Оцените материал

Просмотров: 9887

Ценные бумаги

Мария Рогулёва, Анастасия Палёнова · 29/01/2008
Филателисты и филокартисты решились приоткрыть свои тайны и объединить усилия с московскими антикварами – второй год в ЦДХ проходит специализированная ярмарка, на которой открытки и марки продаются рядом с гравюрами Пиранези и Шишкина

©  Григорий Дудниченко

Ценные бумаги
Филателисты и филокартисты решились приоткрыть свои тайны и объединить усилия с московскими антикварами – второй год в ЦДХ проходит специализированная ярмарка, на которой открытки и марки продаются рядом с гравюрами Пиранези и Шишкина
Название Postcard Expo 2008 вызывает в воображении красочные стенды с современной полиграфической продукцией под сводами какого-нибудь павильона-ангара. На самом же деле за ним скрывается нечто прямо противоположное. Эта ярмарка – в своем роде историческая попытка организовать отечественный рынок антикварных и просто редких открыток, марок и прочей почтовой атрибутики. Для полноты картины к ним добавлен прочий «бумажный антиквариат» – фотографии, чертежи, плакаты, гравюры и даже старинные облигации. Удивительно, но факт: при существовании неуемно растущего и уже довольно ярко освещенного светом телекамер рынка изобразительного искусства первого эшелона собиратели «бумажного антиквариата» все еще живут в своем изолированном мире и вдали от посторонних глаз совершают свои таинственные сделки. Теперь этих необычных людей, а также объекты их коллекционерской страсти все желающие могут наблюдать в Центральном Доме художника на Крымском валу.

Ярмарка проходит всего во второй раз и пока еще занимает скромный третий этаж ЦДХ. Посетителей встречает некоммерческая экспозиция, возле которой прогуливается человек в галстуке-бабочке и с нездешним блеском в глазах – президент национальной академии филателии Андрей Вадимович Стрыгин. Он охотно рассказывает о пятнадцати стендах, на которых показаны редчайшие марки авиапочты 1930–1940-х годов, серии, посвященные Суворову, Кутузову и генералиссимусам от искусства – Репину и Мане, а также оригинальные эскизы знаменитого марочного художника Бориса Семеновича Илюхина. Но не меньшего внимания заслуживают сами посетители – настолько разительно отличаются они от лощеного контингента антикварных салонов. Уже здесь, при входе, становится очевидным, что филумении, филокартии и филателии подвержены в основном мужчины, причем особенно серьезные формы эти виды коллекционирования приобретают у них ближе к пенсионному возрасту. Среди них встречаются и люди, хорошо известные в миру – например, член Совета Федерации Владимир Федоров, чье увлечение марками, фантиками и открытками с изображениями автомобилей приняло практически государственный масштаб, когда он выставил часть коллекции прямо у себя на работе.

©  Григорий Дудниченко

Ценные бумаги
Человеку неподготовленному здесь интересно, но трудно. Мария Яковлевна Чапкина, известный букинист (в ее послужном списке проведение более 100 специализированных аукционов), предлагает на своем стенде, рядом с разнообразными фотографиями и документами, несколько гравюр по рисункам Елизаветы Бем – знаменитого автора русских открыток ХIX века. «Для неопытных покупателей этот рынок так же опасен, как и любой другой, будь то рынок живописи или графики, – предостерегает Мария Яковлевна. – На сегодняшний день основная часть покупателей – это люди, которые собирают уже очень давно. И когда на этот рынок приходят новые покупатели, они по наивности думают, что достаточно просто собрать пачку открыток. Но действовать подобным образом просто невозможно. У человека должна быть какая-то четко обозначенная тема, а все наиболее интересные темы в открытках на сегодняшний день стоят достаточно дорого. К тому же этот кажущийся недорогим по отношению к основному антиквариату рынок – один из самых опасных с точки зрения подделок». Так что настроенному на серьезный лад неофиту рекомендуется обходить стороной заманчивые коробки с надписью «Все открытки по 15 рублей». К слову сказать, по сравнению с «основным антиквариатом» гравюры по рисункам Бем на стенде «Бумажной коллекции Чапкиных» также стоят совсем недорого – 10 тыс. рублей каждая.

©  Григорий Дудниченко. На фото: аурум марки

Ценные бумаги
Стоимость открыток на ярмарке начинается от одного рубля, но может достигать нескольких тысяч долларов. Ассортимент, естественно, самый разнообразный – от классических советских букетов к 8 Марта и индустриальных пейзажей ГДР до признаний в любви, написанных в начале XX века. По словам Марии Чапкиной, уже второй год принимающей участие в ярмарке, девяносто процентов посетителей имеют совершенно определенную цель. Поэтому не стоит удивляться, услышав за спиной загадочное «Владивосток есть?» или другие непонятные посторонним кодовые слова. Продавцы здесь неотличимы от посетителей не только внешне (принятая у «серьезных» антикваров униформа – дорогие костюмы и платья – здесь начисто отсутствует). Дело в том, что они постоянно меняются ролями: многие распространители бумажного антиквариата попросту не успели или не захотели обзавестись собственным стендом на ярмарке, и его здесь с успехом заменяют большие кожаные сумки или даже маленькие «барсетки» – благо товар компактный. А в них все тот же ассортимент: виды городов, новогодние открытки Бем и прочие радости филокартиста.

