Оцените материал

Просмотров: 10506

Уйти к другому

Варвара Ермакова · 01/02/2008
Коллекционеры тратят годы на то, чтобы создать достойное собрание. Если обстоятельства позволяют, любимые вещи остаются со своим владельцем надолго, а продают обычно случайные работы, с которыми не жалко расстаться. Случай Евгения Владимировича Корешкова, собравшего при помощи галереи «Элизиум» уникальную коллекцию нонконформистов, не вписывается в общую картину

©  Михаил Шварцман, «Сестры», 1961, холст, масло, 83 х 60 см

Уйти к другому
На Международном салоне изящных искусств, проходившем в Манеже в мае—июне 2007 года, на стенде галереи «Элизиум» была представлена личная коллекция неофициального русского искусства 1950—1970-х годов. Образцовое собрание нонконформистов, включающее чуть более двухсот великолепных произведений художников-шестидесятников, продавалось только целиком — ситуация сама по себе неординарная, а тем более в случае такой крупной и ценной коллекции. Хотя на стенде была представлена лишь ее часть — только лучшие работы, — полностью ознакомиться с коллекцией можно было здесь же благодаря прекрасно изданному каталогу.

©  Михаил Шварцман, «Сестры», 1961, холст, масло, 83 х 60 см

Уйти к другому
Посетители салона, а среди них и сами художники-шестидесятники: Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Эдуард Штейнберг, Оскар Рабин, Лидия Мастеркова — отмечали высокое качество экспозиции. Коллекционеры интересовались возможностью приобретения отдельных работ. «Нам было особенно приятно, — признается директор галереи «Элизиум» Марина Молчанова, — что вещи, которые были выставлены на Салоне, хотели купить абсолютно все. Но это были только лучшие работы, мы же продавали только всю коллекцию целиком».

Экспозиция галереи «Элизиум» в Манеже привлекала внимание не только своей концептуальностью. Многих интриговал вопрос, что связывает галерею, традиционно известную своей ориентацией на русское искусство начала ХХ века, и коллекционера, собирающего нонконформистов.

История началась почти восемь лет назад, когда в галерею «Элизиум» зашел Евгений Владимирович Корешков. Бывший военный, капитан, симпатичный и талантливый человек, с искусством никак не связанный и никогда им специально не интересовавшийся, решил собрать домашнюю коллекцию работ художников-шестидесятников и обратился за помощью к профессионалам. Галеристы немало удивились, однако согласились на сотрудничество. Результатом стало великолепное собрание живописи, графики и скульптуры нонконформистов.

Собрав действительно значительную коллекцию, вполне целостную и завершенную, владелец с той же твердостью, с которой ранее принял решение покупать работы, теперь хочет с ними расстаться.

©  Ольга Потапова, «Камни», 1965, оргалит, масло, 57,5 х 57,5 см

Уйти к другому
На Салоне изящных искусств покупатель на всю коллекцию — а это ни много ни мало 202 каталожные единицы — не нашелся, поэтому с августа 2007-го работы все же начали продаваться по одной. Уже к началу января большая часть произведений обрела новых хозяев. Нет сомнений, что и оставшиеся работы недолго задержатся в галерее и также займут свое место в гостиных поклонников неофициального искусства.

В этой ситуации многое кажется необычным. Например, решение галеристов заняться нехарактерным для них материалом, никак не проецируя это на повседневную и выставочную работу галереи в течение последних восьми лет. Сама попытка единовременной продажи значительного собрания — случай для России нетипичный: коллекционеры редко решаются расстаться со своим собранием вот так, целиком, не находясь при этом под очевидным давлением внешних, вынуждающих их на этот шаг обстоятельств.

Да и сама коллекция, последовательно составлявшаяся в течение нескольких лет и зафиксировавшая творчество почти всех ведущих художников с конца 50-х до 70-х годов ХХ века, включая живопись, графику, скульптуру и даже фарфор — своего рода уникальный, почти лабораторный случай, результат продуктивного сотрудничества галереи и частного лица — и, как следствие, пример формирования не только коллекции, но и личного вкуса, опыта, интуиции коллекционера.

Военная выдержка

— У Евгения Владимировича нет никакого художественного образования, и при этом он обладает очень хорошим вкусом, — рассказывает Марина Молчанова. — Еще до прихода в галерею он увидел у своих знакомых коллекцию, в которой были и шестидесятники, и несколько работ художников начала ХХ века. Евгению понравилась сама идея домашней коллекции произведений искусства.

©  Юло Соостер, «Ландшафт с глазами», 1968, оргалит, масло, 47,3 х 63 см

Уйти к другому
Когда он впервые пришел в галерею, мы познакомились, разговорились. Евгений рассказал о своем желании собирать коллекцию художников нонконформистов и обратился за содействием к нам. Хотя галерея «Элизиум» действительно не специализируется на искусстве шестидесятников, мы все же согласились сотрудничать.

