Оцените материал

Просмотров: 31619

Опять двадцать пять

Анна Арутюнова · 15/10/2008
По Антикварному Салону в ЦДХ можно судить о состоянии галерейного бизнеса в Москве. На лучших стендах покажут и первые имена арт-рынка, и русское зарубежье, и вечную классику

©  Галеев gallery

 Мария Ломакина. Портрет Юры Рериха в интерьере Петроградской квартиры. Кон. 1910-х гг. Холст, масло. Галеев gallery

Мария Ломакина. Портрет Юры Рериха в интерьере Петроградской квартиры. Кон. 1910-х гг. Холст, масло. Галеев gallery

Антикварный салон в ЦДХ в этом году отмечает юбилей. Видимо, чтобы не омрачать антикварам праздник, организаторы решили не связываться с презентацией очередного каталога подделок. Работа над «черными изданиями» вроде бы застопорилась, и на пресс-конференции никаких баталий, как в прошлом году, разворачивать не планируется. Очередной каталог все же будет издан, но точная дата этого наводящего на многих ужас события пока не оглашается.

©  Элизиум

  Борис Анисфельд. Пляж. Андай №1. 1913. Холст, масло. 49,8х64,5

Борис Анисфельд. Пляж. Андай №1. 1913. Холст, масло. 49,8х64,5


Долгое время Cалон едва ли считали престижным мероприятием — больше он напоминал какой-нибудь антикварный развал, на котором только чудом можно найти шедевр. Но это было давно. Сегодня Салон принимает все более благородный вид, участвовать в нем соглашаются самые изысканные московские галереи вроде «Школы» или LPM Игоря Рыкова (постоянные участники более высококлассного Салона изящных искусств в Манеже). В то же время некоторые знаковые московские галереи, как «Наши художники» или «Проун», в ЦДХ не присутствуют. Наталья Курникова решила не принимать участие в Салоне еще год назад, а Марина Лошак предпочла ограничиться как раз весенним салоном в Манеже.

©  Элизиум

 Андрей Гросицкий. Обнаженная. 1967. Холст, масло. 85х100

Андрей Гросицкий. Обнаженная. 1967. Холст, масло. 85х100


Избежать сравнения двух Салонов невозможно, хотя назвать их конкурентами язык не поворачивается — все-таки галерей с такой историей и такими экспонатами, как у Maison d´Art или Galerie Schmit, в Москве попросту нет. А Салон в ЦДХ прежде всего смотр отечественных галерей, и общий уровень у него пониже. Тем не менее положительные тенденции налицо. Буквально за год Салону удалось резко вырасти в глазах как самих участников, так и посетителей, и прежде всего за счет более грамотного и внимательного отношения к центральной зоне второго этажа, на которую допускаются только лучшие.

©  LPM gallery

 Александр Яковлев. Натюрморт с рыбами. LPM gallery

Александр Яковлев. Натюрморт с рыбами. LPM gallery


А лучшие, несмотря на то что мероприятие все же коммерческое, далеко не всегда главной своей целью считают продажу. Владелец галереи LPM (у нее традиционно один из наиболее изысканных стендов) Игорь Рыков уже не первый раз выставит на суд зрителей и экспертов неоднозначный портрет кисти Константина Сомова. Сомов, как известно, входит в десятку самых дорогих русских художников, но работа пока что не продается. И это неудивительно — господин Рыков прикладывает немало усилий к тому, чтобы выяснить историю картины: перебирает архивы Русского музея, расшифровывает письма Сомова своим любовникам, ищет символы и неслучайные совпадения, словом, продолжает готовить сенсацию. Однако кое-что можно купить, например несколько вещей из коллекции работ Сомова, проданной на Christie’s в ноябре 2007-го (в скобках указаны цены продаж на аукционе): «Лежащий мужчина» ($670 тыс.), «Видение» ($124 тыс.), «Старческая любовь» ($45,5 тыс.), «Портрет М.Г. Лукианова» ($39 тыс.). Из совсем новых поступлений — две работы Александра Яковлева, также купленные на Christie’s: «Натюрморт с рыбами» ($87 тыс.) и «Портрет близняшек Хоффман» ($19,6 тыс.). Только теперь цены на них несколько выше аукционных.

