Оцените материал

Просмотров: 16502

Марк Куинн и Аниш Капур ушли в дизайн

Анастасия Палёнова · 20/10/2008
В разгар финансового кризиса на ярмарке Design Art London балом правили современные художники и классики дизайна с экономически рациональными проектами

Имена:  Аниш Капур

©  Louisa Guinness Gallery

Аниш Капур. The Water rings. 2007

Аниш Капур. The Water rings. 2007

Проведение ярмарок дизайна под боком у коллег по современному искусству становится доброй традицией. Первый подобный сателлит появился у зимней версии Art Basel в Майами в 2005 году, затем — у базельской ярмарки, а в прошлом году очередь дошла до Frieze. Организаторы Design Art London, которая прошла во второй раз, люди не случайные. За их плечами почти тринадцать лет проведения знаменитого парижского Pavillion des Arts et du Design. Несмотря на то что ярмарка проходила в одном из самых харизматичных районов Лондона — Мэйфер (по соседству с галерей Gagosian, рестораном главного английского повара Гордона Рэмси и именитыми лондонскими портными), французский дух преобладал. Весь обслуживающий персонал начиная с пресс-менеджера и заканчивая суровыми охранниками говорил с очевидным акцентом. Да и шестнадцать галерей из сорока — парижане.

В этом году участники ярмарки всерьез озаботились тем, чтобы переманить коллекционеров современного искусства на свою сторону. Недаром имена передовых звезд contemporary art встречались здесь чуть ли не чаще, чем их коллег-дизайнеров. Главный козырь — цены, которые здесь по сравнению с Frieze на порядок ниже. Лондонская галерея Carpenters Workshop, обладатель самого большого стенда, открыла всем новый талант художника Марка Куинна. Оказалось, автор скульптур из собственной крови и застывшей в неестественной асане золотой Кейт Мосс — еще и умелый мебельщик. Его мраморный гарнитур, украшенный цветами в технике pietra dura, смотрелся на ярмарке дизайна на удивление гармонично. По словам представителя галереи, художник, присутствовавший на открытии и с удовольствием демонстрировавший свои творения, очень гордится новым призванием. А Carpenters Workshop может гордиться новым подопечным: в тот же вечер все восемь предметов (первый тираж из 8) были куплены коллекционером, который таким образом собирается украсить свой дом на французском побережье. Самый дорогой предмет мебели — стол весом 1,3 тонны — стоит €100 тыс. Для сравнения: живописные цветы Марка Куинна продавались здесь же за €140 тыс.

©  Carpenters Workshop Gallery

Марк Куинн. Reef. 2008

Марк Куинн. Reef. 2008

Еще один экспонат Carpenters Workshop — стул для двоих дизайна Себастьяна Бражковича стоимостью £16 тыс. (тираж 8 экземпляров) — был признан лучшим на ярмарке. Его приобрел в свою коллекцию Музей Виктории и Альберта, ну а, кроме того, глаз на него положил и известный дизайнер-эксцентрик Жан-Поль Готье. Carpenters Workshop не откажешь в именитых покупателях, на ярмарке Design/Miami Basel в июне у них отоварился Брэд Питт.

©  Carpenters workshop Gallery

Себастьян Бражкович. Lathe Chair VIII. 2008

Себастьян Бражкович. Lathe Chair VIII. 2008

Другой пример слияния искусства и дизайна можно было увидеть на стенде опять же лондонской Louisa Guinness Gallery. Владелица Луиза Гиннесс начинала с коллекции ювелирных изделий авторства классиков вроде Пикассо и Колдера и постепенно решила привлечь и современных художников. Самое популярное украшение на Design Art London — массивные кольца Аниша Капура за $50 тыс. Также на стенде галереи можно было купить золотой кулон-клубничку Марка Куинна и серьги, украшенные слепком жевательной резинки художника-провокатора Гэвина Турка. Из классиков — винтажные украшения Пикассо, Мэн Рэя, Жана Арпа и Мерет Оппенгейм.

