Оцените материал

Просмотров: 9269

Оптимистичные итоги Artparis

Анастасия Старовойтова · 03/04/2008
Несмотря на очевидную ориентированность на местный арт-рынок, ярмарка Artparis предлагает вниманию собирателей искусства и многие мировые арт-тренды – китайские и русские художники соседствуют здесь с представителями Ближнего Востока
 Ан и Патрик Пуарье. Секс

Ан и Патрик Пуарье. Секс

Что такое Artparis? Это почти то же, что и «Арт-Москва», только на французский манер и с иной предысторией создания. Сами учредители называют ее «ярмаркой диссидентов» или «салоном отверженных ХХ века», датируя ее возникновение 1999 годом, когда на самую престижную французскую ярмарку FIAC не пропустили французские галереи средней руки. Сделали это организаторы FIAC, дабы освободить место для новых международных участников высшего эшелона. Группу отверженных взяла под свое крыло «Французская ассоциация выставок» — она и учредила Artparis, поместив ее в самом центре Парижа в Carrousel du Louvre, фактически на зависть FIAC и одновременно с ней, проходившей тогда на окраине столицы, в выставочном комплексе у ворот Версаля. С тех пор и FIAC, и Artparis примирились. Обе ярмарки переместились в Гран-Пале на Елисейских Полях и проходят в разное время. Никакой конфронтации, скорее наоборот, одна ярмарка дополняет другую.

Вполне компактная ярмарка современного искусства и искусства ХХ века, Artparis 2008 прошла с 3 по 7 апреля в Париже, в центральном зале Гран-Пале. Всего — 115 участников, в основном — парижские галереи, те, что на слуху и появляются каждый месяц в арт-прессе с анонсами своих выставок. Хотя по официальным данным 40% участников ярмарки приезжают из других стран, в глаза это не бросается.

 Ан и Патрик Пуарье. Секс

Ан и Патрик Пуарье. Секс

В рамках Artparis в этом году прошла выставка «Пересечения»/Traversées — с работами молодых и уже известных современных художников Ближнего Востока из Ливана, Египта, Ирака, Сирии, Алжира и ОАЭ. Скульптуры, фотографии и картины этих художников должны по замыслу куратора этого проекта, Брахима Алауи, бывшего директора парижского Института арабского мира, выражать связь между Востоком и Западом. Стоит сказать, что идея вполне удачно воплощена куратором, поскольку произведения ближневосточных художников гармонично влились по стилю и качеству в общую картину экспозиции. Выставка художников Ближнего Востока не случайность, а своего рода «алаверды» учредителей ярмарки Арабским Эмиратам, принявшим 48 участников Artparis в Абу-Даби в ноябре прошлого года.

И если арабские современные художники не сильно отличаются от современных европейских, то же самое можно сказать и о русских и китайских художниках, работы которых присутствуют на стендах почти всех парижских галерей. Поскольку на данный момент так трудно (кроме счастливых исключений) выделить галерею, продвигающую определенную и только одну тенденцию современного искусства, организаторы поделили все выставленные произведения на 10 направлений, среди которых, к примеру, поп-арт, «Тело в творчестве современных художников», «Новый реализм», а также загадочное «Общество и социум».

Впрочем, вся эта дробность сугубо формальна. Реальное впечатление от ярмарки — как от поездки в Ноевом ковчеге. Почти что все крупные парижские галереи показывают одного русского, одного китайского, одного новомодного французского автора и добавляют, как стержень композиции стенда, громкое имя ХХ века — будь то Арман, Эро, Том Вессельман, Рансийяк или Алещински, — чтобы показать, на каком уровне работает галерея.

 The Luo Brothers. Добро пожаловать в гости к самым популярным брендам мира: Макдоналдс

The Luo Brothers. Добро пожаловать в гости к самым популярным брендам мира: Макдоналдс

Редкие исключения на ярмарке — это стенды галерей одного направления. Среди них, например, галерея Илоны Орел — Orel Art, работающая почти исключительно с современными русскими художниками. На ее стенде, вместо заявленной инсталляции с нефтяными шлангами «Human rights & $» Андрея Молодкина, была представлена большая композиция того же автора под названием — «Это не Карла», с изображением лежащей манекенщицы на фоне французского флага. Работу сразу же купили за €45 тыс. Кроме того, галерея Orel Art выставила работу Леонида Сокова «Сталин и Мэрилин», ставшую для французов символом соц-арта после одноименной выставки в Maison Rouge. Кроме них галерея показала на ярмарке «Большую воду» Виноградова-Дубосарского и серебристо-белый квадрат Ольги Солдатовой — они также были куплены посетителями Artparis.

