Оцените материал

Просмотров: 2856

Искусство vs. дизайн в Базеле

Беттина Крогеманн · 07/06/2008
Несмотря на стремительную смену руководства ярмарки, дилеры в целом довольны Art Basel-2008 – правда, у некоторых переманили клиентуру коллеги из мира дизайна

©  Design Miami/Basel

Искусство vs. дизайн в  Базеле
Несмотря на стремительную смену руководства ярмарки, дилеры в целом довольны Art Basel-2008 – правда, у некоторых переманили клиентуру коллеги из мира дизайна
На тридцать девятой ярмарке Art Basel, участие в которой принимают около 300 галерей, коллекционеры в основном покупают blue-chips — классиков модернизма и послевоенного искусства. Актуальное искусство и работы начинающих художников представлены на хорошем уровне, но, как можно наблюдать, не всегда хорошо продаются. Азиатское современное искусство, которое сейчас вошло в моду во всем мире, включая Европу и США, на Art Basel показывают лишь несколько экспонентов, среди которых Galerie Meile с отделениями в Люцерне и Пекине.

Этот выпуск Art Basel впервые проводится под руководством бывшего арт-критика и журналиста Марка Шпиглера и бывшего исполнительного директора ярмарки Аннетой Шенхольцер. Оба приняли эстафету у Сэма Келлера, возглавлявшего ярмарку с 2000 года и запустившего ее успешную американскую версию — Art Basel Miami Beach. В настоящее время Келлер является главой музейной институции и фонда Foundation Beyeler. Пять недель назад, не успев вступить в должность, о своем уходе заявила и новый художественный директор ярмарки Кэй Софи Рабинович, бывший редактор арт-журнала Parkett. Никто не захотел комментировать ее внезапный уход. А четыре недели назад директор по связям с общественностью Петер Ветш объявил, что планирует уйти со своего поста в декабре. Начиная с 2009 года, он станет одним из директоров берлинской ярмарки Art Forum.

Несмотря на стремительную смену руководства, день открытия был отмечен захватывающими продажами и присутствием крупных коллекционеров. Бизнесмен Роман Абрамович и его подруга Даша Жукова провели несколько часов на первом этаже ярмарки, на котором представлены дилеры вторичного рынка. До этого момента Абрамович был замечен только на аукционах, к примеру, на недавних торгах Christie’s в Нью-Йорке, где он заплатил рекордные $33,6 млрд. за работу Люсьена Фрейда «Спящая соцработница». Больше всего времени Абрамович провел на стенде швейцарско-американской Gallery Krugier, где его внимание привлекли три бронзовые скульптуры Джакометти (стоимостью от $8 млн до $14 млн). На стенде галереи Thomas из Мюнхена Абрамовичу приглянулись, среди прочего, работы Шагала и Явленского. Тем не менее, Роман Абрамович, так же, как и прогуливающийся по ярмарке актер Брэд Питт, не был уличен в состоявшихся покупках. Зато оба коллекционера сделали приобретения на проходящей параллельно ярмарке Design Miami/Basel, основанной ее директором Амброй Меддой в 2006 году. Абрамович купил двенадцать предметов винтажной мебели датского дизайнера Поуля Кьерхольма и два стула Греты Джэлк в брюссельской галерее Phillipe Denys. По словам дилеров, Брэд Питт потратил около $1 млн на работы современных дизайнеров — Рона Арада, Макса Лэмба и Atelier van Lieshout.

Впрочем, Art Basel также может похвастаться серьезными продажами. В первые пять минут после открытия Майкл Вернер, чья галерея находится в Кельне и Нью-Йорке, продал бронзовую скульптуру Жана Фотрие за €1,5 млн, большую работу Зигмара Польке 2007 года, выполненную в смешанной технике (чуть меньше €1 млн), а также работы Джеймса Ли Байарса (все эти вещи были куплены коллекционерами из Европы и США). В целом дилеры сошлись во мнении, что в этом году европейские коллекционеры были более активны — видимо, на американском собирателе сказывается слабое положение доллара.

Цены на работы актуальных художников начинались с двадцати тысяч евро и заканчивались несколькими сотнями тысяч. Галерея Krinzinger из Вены привезла свои самые свежие поступления и продала живописную работу Бьерна Мельгаарда, приехавшую прямо из мастерской, за €35 тыс. Галерея Kargl из Вены продала работу Гервальда Роггеншауба также за €35 тыс. Galerie Eva Presenhuber из Цюриха продала, по меньшей мере, по одной работе каждого своего художника. Максимальная цена — $380 тыс. за монументальный рисунок Уго Рондиноне. Россия была представлена галереей XL, также принимающей участие во Frieze, FIAC и Art Basel Miami Beach. Владелица галереи Елена Селина осталась довольна своим участием в этом году. Несколько работ Бориса Орлова, C-print Олега Кулика за €22 тыс. и огромный поролоновый мотоциклист Сергея Шеховцова уже зарезервированы.

 

 

 

 

 

Все новости ›