Оцените материал

Просмотров: 18652

Частные собрания выходят из тени

Анна Савицкая · 21/05/2009
В мае сразу несколько коллекционеров — и российских, и зарубежных — решили показать в Москве русское искусство

©  Галерея Мамонтовых

Петр Уткин. Пейзаж с озером. 1907 год. Холст, масло. 72х92 см

Петр Уткин. Пейзаж с озером. 1907 год. Холст, масло. 72х92 см

 

В отсутствие ставших уже привычными майских предаукционных выставок Sotheby’s и Christie’s художественная жизнь в Москве для антикваров и покупателей русского искусства не замирает. Кризис, может, и не лучшее время для новых приобретений, зато прекрасная возможность себя показать и на других посмотреть. Московские музеи и галереи предоставили площадки для коллекционеров. Публика на короткое время получила возможность увидеть самые разнообразные произведения из частных собраний, например пуанты, в которых Тамара Карсавина танцевала Коломбину, и изделия Карла Фаберже. Впрочем, некоторые выставки не лишены коммерческой составляющей, ведь их организаторы — галереи.

Русское зарубежье: новые грани
Галерея Г.О.С.Т.

©  Галерея Г.О.С.Т.

Антонина Воронина. Старик в метро. Холст, масло. 76х61 см

Антонина Воронина. Старик в метро. Холст, масло. 76х61 см

в выставочном зале журнала «Наше наследие» показывает живопись знаменитых русских художников-эмигрантов. Представлены работы Ивана Пуни, Георгия Пожедаева, Зинаиды Серебряковой и Николая Рериха из двух частных московских собраний; Георгия Путникова и Алексея Расторгуева. Впрочем, деятельность галереи связана с возвращением в историю русского искусства (а также на рынок) забытых имен, поэтому главная цель этой выставки — привлечь внимание к творчеству сестер Антонины Ворониной и Александры Крамаровой (урожденные Сечинские). Художницы принадлежат ко второму поколению художников русского зарубежья, получивших образование уже за границей. Тем не менее их работы, созданные во второй половине ХХ века в США, обнаруживают явное влияние русского искусства начала столетия. Произведения сестер предоставлены наследницей их творчества Антониной Буис, крупным литературным переводчиком, живущим в Нью-Йорке.
1-й Неопалимовский пер., д. 4
По 24 мая


Сокровища «Русских сезонов» Дягилева

©  Коллекция Ольги и Айвора Мазура

Костюм придворной дамы для балета «Соловей» (музыка Игоря Стравинского). По эскизу Анри Матисса. 1920

Костюм придворной дамы для балета «Соловей» (музыка Игоря Стравинского). По эскизу Анри Матисса. 1920

19 мая 2009 года, ровно через сто лет после первого спектакля «Дягилевских сезонов», прославивших русское искусство во всем мире, в Музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка подлинных костюмов к тем самым легендарным постановкам — «Весна священная», «Жар-птица» и «Шахерезада». По замыслу куратора, все вещи выставлены в одном из залов постоянной экспозиции музея, чтобы костюмы, созданные по эскизам Льва Бакста и Александра Головина, были окружены русскими предметами той эпохи. Уникальную коллекцию привезли в Россию Ольга и Айвор Мазур. Айвор — коллекционер русского искусства и известный лондонский антиквар, но в течение многих лет он собирал лишь живопись и декоративно-прикладное искусство. Коллекция костюмов к постановкам «Русских сезонов» началась всего три года назад со случайной находки его жены Ольги. Она обнаружила в их лондонском доме потертые черные пуанты с загадочной надписью. Ранее Айвор взял их у своего друга, который собирался выбрасывать ненужный хлам. После реставрации и тщательных архивных поисков выяснилось, что пуанты некогда принадлежали Тамаре Карсавиной, исполнявшей партию Коломбины в постановке Михаила Фокина «Карнавал». После этого супруги Мазур уже специально охотились на аукционах за костюмами дягилевских постановок. По словам коллекционеров, появление таких лотов на аукционах вызывает настоящий ажиотаж, потому что конкуренция за эти вещи очень жесткая, несмотря на все сложности, связанные с реставрацией и хранением такого собрания.
Делегатская ул., д. 3
По 20 июля