Еще одно приятное исключение — галерея Rabouan-Moussion, принадлежащая двум почтенным леди, показывающим французским буржуа исключительно провокационное, современное, русское. Среди авторов на стенде — шатер с инсталляцией Кирилла Челушкина «Last supper», его же «Ангел», инсталляции Гоши Острецова и две работы группы «ПГ», «Brothers» и «Sryl Komiks» в виде звезды Давида. Одна из владелиц — Каролин Муссион — намеренно не отмечала красным кружком проданные работы, однако сказала, что на Artparis ее галерея продала хотя бы по одной работе каждого художника. В качестве примера: работа «ПГ» «Brothers» стоила €17 тыс.

Галерея Eric Hussenot — еще одна парижская галерея, сделавшая ставку на «нашего» художника. На ее стенде, в преддверии готовящейся русско-китайской поп-артистской выставки, — три неоновые работы Александра Косолапова, а также его «McLenin’s» и «Malevich» (обе проданы еще в начале ярмарки за €12 тыс. каждая). Замечательно, что в пару к Косолапову галерея Hussenot показывает китайского соц-артиста Вонг Зивея, одна из самых характерных работ которого — «Мао—Мэрилин».

Кроме галерей, более-менее ориентированных на современное русское искусство, были и галереи вполне западного толка, на чьих стендах встречались знакомые имена. Например, финская галерея Forsblom выставляла коллаж на красном флаге Сергея Бугаева-Африки под логичным названием «Пролетарии всех стран, соединяйтесь» за €30 тыс. Или принт АЕС+Ф «Action Half Life Episode 1#6» в женевской галерее Charlotte Moser.

 Том Вессельман. Натюрморт с розой и сигаретой

Том Вессельман. Натюрморт с розой и сигаретой

Как русские, так и китайские современные художники сейчас особенно в чести у парижских галеристов. Если работы наших соотечественников не обнаруживались на стенде какой-нибудь галереи, то там обязательно был выставлен один из представителей художественного мира Поднебесной. Среди последних особенно привлекал стоящий у входа на ярмарку артефакт The Luo Brothers — ядовитого цвета гамбургер с пупсами — под приветственным названием «Добро пожаловать в гости к самым популярным брендам мира: Макдоналдс» — экспонат парижской галереи JGM, которая кроме этого выставляла тонкие и совсем французские работы современных художников Аны и Патрика Пуарье.

Работы классиков ХХ века притягивают к стендам парижских галерей. У Françoise Paviot — серия фотографий Картье-Брессона, а в галерее Templon — панно Армана «Going up» в виде плиты из гаечных ключей. Есть на ярмарке и безусловные мэтры современного искусства — такие как Пенк, чья персональная выставка проходит сейчас в парижском Музее искусства ХХ века (его холст выставлен за €180 тыс. в галерее Lelong, имеющей отделения в Швейцарии, Франции и Штатах), и Том Вессельманн за €3,2 млн в парижской галерее Pascal Lansberg. Владельцы с удовольствием предлагают вам сфотографироваться на фоне этого самого дорогого и потому немного не к месту выставленного произведения. Среди классиков — Франк Хорват, точнее, его стильная и строгая черно-белая фотография «Givenchy B» 1958 года; в галерее Дины Верни она продается за €24 тыс. В той же категории классиков — работы исландца Эро за €7 тыс. на стенде галереи Louis Carré и изобретателя «повествовательного изображения» Бернара Рансийяка за €40 тыс.

 Франсуаза Петрович

Франсуаза Петрович

Кроме того, хотелось бы отметить молодых и модных парижских художников — таких как Франсуаза Петрович. На эту француженку со славянской фамилией кураторы возлагают большие надежды, ее даже называют новой Софи Каль. Персональные выставки Петрович прошли в этом году в Музее современного искусства Сант-Этьен и в галерее RX, на авеню Монтень в Париже. Тонкие и меланхоличные композиции Франсуазы тушью на бумаге из серии «Выстоять»/Tenir debou представила галерея RX — по €4,6 тыс. за каждую.

Artparis 2008 — это, безусловно, местная кухня парижского арт-рынка. Все галереи вполне демократичны и доступны для любого уровня коллекционеров. Видимая интернациональность и стилистическое разнообразие представленных на Artparis произведений позволяют говорить о том, что каждый, кто любит и собирает современное искусство, найдет на парижской ярмарке работу на свой вкус, цвет и кошелек.

 

 

 

 

 

Все новости ›