С почтовыми марками дело обстоит еще сложнее. Цены на них могут достигать вполне заоблачных высот, что не обязательно зависит от давности выпуска. Почетное место, например, досталось советской космонавтике: американский филателистический аукцион Cherrystone продал марку с изображением Валентины Терешковой, выпущенную в 1983 году, за 97 тыс. долларов, и это, конечно, далеко не предел. Если вас преследует образ магической марки, которая может принести своему обладателю целое состояние, то на стенде с говорящим названием «Аурум марка» знают способ избавиться от наваждения. Там своего покупателя ждет миф, воплотившейся в драгметалле – золотые реплики редчайших марок: знаменитого «Тифлиса» и «Первой русской марки», а также копии марок, выпущенных к 40-летию запуска первого спутника или посвященных столетию Константина Циолковского. На подходе – 17 золотых марок «Романовской серии» – их стоимость достаточно велика, чтобы утолить навязчивые желания, но все же несопоставима со стоимостью оригинала.

©  Григорий Дудниченко. На фото: Postcard Expo 2008. Письмо Циолковского; Игорь Пугачев, «Почтовая история»

Ценные бумаги
Но в целом представитель среднего класса и его кошелек чувствуют себя здесь куда комфортнее, чем среди шедевров живописи. За 100 тыс. рублей вполне можно найти достойный объект – например, уникальную марку, выпущенную специально для Парижской выставки 1879 года, которую предлагает Игорь Пугачев на своем стенде под вывеской «Почтовая История». За 70 тыс. рублей на этом же стенде вам могут достаться 18 открыток, выпущенных царским правительством для пропаганды военного займа 1914 года. Среди художников-агитаторов отметились Виктор Васнецов и Дмитрий Моор. А в продолжение популярной космической темы стоит отметить письмо, собственноручно написанное Циолковским – его можно купить всего за 55 тыс. рублей.

До сих пор речь шла в основном о хрестоматийных примерах филателии и филокартии, но с ними на ярмарке соседствуют и куда более экзотические случаи коллекционерской одержимости. Именно они имеют тенденцию выливаться в тематические выставки. Например, Андрей Капранов показал свою коллекцию фотографий, посвященную истории Чехословацкого корпуса в России в 1918–1920 годы. Это по-настоящему уникальное собрание произвело такое впечатление на посольство Чехии, что в ближайшее время коллекция будет показана на родине мятежного корпуса. Пока же фотографиям достался один из самых просторных стендов ярмарки, но они, конечно же, не продаются. Создатели подобных собраний – и сами коллекционные экземпляры. Сергей Киселев из Петербурга, похожий на сжигаемого огнем идеи персонажа Достоевского, знает все о дореволюционных поездах и может говорить о них часами. Он показал в ЦДХ историю поездов царской России в различных документах, чертежах, фотографиях и открытках. Поскольку огонь энтузиазма все же нужно как-то поддерживать, собиратель предлагает некоторые вещи на продажу. Альбом оригинальных фотографий внутреннего убранства первых сибирских поездов прямого сообщения, изданный не позднее 1901 года, можно приобрести за сумму в 300 тыс. рублей.

©  Григорий Дудниченко. На фото: Сергей Киселев. Императорские поезда в России

Ценные бумаги
Посланцев из мира «основного антиквариата» на ярмарке пока единицы – не совсем понятно, сможет ли она оправдать свой гибридный формат. Но директор галереи «Альбион» Алексей Зайцев решил, по его словам, интенсивно исследовать рынок бумажного антиквариата, который пока еще не переживает бум, но, по всей вероятности, к нему готовится. «И в Европе, и во всем мире гравюра – один из наиболее уважаемых коллекционерами сегментов антикварного рынка, – говорит господин Зайцев. – У нас этим занимаются либо коллекционеры еще с советских времен, либо энтузиасты вроде нас и еще нескольких наших коллег. Но здравый смысл и логика подсказывают, что очень скоро этот рынок будет сформирован уже в более серьезном масштабе».

Поскольку галерея только прощупывает почву, на стенде Зайцева представлены очень разные вещи, но в основном они делятся на две категории: «подарочные варианты» для украшения интерьера (географические карты, цветы, бабочки) и более серьезные произведения, рассчитанные на подкованного коллекционера, – гравюры русских и западных мастеров. Самая значительная из таких работ – римские руины Джованни Баттиста Пиранези. Эту вещь московские любители мировой классики могут приобрести за 150 тыс. рублей. Гравюра Шишкина «Ночной костер» продается за 37 тыс. рублей. А вот небольшая гравюра «Грибы съедобные и ядовитые» относится к легкоусвояемой группе предложений для начинающих собирателей: грибы обойдутся им всего в 12 тыс. рублей, а «Различные виды бабочек» – в 15 тыс.

©  Григорий Дудниченко. На фото: Алексей Зайцев, галерея «Альбион»

Ценные бумаги
«Наша задача здесь – показать товар лицом и завязать как можно больше контактов, – говорит Зайцев. – Причем контактов самого разного уровня. Многие начинают свои собрания с печатной графики, используя это как своего рода тренировочный материал, потому что здесь ставки не так высоки, как в случае живописи или Фаберже. Можно натренировать глаз, набить руку, после чего приступать уже к более серьезному материалу. Хотя многие, даже очень состоятельные люди всю жизнь собирают только бумажный антиквариат».

 

 

 

 

 

Все новости ›