Оцените материал

Просмотров: 8763

Большие перемены

Варвара Ермакова · 30/10/2008
Результатами FIAC довольна даже Елена Селина, которая провела несколько часов в парижской кутузке

©  Варвара Ермакова

 Стенд  XL-галереи

Стенд XL-галереи

То, что мировой финансовый кризис коснулся и рынка современного искусства, уже свершившийся факт. Торги ведущих аукционных домов больше не радуют заоблачными рекордами, но смущают непроданными лотами. Коллекционеры многократно взвешивают решения о приобретении тех или иных работ и не торопятся оформлять сделки. Однако все не так плохо, как может показаться на первый взгляд. Результаты одной из крупнейших ежегодных международных ярмарок современного искусства FIAC, проходившей в этом году в Париже уже в 35-й раз и завершившейся в минувшие выходные, кажутся вполне обнадеживающими.

Косвенно финансовый кризис даже пошел ярмарке на пользу. Традиционно упрекаемая в том, что выставляет «французов для французов», в этом году FIAC заметно усилила свой состав за счет иностранных галерей, коих оказалось в результате 61% от всех участников (в предыдущие годы ситуация выглядела ровно наоборот), и заметно прибавила в качественном отношении. Среди прочих желающих завоевывать Париж приехали такие звезды арт-рынка, как нью-йоркские галереи David Zwirner, Luhring Augustine, 303 Gallery, лондонская White Cube и Donald Young из Чикаго.

Несмотря на экономический кризис, в этом году FIAC разрослась и расширила зону своего влияния. Кроме основных пространств в Grand Palais и Квадратном дворе Лувра, где помимо «молодых» галерей в этот раз разместились и конкурсные проекты четырех художников, претендовавших на приз Марселя Дюшана (победителем в этом году оказался Лорен Грассо — в качестве приза следующим летом Центр Помпиду организует его персональную выставку), оказались задействованы и сады Тюильри, где разместились 17 инсталляций современных художников, среди которых объекты Марка Динона, Леопольда Кесслера, Тадаши Кавамата и Микеланджело Пистолетто. А в Jeu de Paume прошла весьма насыщенная программа разного рода конференций и презентаций.

©  Варвара Ермакова

 FIAC в Grand Palais

FIAC в Grand Palais


FIAC окружила целая туча ярмарок-сателлитов, самая крупная из которых, Art Elysees, развернулась в специально сооруженных шатрах вдоль Елисейских Полей, логически соединив пространство от садов Тюильри и площади Согласия до самого входа в Grand Palais.

Показывать современное искусство в пространствах, казалось бы, мало для этого предназначенных, парижане умеют, как никто другой. Здесь сложно кого-нибудь шокировать современной инсталляцией, размещенной в готическом соборе, актуальное искусство пробралось даже в консервативный Версаль, где в этом году развернулась экспозиция работ Джеффа Кунса.

Также и FIAC, расположившись чуть ли не в самых классических пространствах центра Парижа, под влиянием ли рынка или желая привести в соответствие, наконец, свое название и содержание, умудрилась собрать на своих стендах самые современные экспонаты последних лет.

Работы Пикассо или Матисса в этом году на FIAC оказались настоящей редкостью, хотя и их можно было приобрести вместе с работами Пикабиа на стенде Waddington Galleries, а галерея Henze & Ketterer радовала глаз поклонников экспрессионизма. Но в целом искусство модерна было представлено довольно мало.

©  Варвара Ермакова

 Cтенд галереи  Luhring Augustine

Cтенд галереи Luhring Augustine


Сразу несколько галерей предпочли ограничиться в этом году показом работ всего одного художника. Монографическим подходом руководствовалась Luhring Augustine, представив подборку работ Кристофера Вула, галерея Donald Young показала Родни Грахамa, Arndt & Partner — Антона Хеннинга, парижская Applicat-Prazan посвятила стенд одному из главных представителей второй парижской школы Атлану, а галерея Jeanne-Bucher организовала небольшую, но очень качественную экспозицию работ Марии Элены Виейры да Сильвы, приурочив этот показ к столетию со дня рождения художницы. В честь юбилея галеристы достали из закромов более десятка по-настоящему значительных работ, среди которых музейного качества «Игра в карты» (1937) и «Посвящение Кафке» (1950). Практически вся представленная живопись Виейры да Сильвы успешно продана, включая великолепный «Автопортрет» художницы.