©  LPM gallery

  Александр Яковлев. Портрет близняшек Хоффман. LPM gallery

Александр Яковлев. Портрет близняшек Хоффман. LPM gallery

Однако вещей таких безусловных звезд арт-рынка на Салоне будет немного. Со всех сторон раздаются голоса о том, что рынок русского искусства вымывается; шедевры, да и просто хорошие работы первых имен, уже осели в музеях и частных коллекциях, а если владельцы и решаются с ними расстаться, то по запредельным ценам. Как вариант - русское зарубежье, более безопасное, с точки зрения подделок, и коммерчески перспективное.

Так, на русском зарубежье сконцентрировала свои силы галерея «На Ленивке», которая покажет на Салоне работы Фалька, Бенуа, Сомова, Ларионова и Гончаровой. Первоклассных художников, как всегда, представит и галерея «Школа». Частично это вещи из собственного собрания галереи, частично с выставки немецкого экспрессионизма, которую «Школа» планирует открыть как раз накануне Салона. Среди прочего покажут Кандинского и Явленского. Шокировать ценами «Школа» не намерена: по словам Ринальдины Власовой, они не превышают полутора миллиона долларов.

За французскую живопись первой половины ХХ века отвечает Ravenscourt Galleries, которая традиционно занималась искусством импрессионистов и модернистов. С открытием московского представительства в 2006 году много внимания уделялось русскому искусству, но на Салоне покажут именно французов: Мориса Вламинка, Рауля Дюфи и других художников-фовистов.

©  Галерея 2.36

 Геральдический витраж. Франция, XV, XIX вв.

Геральдический витраж. Франция, XV, XIX вв.

2.36 устраивает выставку «Натюрморт. Ничего нового», на которой покажет Андре Дерена, Жозе Габориад, Михаила Рудакова, Антонину Софронову. Юрий Петухов и Георгий Федорович на примере столь популярного жанра покажут, что на самом деле между работами русских и западных художников нет никакой пропасти. Этого все еще не хотят признавать российские коллекционеры, готовые платить миллионы за русское искусство, не замечая, что ничуть не худшие по качеству французские работы того же времени стоят пока что совсем других денег. Так, диапазон цен на стенде — от € 10 до 50 тысяч.

Юрий Петухов отделился от своих

©  Галерея 2.36

  Ландскнехт и дама. Брачный витраж. Швейцария, XVII в.

Ландскнехт и дама. Брачный витраж. Швейцария, XVII в.

коллег из «Ковчега» в октябре 2007 года и в Салоне участвует второй раз. Первый опыт оказался коммерчески успешным, а прием настолько радушным, что в этом году 2.36 отвечает за спецпроект Салона — «Свет веков. Искусство западноевропейского витража XIII—XIX веков». Залы ЦДХ едва ли напоминают готический собор, показывать там витражи непросто. И галеристы придумали интересный ход: специальные лайт-боксы, где каждый витраж помещен на матовое стекло и подсвечен изнутри. Витраж вообще не самый очевидный объект коллекционирования, особенно в России. Даже музейщики не всегда знают, как к нему подступиться — недаром за много лет у нас прошла лишь одна выставка витража (в Эрмитаже в 2005-м). К тому же впервые будет показано частное собрание — 37 витражей, как церковных, так и светских, из Франции, Германии, Голландии и других стран. Нынешний владелец приобретал работы на западных аукционах и из частных собраний. По словам галеристов, на данный момент коллекция оценивается в €850 тысяч.