Эпоха Фаберже

©  Фонд «Связь времен»

Яйцо «Весенние цветы». Санкт-Петербург. Около 1899. Фирма Карла Фаберже. Золото, эмаль, алмазы, бовенит, платина, халцедон, демантоиды

Яйцо «Весенние цветы». Санкт-Петербург. Около 1899. Фирма Карла Фаберже. Золото, эмаль, алмазы, бовенит, платина, халцедон, демантоиды

В Музее личных коллекций ГМИИ имени Пушкина фонд «Связь времен» организовал масштабную выставку произведений мастерской Карла Фаберже. Коллекция, представленная сейчас в музее, началась с покупки в 2004 году Виктором Вексельбергом (он является учредителем фонда) серии изделий Фаберже у наследников Малькольма Форбса. Сделка тогда стала сенсацией, потому что собрание было приобретено через Sotheby’s до начала торгов. За прошедшие пять лет коллекция фонда пополнилась целым рядом предметов и объехала чуть ли не всю Россию. У зрителей есть возможность увидеть рекордное число знаменитых пасхальных яиц работы Фаберже, собранных в одном месте. Ну а крупные российские коллекционеры, присутствовавшие на открытии, могли оценить качество собрания Вексельберга и задуматься о создании собственного, ведь на предстоящих июньских русских торгах в Лондоне, как всегда, не будет недостатка в предметах Фаберже
Ул. Волхонка, д. 10
По 30 июня


Серебряный век. Русская живопись и графика 1900—1920-х годов

©  Галерея Мамонтовых

Александр Богомазов. Пейзаж с пальмой и цветущей клумбой. 1900- 1910. Холст, масло. 59,5х46,5 см

Александр Богомазов. Пейзаж с пальмой и цветущей клумбой. 1900- 1910. Холст, масло. 59,5х46,5 см

Частная галерея Мамонтовых, открывшаяся в Москве в конце 2007 года, ничем выдающимся за прошедшие полтора года не прославилась. Зато в собрании ее основателей Валерия и Марины Мамонтовых работы Константина Коровина, Петра Уткина, Роберта Фалька, Петра Кончаловского и других «завсегдатаев» аукционных каталогов русского искусства. Некоторые из них владельцы уже показывали на выставке в Царицыно, однако коллекция русского искусства начала ХХ века столь полно представлена впервые. Выставленные вещи очень разные по художественному качеству, но есть несколько сильных произведений.
Лаврушинский пер., д. 11/1
Посещение по предварительной договоренности, тел.: 697-95-30
По 15 июня



Другие материалы раздела:
«Эпоха ар-деко» на «Винзаводе», 18.05.2009
Кунс уступил Хокни, 15.05.2009
Анна Савицкая. Русское искусство на аукционах в мае, 13.05.2009

КомментарииВсего:1

  • ezhich· 2009-06-08 14:13:52
    Хочу поделиться грустными и даже обидными впечатлениями от посещения выставки "Серебряный век...". Собственно, увидеть нам ничего не удалось. Во-первых, найти галерею Мамонтовых оказалось не так-то просто: номера на здании, где она располагается, нет, какого-либо указания на то, что именно здесь, в этом чудном подъезде, и находится галерея, - тоже нет. Мы обошли все задворки Лаврушенского, растревожили и без того нервных работников Третьяковки, которым надоело объяснять страждущим, где же это загадочное место; опросили всех охранников. И что? Оказывается (и это во-вторых), выставка работает в определенные дни, определенные часы и по предварительной записи! Эту информацию мы тоже услышали от терпеливых работников Третьяковки.
    О выставке мы узнали из Интернета. При этом наши попытки, насколько позволяло время, найти сайт галереи, узнать более подробную информацию или телефон не увенчались успехом. Да, к сожалению, мы не попали на этот сайт. Однако разочарование наше больше связано не с тем, что мы, шерстя Интернет, не обнаружили (случайно!) нужной информации, а с неуважением к людям, проявившимся в небрежном размещении сведений о достаточно громко заявленном событии (мы впервые узнали о выставке на Lenta.ru). Господа Мамонтовы, мы к вам точно больше не пойдем!
Все новости ›