Оцените материал

Просмотров: 4751

Неглубокая заморозка

Анастасия Палёнова · 16/10/2008
АНАСТАСИЯ ПАЛЁНОВА убедилась, что кризис пошел ярмарке Frieze только на пользу

©  Фото Linda Nylind / Courtesy of Frieze

 Frieze Art Fair in Regents Park. London, UK. 15 October 2008

Frieze Art Fair in Regents Park. London, UK. 15 October 2008

Frieze выпала честь открывать не самый веселый сезон в истории арт-рынка, но финансовые невзгоды вроде бы обошли ярмарку стороной. За несколько дней до ее начала рухнула экономика Исландии, а лондонские газеты обсуждали двадцатипроцентное падение цен на недвижимость — казалось бы, людям не до искусства, но оно, судя по всему, остается в цене. Это было понятно не с самого начала, и первые часы работы Frieze галеристы заметно нервничали. Тереза Мавика, международный куратор галереи «Риджина», впервые участвующей в ярмарке, призналась, что в прошлом году в первой половине дня посетителей было в два раза больше. Однако дела у «Риджины» идут хорошо: утром состоящая из 45 фотографий инсталляция Сергея Браткова за £50 тыс. еще ждала своего покупателя, а несколько других работ фотографа были уже проданы. Елена Селина, постоянный участник Frieze, отметила, что первые часы ярмарки были похожи на конец, но уже к вечеру две работы, кажется, пристроены.

Накануне The Art Newspaper опубликовала статью, в которой между строк сообщалось, сколько из-за кризиса потеряли русские олигархи. Главная надежда арт-сообщества Роман Абрамович — $20,3 млрд. Тем не менее русская речь слышалась со всех сторон, а Даша Жукова прогуливалась по ярмарке с вполне определенными целями. Особое внимание девушка уделила стенду Hauser & Wirth. По словам представителя галереи Роджера Татли, со стенда буквально сразу ушли десять работ. К примеру, живописное полотно Субодха Гупты продано за €400 тыс. Правда, Алекс Лахманн, круживший вдоль стендов в течение нескольких часов, признался, что пока ничего не приобрел: цены в этот раз уж очень высокие.

Лондонская галерея Lisson в первые часы работы выручила £2 млн., продав восемь работ. Бестселлер — Аниш Капур за £875 тыс. Основателю галереи Николасу Логсдэйлу нынешняя ярмарка напоминает Frieze двухлетней давности, с той лишь разницей, что русские покупатели теперь чаще заглядывают на стенд Lisson.

©  Фото Linda Nylind / Courtesy of Frieze

 Frieze Art Fair in Regents Park. London, UK. 15 October 2008

Frieze Art Fair in Regents Park. London, UK. 15 October 2008


Есть мнение, что во время кризиса покупатели обращают больше внимания на «голубые фишки» — только они теперь кажутся надежным вложением средств. Спрос на современное искусство до сих пор рос невероятными темпами, создавая спекулятивные цены, а потому неизвестно, «выплывут» ли художники второго ряда. Так, Дэвид Мопин из нью-йоркской Lehmann Maupin рассказал, что, несмотря на неутешительные прогнозы, первыми со стенда ушли самые дорогие работы. Галерея привезла вещи разных ценовых категорий, например фотографии Юргена Теллера за скромные £12 тыс. (экземпляр 1 из 5) и флисовое покрывало с фирменной вышивкой Трэйси Эмин за £165 тыс. Еще одна галерея из Нью-Йорка David Zwirner сделала ставку на британца, прославившегося работами из коровьего навоза - Криса Офили. На стенде, правда, висит более аппетитный пейзаж за $400 тыс. Директор галереи Алес Ортузар заверил, что дела идут хорошо, но вот на Art Basel David Zwinrner пока что не торопится.