©  Louisa Guiness Gallery

Аниш Капур. The Water Ring.  2004

Аниш Капур. The Water Ring. 2004

Стол молодого художника Пола Инсекта (£50 тыс.) украсил стенд галереи Rove из Лондона. Он создан по мотивам работы известного британского поп-артиста Алана Джонса, только девушку с пышной грудью, поддерживающую стеклянную столешницу, у Инсекта заменил его любимый герой — скелет. Но все же самый ценный экспонат галереи — это ее владелец Кенни Шахтер, художник, куратор (вот список его выставок), издатель и девелопер, благодаря которому в Лондоне появилась первая постройка Захи Хадид. Теперь Шахтер исследует новую территорию: «За последние семь лет рынок дизайна только растет, он возник буквально из ничего, и я думаю, дальше будет только больше».

Кстати, работы Захи Хадид на ярмарке тоже можно было купить, например, на стенде известного дилера Дэвида Джилла. Цены на литые скамейки и столы начинались от £30 тыс. и доходили до £150 тыс. (тираж всех вещей 12). Кроме того, на стенде David Gill Galleries можно было найти «Серебряное яйцо» итальянца Маттиа Бонетти за £45 тыс., а также два стула дизайн-дуэта Фредриксон и Сталлард за £25 тыс.

©  David Gill Galleries

Заха Хадид. Stardune 1. 2007

Заха Хадид. Stardune 1. 2007

Самый заметный французский стенд на Design Art London носит имя дизайнера Эрве ван дер Стратена и предлагает исключительно работы его авторства. Он не только изготавливает мебель (разноцветные табуреты или комоды), но и делает ювелирные украшения для YSL и Christian Lacroix. Несмотря на то что галерея приехала в Лондон в сложные времена, галерист-дизайнер уверен в успехе: «Люди всегда будут выбирать качество, поэтому кризис нам нипочем». Красный стол, тиражом сорок экземпляров и стоимостью €26 тыс., почти сразу нашел своего покупателя.

©  Galerie Van der Straeten

Эрве Ван дер Стратен. Psychose

Эрве Ван дер Стратен. Psychose

На ярмарку приехали и производители севрского фарфора. На их стенде, к примеру, висели тарелки с известным живописным мотивом Эрика Булатова «День-ночь», которые, по словам представительницы галереи Омбелин Дарч, только вынули из печи. Предполагаемая цена — €12 тыс. Еще один специалист по фарфору, правда современному, — Pierre-Marie Giraud из Брюсселя, предлагал вещи стоимостью от €3 тыс. до €20 тыс. По словам владельца галереи Пьера-Мари Жиро, открытие в этом году прошло очень успешно. Появились новые коллекционеры, прежде всего из Британии, так что люди, несмотря ни на что, продолжают собирать.

©  Dansk Mobelkunst

Поуль Хеннингсен. Spiral Light. 1955

Поуль Хеннингсен. Spiral Light. 1955

Работы модернистов и классиков XX века встречались на стендах Phillip Denys из Брюсселя и Dansk Mobelkunst, традиционно предлагающей нетленку вроде стульев Арне Якобсона и ламп Поуля Хеннингсена. Самый затейливый стенд у американцев Sebastian + Barquet, чье лондонское представительство в начале октября открылось на улице Bruton Place, в двух шагах от места проведения ярмарки. Центральное место на стенде заняли работы американского дизайнера и изобретателя Бакминстера Фуллера, автора «геодезического купола» — полусферы, собранной из тетраэдров. По словам представителя Sebastian + Barquet, идеи Фуллера, ратовавшего за экономическую целесообразность своих проектов, сегодня, как никогда, актуальны. На стенде были представлены и маленькие модели геодезиков за £6 тыс., и более крупные — за £40 тыс., впрочем выполняющие исключительно эстетическую функцию. Подобные хранятся и в Музее Виктории и Альберта, и в нью-йоркском Whitney.

Кроме всего прочего, Sebastian + Barquet привезли стол американского классика Джорджа Накашимы за £80 тыс.; диван Владимира Кагана за £20 тыс., которого, к примеру, собирает Том Форд; и журнальный столик кузена Ле Корбюзье — Пьера Жаннере за £30 тыс.

©  Design Art London

Стенд Sebastian+Barquet

Стенд Sebastian+Barquet

Организаторы ярмарки — парижская SOC (Societe d’Organization Culturelle), помимо парижской и лондонской ярмарок, занимается и московским Салоном изящных искусств в Манеже. Остается надеяться, что когда-нибудь дизайн доберется и сюда, и небольшой тент с первоклассными предметами появится, например, в тени Александровского сада.

 

 

 

 

 

Все новости ›