Оцените материал

Просмотров: 11176

«Титаник» тонет с шиком

Катя Кибовская · 11/12/2008
На арт-рынке наступают новые времена. Участники и очевидцы Art Basel Miami Beach пытались понять, кто пойдет на дно, а кто окажется на гребне волны

©  Art Basel Miami Beach

 Открытие Art Basel Miami Beach

Открытие Art Basel Miami Beach

В Майами-Бич во время ярмарки «Арт-Базель», конечно, только и было разговоров что о кризисе. Галеристы сетовали на низкие продажи, художники на общую стагнацию, а любители вечеринок на отсутствие бесплатных закусок («шампанское наливают — и то хорошо»). Но с другой стороны, в первый же час ярмарки Гагосян продал работу Эда Руша Standard Station on Fire 1966 года за $8,5 млн, художники творили что хотели в Дизайн-Дистрикте, где проходили ярмарки-спутники, а закуски все же были — на открытии выставки Russian Dreams, например, разносили черную икру. То есть все оказалось не так плохо, как многие ожидали, но хуже, чем многие надеялись.

©  Art Basel Miami Beach

 Стенд Vitamin Creative Space

Стенд Vitamin Creative Space

В самом деле: ситуация, которая складывается вокруг арт-рынка после экономических потрясений осени, довольно неоднозначна, и «Арт-Базель» в Майами-Бич (ABMB) вполне может служить общим показателем «температуры по палате». На ярмарке были выставлены как дорогостоящие лоты (Landau Fine Art из Монреаля представила картину Рене Магритта Les Graces naturelles 1948 года за $11,5 млн), так и объекты по приемлемым ценам (например, в PaceWildenstein из Нью-Йорка 90 процентов работ были не дороже $500 тыс., что довольно неожиданно для такой маститой галереи). Многие опрошенные мной арт-дилеры сходились во мнении, что это довольно симптоматичная ситуация: при общем спаде цен на арт-рынке будут появляться дорогостоящие вещи, преимущественно из частных коллекций.

При этом цифры довольно суровы: «Арт-Базель» в Майами-Бич посетили 40 тысяч человек, тогда как в прошлом году 43 тысячи. Общее число продаж резко сократилось. На ярмарках-сателлитах многие участники не продали ни одного объекта. Илона Орел из парижской Orel Art, участвовавшая в Scope Art Fair, так прокомментировала общее состояние: «Галеристы обсуждают между собой, кто что продал, — и если продал, то это удача». В сложившихся обстоятельствах покупатели не слишком охотно инвестируют в новых художников — на ABMB активно продавались «надежные» имена: Синди Шерман, Питер Дойг, Дуг Айткен. Похоже, что молодым художникам ничего не остается, кроме как всеми способами привлекать внимание на манер наглеца, скрывающегося под именем Immaterial Art Emperor, который повесил на здание Convention Center, где проходила ярмарка, призыв: «Please, François Pinault, Buy my work».

©  www.iaemperor.com

 The Immaterial Art Emperor. Открытие Art Basel Miami Beach. 3 декабря

The Immaterial Art Emperor. Открытие Art Basel Miami Beach. 3 декабря

У молодых художников был и другой способ проявить себя в обход галерей — в рамках ярмарки Geisai, которая проходила под покровительством Kaikai Kiki Такаши Мураками и сателлита ABMB Pulse Art Fair уже во второй раз. В эксклюзивном интервью OPENSPACE.RU Такаши объяснил необходимость подобных инициатив именно сейчас: «Мне кажется, что наступает очень важный момент, когда у молодых художников есть реальный шанс прорваться. Я начинал 20 лет назад в схожей ситуации: экономика рухнула, лопнул пузырь того арт-мира, что был до нас. Мы — это я, Джефф Кунс... Помните, что делал Джефф Кунс, когда появился? Он делал рекламные плакаты. А почему? Потому что это ему ничего не стоило, никаких затрат. Любые потрясения на рынке хороши для минималистичного или концептуального искусства».

Действительно, похоже, на арт-рынке наступают новые времена. Джерри Салтц, арт-критик New York Magazine, выступил в рамках ABMB с лекцией с довольно витиеватым названием «Это конец: деньги больше не вливаются в арт-мир, и все корабли тонут». В своей речи Джерри как раз упомянул Такаши Мураками и Джеффа Кунса как главных представителей мощного течения художников-дельцов, которые формируют рынок. По мысли Джерри, художники останутся на плаву, а вот на дно в вертикальном положении, как «Титаник», отправятся галеристы и арт-дилеры. «Помните эпизод, когда «Титаник» должен уйти под воду? Герой Ди Каприо говорит своей подруге: «Вот сейчас — тот самый момент». Так вот, мы как Роуз, которая схватилась за поручни тонущего корабля», — рассуждал Джерри.

©  Art Basel Miami Beach

 Стенд Lisson Gallery

Стенд Lisson Gallery

Мураками на вопрос, чувствует ли он какие-либо опасения в связи с кризисом, который разлился как море-океан, с присущей ему улыбкой ответил: «Честно говоря, это все, конечно, не то чтобы очень хорошо. Но это реальность, которую надо принять. Вот мне кажется, что продавать мои объекты за $300 тыс. — слишком дорого. А в Москве, по-моему, мою работу и вовсе продали за $1,5 млн. Ух! Это так странно. Вообще же цель искусства — быть доступным. Поэтому я свои работы сейчас стараюсь позиционировать как более дешевые — например, в рамках Design Miami можно купить мой объект-шар по очень выгодной цене». И действительно, одну из версий шара Gigantic Plush Flowerball рэпер и пример для многих коллег по цеху Фарелл Виллиамс приобрел всего за $70 тыс.

Арт-сезон в Майами оставил по себе именно что противоречивые ощущения: в то время как Джерри Салтц рассуждал про тонущие корабли, в Майами-Бич на дорогих лодках приплывали все новые знаменитости и коллекционеры. В доме Cartier, что расположился ровно напротив Convention Сenter, Дэвид Линч представил семиминутную короткометражку про бриллианты. Русские коллекционеры особо себя не проявили (ах как ждали здесь Абрамовича с Дашей Жуковой), однако отметились коллекционеры с Ближнего Востока (к примеру, шейх Маджед Ал-Сабах приобрел на стенде галереи Gmurzynska фотографию выставки Джеффа Кунса в Версале, сделанную Карлом Лагерфельдом, за $30 тыс.). Если арт-рынок и тонет, то все-таки с шиком — на тонущем «Титанике», помнится, оркестр играл до последнего.

Еще по теме:
Анастасия Палёнова. Мебельный салон, 01.12.2008
Анастасия Палёнова. Горячая неделя, 26.11.2008
Катя Кибовская. Самурай от арт-рынка, 10.09.2008
Gagosian в шоколаде, 22.09.2008
Джон Вароли. В Москве открывается вторая выставка Ларри Гагосяна, 15.09.2008

Ссылки

 

 

 

 

 

Все новости ›