Оцените материал

Просмотров: 6255

Методы нечестной борьбы

Александр Цыбин · 26/08/2008
Передел арт-рынка не обходится без интриг и конфликтов, особенно когда речь заходит о том, какому искусству быть первым — старому или новому

©  OPENSPACE.RU

Методы нечестной борьбы
Конфликты хозяйствующих субъектов в нашей стране дело не новое, и, когда нефтяники делят свои скважины и вышки, это понятно и просто. Но когда у всех на глазах начинается жесткий передел и переориентация художественного рынка, становится немного не по себе. И все ничего, если бы этот передел происходил естественным путем, с постепенным вхождением современного искусства на рынок. Но нет! Не таковы наши современные галерейщики. Ждать они не умеют, им нужно взять все и сразу. В лучших традициях гангстерских 90-х.

В последние годы наш антикварный рынок, как та унтер-офицерская вдова, сам себя высек: у людей появилось огромное количество свободных денег, которые они пожелали вложить в произведения русской живописи. Чтобы было как в советские времена, когда в правильной грузинской семье обязательно должны присутствовать две вещи — черная «Волга» и Айвазовский. Но наследие Айвазовского не резиновое, на всех желающих, которым деньги ляжку жгут, его не хватает. И началась череда подделок-переделок, ведь обилетить нужно было каждого желающего, не беда, что почти не осталось уже свободных настоящих Шишкиных и Айвазовских. Но сколь веревочке ни виться, а конец все равно будет. И конец этот настал. Нехороший, прямо скажем, конец: кого-то посадили в тюрьму, кого-то уволили из музея. Но это были лишь цветочки. Ягодками стала потеря нашими новоиспеченными коллекционерами веры в старое русское искусство.

Известная светская дама Ольга Слуцкер в интервью одному журналу рассказала, что снесла все свое старое русское искусство в гараж, где ему и место, поскольку «уважаемые питерские антиквары» оказались не совсем чисты на руку и навтыкали Ольге одних фальшаков. Соответственно, место на стенах освободилось, а свято место, как известно, пусто не бывает.

©  OPENSPACE.RU

Методы нечестной борьбы
Современные галерейщики, до этого мирно дремавшие в своем углу, встрепенулись и почувствовали, что их звездный час настал. Стратегия захвата рынка была выбрана в ключе «мочить антикваров в сортире». Ведь объяснить покупателю, почему Виноградов и Дубосарский стоят столько же, сколько Константин Коровин, можно лишь одним способом. Правильно, лишив покупателя альтернативы и объяснив, что только ныне живущие художники — это круто, а Коровины, Шишкины и Левитаны — лоховство и подделки.

И понеслось. Начались своеобразные соревнования между галереями — кто больнее пнет антикваров. Перещеголяла всех, конечно, галерея «Триумф», один из владельцев которой, к слову, раньше торговал антиквариатом. Но своевременно почувствовав тренд, антиквариат быстренько распродали, а галерея занялась искусством современным. «Триумфаторы» придумали издать убийственный «Каталог подделок русской живописи». И ведь не просто издали, а поступили в лучших традициях известного «лондонского страдальца» (в стенах бывшего дома приемов ЛогоВАЗа как раз и находится галерея). А именно: автором каталога назначили опального эксперта по русской живописи (который сам ранее будто бы ошибся более 200 раз), подтянули чиновников Россвязьохранкультуры. Последние же, дабы реабилитироваться за прохлопанные подделки и бардак в музейной экспертизе, начали делать заявления планетарного масштаба вроде: «Будьте новыми Третьяковыми и Щукиными, покупайте работы своих современников!»

Но Россвязьохранкультуру расформировали, чиновникам надавали по рукам, а издание новых томов обличительного каталога как-то затихло. Вся эта мышиная возня напоминает пир во время чумы, особенно на фоне проведенной недавно тотальной музейной инвентаризации, вскрывшей недостачу более 50 тысяч единиц в фондах музеев. Рынок большой, и места на нем хватит всем, поэтому пора перестать заниматься перетягиванием одеяла и начать создавать то, чего у нас, увы, пока нет: грамотный, законодательно регламентированный рынок искусства.

Автор – владелец галереи живописи и графики «Маяк»

 

 

 

 

 

КомментарииВсего:7

  • visiteur· 2008-08-27 13:53:26
    Полемический задор возможно и украшает текст, но если он не в ущерб точности воспроизведения фактов. Тем более в той сложной ситуации, о которой идет речь. А уж когда заинтересованное лицо (а автор, как владелец галереи, лицо заинтересованное) действует по принципу «то ли он украл, то ли его обокрали, но что-то там было» и легко превращает 20 в 200 и т.д., то это совсем грустно. Хотя заключительное соображение, о том, что нам нужен «грамотный, законодательно регламентированный рынок искусства» совершенно справедливо.
  • tsybin· 2008-08-27 14:49:10
    Уважаемый visiteur!

    Конечно, когда я писал этот материал, я ожидал, что меня будут обвинять в предвзятости и необъективности. Но, поверьте, я достаточно хорошо владею темой и когда пишу про " более 200", то цифру беру не с потолка.
    Я никого не собираюсь защищать. Мне искренне больно за то, о чем пишу в крайнем абзаце статьи.
  • dikapreo· 2008-08-29 20:20:15
    Галина Старовойтова от искусства.
    "Кто писал не знаю, а я, дурак, читаю." (Чехов)
Читать все комментарии ›
Все новости ›