Оцените материал

Просмотров: 8860

Без компромиссов

Анна Арутюнова · 31/10/2008
Art Forum Berlin наводит на мысль, что искусство не может существовать без денег. Только теперь эти составные части арт-рынка должны научиться быть друг к другу внимательнее

©  Courtesy Messe Berlin GmbH

Без компромиссов
Сегодня в Берлине открывается 13-я ярмарка современного искусства Art Forum Berlin — последний пункт в октябрьском марафоне событий. На долю лондонской Frieze пришлись все страсти и нервотрепка — кто же будет покупать многомиллионные шедевры на стендах топовых галерей, когда биржевые сводки то и дело заставляют финансистов (часть которых, как известно, коллекционеры) хвататься за сердце. FIAC прошлa в чуть более расслабленной обстановке — худшие прогнозы не сбылись, обвала арт-рынка не произошло. Парижская ярмарка придала буйству современного искусства благородства — на некоторых стендах показывали Пикассо или Модильяни, которые давали надежду на то, что хорошее искусство всегда в цене, примиряя с неутешительными новостями фондовых рынков.

©  Courtesy Anita Beckers. Frankfurt/Main

 Бьорн Мельхус. «Мертвенный шторм». 2008. Галерея Anita Beckers

Бьорн Мельхус. «Мертвенный шторм». 2008. Галерея Anita Beckers


На Art Forum нет ни заоблачных цен, ни безусловных фаворитов. Зато есть удачный слоган, который пришелся как нельзя кстати — в этом году ярмарку назвали Desire, «Желание». Таким образом организаторы решили напомнить посетителям о том, что произведение искусства — это объект желания, а не, например, инвестиций (хотя одно другому не мешает). Многие галеристы, отвечая на вопрос о кризисе, говорили об «отсеве». «Теперь реально интересоваться выставленными в галерее вещами будут только те, кто настроен серьезно», —

©  Courtesy Deweer. Otegem

 Бенджамин Моравец. «К победе абсурда». 2008. Галерея Deweer

Бенджамин Моравец. «К победе абсурда». 2008. Галерея Deweer

считает Джерард Девеер из отегемской Deweer Art Gallery. То есть те, кому, в общем-то, все равно, сколько будет стоить понравившаяся работа и подорожает ли она в три раза к концу года.

А таких в день превью в одном из крупнейших выставочных центров Германии на Месседам было достаточно для того, чтобы не оставить в обиде никого из 127 участников ярмарки. Пытаясь вырваться за национальные, а скорее даже за городские, рамки, отборочное жюри допустило к участию в Art Forum только 28 берлинских галерей (при том что здесь их около четырехсот). Но, несмотря на то что в этом году новички приехали из Бомбея, Кейптауна, Москвы и Нью-Йорка, большая часть стендов принадлежит галереям из Германии и северной Европы. Искусство они показывают недорогое и популярное в основном среди местных коллекционеров.

©  Courtesy Kuckei + Kuckei. Berlin

 Барбара Пробст. «Экспозиция №49: N.Y.C. 555 8-ая авеню, 05.21.07, 4:02 pm» 2007. Галерея Kuckei+ Kuckei

Барбара Пробст. «Экспозиция №49: N.Y.C. 555 8-ая авеню, 05.21.07, 4:02 pm» 2007. Галерея Kuckei+ Kuckei


Цены, даже по нынешним кризисным меркам, кажутся невысокими. Две самые дорогие работы на ярмарке — большое полотно (около 1,5 х 3 м) Нео Рауха, за которое галерея Eigen + Art просит

©  Courtesy MG Gallery. Moskow

 Анатолий Журавлев. «Тангка, из серии китайская связь».  2007. Галерея GMG

Анатолий Журавлев. «Тангка, из серии китайская связь». 2007. Галерея GMG

полмиллиона евро, и не менее масштабная вещь Яна Шаобина «Моя левая нога» (€230 тыс.) в галерее Alexander Ochs. Среди всем хорошо известных имен на Art Forum Джонатан Меезе (€6 тыс. в Karlheinz Meyer) и Тони Мателли, чьи подорожники и кустики (€6—14 тыс.) украшают пол стенда Leo Koenig из Нью-Йорка. Человечки из цветной капусты, салатных листьев, чесночных головок стоят до €80 тыс.

Многие галереи представляют фотографии, а потому купить что-нибудь из любви к искусству можно и за €3—4 тыс. (например, в Gallery K из Осло малотиражные работы стоят €3,5—4,5 тыс., документальные снимки Габриэль и Хельмута Нотхельферов в галерее Томаса Зандера из Кельна — €3,5—6,5 тыс.). Есть, конечно, менее бюджетные варианты — у Зандера это серия «Мощь Америки» Митча Эпштейна (€18,5—28,5 тыс.), у берлинской Kuckei + Kuckei — автопортреты Барбары Пробст, сделанные с разных ракурсов (€43 тыс.).

©  Courtesy Messe Berlin GmbH

Без компромиссов

Один из наиболее выдержанных и стильных стендов принадлежит московской GMG, новичку Art Forum. С одной стороны висят три большие черные глянцевые работы Анатолия Журавлева (€14 тыс.), с другой — на небольших полочках расставлены замысловатые объекты Вадима Захарова (€5—6 тыс.), а посередине развешаны от пола до потолка рисунки Никиты Алексеева в тонких черных рамках (€250). Владелица галереи Марина Гончаренко пока что осторожна в оценках ярмарки — впрочем, цены и работы на ее стенде не менее привлекательны, чем у остальных.

©  Courtesy EIGEN + ART. Leipzig/Berlin

 Рикарда Рогган. «Гараж 4». 2008. Галерея Eigen+Art

Рикарда Рогган. «Гараж 4». 2008. Галерея Eigen+Art


Как и на только что прошедших Frieze и FIAC, ощущения галеристов разнятся — кто-то скучает на пустом стенде, у кого-то нет отбоя от посетителей. Пусть клиенты и стали осторожнее совершать покупки, откладывать их и взвешивать каждое решение — они по-прежнему ищут, присматриваются и покупают. Кризис пойдет на пользу всем заинтересованным сторонам: одни перестанут рыскать в поисках выгодного вложения, другие будут вынуждены предоставлять только качественные вещи.

 

 

 

 

 

Все новости ›