©  Варвара Ермакова

 Автопортрет Виэйры да Сильвы. Галерея Jesnne-Bucher

Автопортрет Виэйры да Сильвы. Галерея Jesnne-Bucher


Стратегию one man show избрала и лондонская галерея White Cube, привезя на FIAC подборку скульптур-инсталляций и живописи братьев Чепмен. Избранная тактика себя оправдала. По словам представителей галереи, продажи шли очень хорошо, большая часть работ со стенда продана.

©  Варвара Ермакова

 Стенд галереи White Cube

Стенд галереи White Cube


Вообще, для многих участников ярмарка оказалась весьма удачной. Представители крупнейших галерей не скрывали удовлетворения, рассказывая о состоявшихся сделках. Со стенда люксембургской Beaumontpublic успешно проданы работы Дженни Хольцер и Марины Абрамович, вполне довольны результатами представители галерей Yvon Lambert, Lelong, парижской «1900—2000» и многие другие. «На Frieze, — вспоминает Елена Селина (XL-галерея), — многие нам говорили, что покупают по инерции — возможно, то же самое и здесь. Следующая наша поездка в Майами — и вот там все будет более-менее ясно».

©  Варвара Ермакова

 Cтенд галереи Beaumontpublic

Cтенд галереи Beaumontpublic


Натали Валуа из галереи Georges Philippe и Natalie Vallois так же призналась, что совершенно не ощутила никакого влияния кризиса. На ее стенде все превосходно продавалось, сделки совершались каждый день, и к концу FIAC стены буквально пестрили красными кружочками. Галеристка категорически не согласна с мнением некоторых коллег, что атмосфера в этом году была в целом более спокойной. Только не у нее. Новыми работами Жиля Барбье и Алена Бюблекса продолжали активно интересоваться и в последний день работы ярмарки.

©  Варвара Ермакова

 Cтенд галереи J-P & N Vallois (Ричард Джексон, «Большая девочка» (фрагмент))

Cтенд галереи J-P & N Vallois (Ричард Джексон, «Большая девочка» (фрагмент))


Однако многие галеристы все же отмечали изменения, произошедшие в этом году. Зрителей стало больше, на вход в Grand Palais во все дни работы ярмарки выстраивались огромные очереди, однако, по словам представителя галереи Vedovi (Париж, Брюссель), количество потенциальных покупателей все же несколько сократилось. И если раньше большинство продаж совершалось на превью или в первый день, то в этот раз коллекционеры возвращались на стенды снова и снова и не торопились делать свой выбор. Впрочем, своими результатами в этом году представители Vedovi более чем удовлетворены.

Проданы почти все работы со стенда М&J Guelman, привезших «Русское бедное». Удачно в коммерческом плане завершилась ярмарка и для галерей «Айдан» и XL.

Эксцесс с французской полицией, арестовавшей вместе с работами Олега Кулика и самих Елену Селину и Сергея Хрипуна (эксцесс благополучно завершился вмешательством руководства FIAC и министра культуры Франции), обозначил ряд важных проблем, с которыми организаторы ярмарок современного искусства и их участники могут столкнуться уже в ближайшем будущем.

©  Варвара Ермакова

 Цветы от руководства FIAC на стенде XL-галереи

Цветы от руководства FIAC на стенде XL-галереи


«Для меня это был очень интересный опыт: как может организация, в частности FIAC, защищать свободу, в которой мы живем, поскольку пространство искусства безусловно должно быть свободным», — говорит Елена Селина. Вероятно, скоро эта тема возникнет снова: ведь если государственных чиновников смутила сравнительно невинная по нынешним меркам документация перформанса Кулика 90-х годов, претензии могут возникнуть и к работам братьев Чепмен или Маурицио Кателлана.

«Для меня этот FIAC очень важный, — продолжает Селина, — с одной стороны, я поняла, что мы во многом бесправны и любой маленький таможенный клерк может написать бумагу, за которой последует арест, но также я поняла, что есть довольно много людей, которым важно, что искусство может быть бескомпромиссным».

Полиции не удалось помешать успеху галереи. Часть фотографий Кулика к моменту ареста была уже продана, к вечеру воскресенья они уже были переданы руководству FIAC и вскоре возвращены галеристам.

 

 

 

 

 

Все новости ›