По словам представительницы Gladstone Gallery из Нью-Йорка, на стенде которой есть и Ричард Принc, и Сара Лукас, и Аниш Капур, продажи идут немного медленнее, чем в прошлом году. Представители Gagosian признались, что вначале очень нервничали, но спустя несколько часов все встало на свои места. Не приходится сомневаться и в успехе лондонской White Cube — Джей Джоплинг с нескрываемой улыбкой осматривал свой стенд, поражающий количеством звездных художников на один квадратный метр, среди которых Дэмиен Херст, Сэм Тйэлор-Вуд, братья Кампана.

Несмотря на славу Frieze как ярмарки молодого и актуального искусства, здесь встречаются и ветераны современного искусства. Миланская Studio di Giovanna Simonetta показывает Энди Уорхола — портрет Йозефа Бойса на пакете из прачечной 1978 года стоит £143 тыс. Скульптура «Порта» Лучио Фонтана, итальянской звезды арт-рынка, — £200 тыс. Yvon Lambert, у которой 16 октября открывается отделение в Лондоне (пространства уже давно и успешно работают в Париже и Нью-Йорке), представляет Тома Вассельмана с его «Обнаженной» ($2,2 млн).

Многие галереи решили перестраховаться и привезли на ярмарку работы средней ценовой категории. Именно на эти стенды обращали внимание местные и заезжие знаменитости вроде Сиенны Миллер или Софии Копполы. В Peres Projects можно найти лайт-бокс Марка Тичнера за скромные £7,5 тыс., а бронзовые скульптуры, покрытые белой краской, модного нынче Теренса Коха — за £66 тыс. Венская Galerie Krobath Wimmer показывает три работы Джулиана Опи, чья выставка за день до Frieze открылась в галерее Lisson. Шагающие фигуры на цветном фоне стоят €35 тыс. каждая. Именно на этом стенде представители Tate Gallery купили работу Белы Коларовой за €23 тыс.

©  Фото Linda Nylind / Courtesy of Frieze

 Frieze Art Fair in Regents Park. London, UK. 15 October 2008

Frieze Art Fair in Regents Park. London, UK. 15 October 2008


Не обошлось и без «голубых фишек» отечественного арт-рынка. Берлинская Arndt & Partner наряду с работами Томаса Хиршхорна (€33 тыс.) предлагает Эрика Булатова (€120 тыс). Thaddaeus Ropac вместе с Георгом Базелицом €375 тыс.) и Гилберт & Джорджем (€325 тыс.) показывает Илью и Эмилию Кабаковых. «Канон # 2» стоит €550 тыс., а небольшой рисунок «Под снегом» — всего €33 тыс. Еще один привет русскому покупателю подготовила миланская Massimo De Carlo. На ее стенде целых три Владимира Владимировича с знаменитой обложки журнала Time в интерпретации Яна Пей-минга. Патриотам триптих обойдется в €350 тыс.

Многие вошли в положение переживающих не лучшие времена коллекционеров и предлагают искусство и вовсе даром. На стенде парижской Art:Concept можно найти приличного размера стопку постеров от Джереми Деллера — сворачивайте в трубочку и смело уносите с собой. А на полу стенда лондонской Anthony Reynolds валяется куча конфет. Но это не работа известного концептуалиста Феликса Гонсалес-Торреса, как вы могли бы подумать, а свежая версия художницы галереи Элен Стюртевант.

Мирно разрешился конфликт, связанный с работой Нормы Джин — в рамках спецпрограммы Frieze Projects она приглашает посетителей нервно покурить в специально отведенных стеклянных кабинках прямо в центре ярмарочного пространства (из-за непрекращающихся нападок на курильщиков, это проект до последнего был под вопросом). Успокаивающе действует и чириканье попугаев, которых молодая художница Агнежка Курант поместила в большую клетку. Спринт по стендам оканчивается в знаменитом баре Sirkus, целиком привезённом прямо из Исландии галереей Kling & Bang; пинта исландского и танцы после шести обязательны.

Ну а если по каким-то причинам Frieze не оправдал ваших надежд, помогут ярмарки-сателлиты: Сounter Сulture с художниками-сподвижниками Бэнкси, Zoo Art fair и Scope с начинающими галереями, бесплатная Free Art Fair и Design Art London.

 

 

 

 

 

Все новости ›