратно, а затем ввезти их заново, уже заплатив пошлины на продажу. Все это получалось у Art Culture Studio довольно посредственно.

Злые языки уверяют, что в последние годы на MWFAF в сезон происходила одна-единственная торжественная продажа за пару миллионов, а в основном Салон работал в выставочном режиме. Из западных антикваров Салону остались верны только Schmit, с сомнительными импрессионистами по запредельным ценам, и бельгийская галерея De Jonckheere, представляющая произведения старых фламандцев и голландцев (они, кстати, подтверждали свое участие и в Салоне весны-2009). Наши же антиквары игнорировали FAF почти в полном составе — их место заняли галереи современного искусства.

«На самом деле, — говорит Теплухин, — FAF нас многому научил: начиная от способов самопрезентации и заканчивая западным подходом к вопросу экспертизы. Без FAF никогда бы не возникла потребность в саморегулирующейся ассоциации антикваров, которую мы сейчас создаем и развиваем». Еще больше благодарности MWFAF высказывает Алексей Волобаев, генеральный директор еще не открывшегося Центра изящных искусств на Волхонке, который обещает продавать достойный западный антиквариат за адекватные деньги прямо под храмом Христа Спасителя: «Моими экспонентами будут все те же галереи, что участвовали в первом Салоне. Тогда они приехали в Москву, поняли, что рынок до них не дорос, и больше не возвращались. Сейчас ситуация изменилась, и я смог им это объяснить именно на примере FAF». Если к марту (на это время назначено открытие Центра изящных искусств) у кого-нибудь еще останутся деньги и желание покупать «интерьерный» антиквариат, значит, MWFAF прожил свои пять сезонов не зря. А вообще, стоит послушать Туси Чоговадзе и подождать до 2010-го: вдруг чудо все-таки произойдет.


Другие материалы раздела
Первые успехи, 9.02.2009
Анна Савицкая. Тяжелая артиллерия, 2.02.2009
Анастасия Палёнова. Ярмарки февраля, 30.01.2009

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:1

  • koshmarkoshmar· 2009-02-09 23:25:14
    Бред, извините, почти феноменальный
    ну и устоявшаяся абревиатура-название салона MWFAF
Все новости ›