Начинающий коллекционер ответственно отнесся к несвойственной для себя роли. Он подробно изучил двухтомник «Другое искусство. Москва. 1956—1976» — своего рода библию поклонников отечественного неофициального искусства и главный хронологический и биографический художественный справочник эпохи, начал посещать выставки шестидесятников. Работы интересующих его художников покупались через галерею, разыскивались на аукционах — так и сформировалась коллекция.

Как на подбор

— То, что мы имеем в результате, — это пример четко выстроенной коллекции, продуманной именно как цельное собрание. Конечно, в некоторой степени тут сказалось наше влияние.

Я вообще противник эклектики, не люблю, когда коллекция выглядит эклектично, и призываю людей, которые к нам приходят, никогда не торопиться, а разобраться и понять, что же все-таки нравится. Важно, чтобы человек умел сам сориентироваться и разбирался в материале. Это действительно важно.


Задача галереи — в первую очередь не пропустить неправильные вещи и дать, если это необходимо, какой-то совет. Но все равно, на первом месте — вкус коллекционера. Ему обязательно нужно учиться разбираться самому. И хорошо, если коллекция все же будет формироваться в каком-то одном направлении.

Влияние галеристов заметно прежде всего в самой стратегии подбора вещей. Коллекция достаточно равномерная. Представлено творчество почти всех основных художников этого периода, охвачены почти все направления. Редкому коллекционеру удается выдерживать пропорции самостоятельно и не отклоняться от заданного вектора.

Провенанс работ также не вызывает сомнения: либо подлинность большинства произведений подтверждалась непосредственно у их создателей, либо они были приобретены у семьи того или иного художника. Возможность точной атрибуции также становится немаловажным преимуществом коллекционирования предметов искусства именно этого периода.

©  Евгений Рухин, «Композиция», 1976, холст, масло, коллаж, 80,4 х 74,8 см

Уйти к другому
В коллекции Корешкова представлены действительно уникальные вещи — это и серия работ из собрания профессора Александра Мясникова, известного врача и коллекционера, друга Георгия Костаки, и ранние работы Владимира Яковлева и Льва Кропивницкого. Произведения такого уровня редко появляются на рынке. Стоит отметить и работы Владимира Вейсберга, Элия Белютина и Лидии Мастерковой начала 1980-х годов, а также натюрморт Дмитрия Краснопевцева. На Салоне в Манеже на стенд галереи пришел человек, который некогда купил непосредственно эту вещь во Франции у самого художника, а затем продал на аукционе, где она и была приобретена Корешковым.

— Немаловажным фактом в пользу выбора основным направлением коллекционирования искусства шестидесятников было то, что в то время, когда приобретались работы, их цена была еще не столь высока, как сейчас. Можно было найти очень качественные вещи за удовлетворительные деньги.

Инвестиции в уют

И Евгений Корешков, и Марина Молчанова утверждают, что в их случае речь совсем не шла о составлении собрания как предмета инвестирования. Главной целью было оформление домашнего пространства коллекционера.

©  Владимир Немухин, «Супер-слон», 1992, холст, масло, 100 х 80 см

Уйти к другому
— Евгений Викторович просто горел, все хотел посмотреть лично, постоянно находил новые работы в течение этих 7—8 лет. И вот наступил момент, когда он устал. У него вдруг пропал интерес. Я стала расспрашивать, почему он ничего не ищет дальше, предлагать расширять коллекцию, все же еще есть много неохваченных направлений. В собрании представлены в основном московские художники, можно было бы расширить «питерское направление», собирать, например, «белютинцев», чьих работ, включая произведения самого Белютина, в коллекции довольно мало. Однако Евгений категорически отказался. Он устал.

И вот тогда совместно родилась идея оформить имеющуюся коллекцию как книгу, а затем владелец принял решение все работы продать. Речь категорически не шла о том, чтобы подождать еще лет пять, пока вещи поднимутся в цене, хотя, если бы это была чисто инвестиционная программа, так и следовало бы поступить. Коллекция импульсивно собиралась, и так же импульсивно было принято решение ее продать.

Расставание с идеалом

Практически идеальное собрание нонконформистов сохранится как одно целое только в формате каталога. Прекрасное издание в лучших традициях галереи «Элизиум» не только подробнейшим образом репродуцирует коллекцию, но и содержит биографические сведения о каждом художнике, чьи работы в нее входили.

Каталог коллекции назван «Другое искусство», вероятно, в честь издания, с которого собрание некогда началось. И он также имеет немало шансов стать настольной книгой для всех интересующихся неофициальным искусством периода 1950—1970-х годов.

— Евгений Владимирович продолжает приходить в галерею. Мы давно работаем с искусством начала ХХ века, у нас свое собрание, которое ему очень нравится. Евгений продолжает покупать работы, однако совершенно другого стиля и направления. Возможно, в перспективе у него сложится новая, но уже совершенно отличная от прежней коллекция.

 

 

 

 

 

Все новости ›