©  Галерея «Ковчег»

 Константин Истомин. Вечерний натюрморт с рюмкой. 1920-е. Галерея «Ковчег»

Константин Истомин. Вечерний натюрморт с рюмкой. 1920-е. Галерея «Ковчег»

А вот бывшие коллеги из галереи «Ковчег» устраивают тематическую выставку Константина Истомина. В руках галеристов оказалась значительная часть его наследия — работы 1910—1930-х годов. Истомин не частый гость аукционов, на рынке вообще встречается редко, поэтому куратор галереи Сергей Сафонов называет экспозицию большим экспериментом: «О реальных ценах на вещи этого художника можно будет говорить не только после ярмарки, но и после персональной выставки, которая будет открыта у нас в ноябре—декабре». Сергей рассказывает, что продажа гуаши художника за $20 тысяч позволила отреставрировать несколько его холстов, а небольшой пейзаж с парусником из надежной коллекции, который сейчас ходит по рынку, предлагался приблизительно за $70 тысяч. Возможно, «Ковчег» открыл для себя новую золотую жилу.

©  Галерея «Ковчег»

 Константин Истомин. В кафе. Мужчина в шляпе за столиком. 1922-1925. Галерея «Ковчег»

Константин Истомин. В кафе. Мужчина в шляпе за столиком. 1922-1925. Галерея «Ковчег»

Кстати, тематических выставок в этом году заявлено еще больше, чем в прошлом. По общему признанию, именно они делают Салон более выдержанным стилистически, и внешний вид стенда теперь заботит галеристов не меньше суммы продаж. Так, завсегдатай Салона галерея «Элизиум» представляет экспериментальный проект «Экспрессионизм в русском искусстве. 1910—1960-е». Хотя главный интерес галереи — искусство первой половины ХХ века, «Элизиум» уже не в первый раз обращается к авторитету коммерчески успешных нонконформистов. Например, на XXIII Салоне на стенде показывали частное собрание Евгения Корешкова, целиком посвященное неофициальному искусству. На этот раз вместе с Шагалом и Анисфельдом покажут Пуни, Зверева и Рабина. Впрочем, главный экспонат — «Мальчик и дискобол» Виктора Барта — все же относится к периоду, который «Элизиум» считает своим коньком.

©  Элизиум

 Виктор Барт. Мальчик и дискобол. 1910. Холст, масло. 88х76

Виктор Барт. Мальчик и дискобол. 1910. Холст, масло. 88х76

«Галеев галерея», однажды уже получившая приз Салона за лучший стенд, продолжает исследовать и нести в массы творчество художников ленинградской школы межвоенного периода — тех, кто работал не в рамках официального искусства соцреализма, а продолжал традиции модернизма, беспредметного искусства или французской живописи начала века. Цены на стенде от $25 до $300 тысяч.

Порадовавшая в прошлый раз публику тематической экспозицией «Трубка & Бутылка» галерея «Альбион» обратилась к более возвышенным материям и подготовила выставку La Bella Italia. В числе самых дорогих работ — виды Венеции кисти Алексея Боголюбова и Константина Горбатова и натюрморт «Цветы и фрукты на балконе. Капри» последнего.

©  KGallery

 Борис Анисфельд. Сказка в изумрудном саду. KGallery

Борис Анисфельд. Сказка в изумрудном саду. KGallery


Правда, на поверку оказывается, что некоторые галереи достаточно вольно трактуют темы своих экспозиций; например, стенд гостей из Питера KGallery отнюдь не весь посвящен «Двум векам русского пейзажа». Представитель галереи Мария Кожухова не стала скрывать, что пейзажи не самый волнительный живописный жанр. «Клиенты бывают разные, — говорит она, — а пейзажи — это ходовой товар». Поэтому здесь покажут и портреты, и жанровую живопись, и агитационный фарфор. Набор художников не менее пестрый: Шишкин, Фальк, Судейкин, Коровин, Шильдер, Кондратенко. Директор галереи «Русские сезоны» Анна Лебедева также отметила, что «Романтизм и реализм в русской живописи XIX века» — название общее, на самом деле речь пойдет о «великих мастерах русской живописи». Уточнение, конечно, не слишком проясняет картину, но мастера на стенде все же появятся — это Айвазовский, Маковские (Александр и Константин), Верещагин, Харламов.

©  KGallery

  Роберт Фальк. Мост на окраине Парижа.  KGallery

Роберт Фальк. Мост на окраине Парижа. KGallery


Впрочем, о том, что коммерчески более выгодно - тематическая выставка или подборка вещей на разный вкус - можно будет судить по окончании Салона.

 

 

 

 

 

Все новости ›