Оцените материал

Просмотров: 14113

Русские коллекционеры в нирване

Катя Кибовская · 28/04/2009
Успех аукционам русского искусства в Нью-Йорке на этот раз обеспечили творения Николая и Святослава Рерихов

©  Sotheby’s

Ваза для пунша из позолоченного серебра, украшенная рельефной эмалью. Клеймо Федора Рукерта. Около 1910

Ваза для пунша из позолоченного серебра, украшенная рельефной эмалью. Клеймо Федора Рукерта. Около 1910

В Нью-Йорке завершилась неделя русских торгов Sotheby’s и Christie’s. У соперников был равный потенциал: Николай и Святослав Рерихи, Александр Яковлев, Борис Григорьев, Давид Бурлюк присутствовали в каталогах обоих аукционных домов. Неожиданных лотов не было — Sotheby’s имел в активе полотно Ивана Айвазовского «Отплытие Колумба из Палоса», а вот Christie’s сделал своим топ-лотом «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии», написанный сыном художника Святославом. Оба лота оправдали надежды организаторов торгов.

«В последние годы сложилась такая ситуация: аукционные дома брали не качеством, а количеством, но иногда в этом количестве оказывались и настоящие шедевры. Сейчас пришло время более аккуратных торгов. Эти аукционы довольно ровные, стабильные, где нет безумно интересных работ», — прокомментировал аукционы арт-дилер Александр Герцман, планирующий открыть в Нью-Йорке собственную галерею русского искусства.

©  Christie’s

Святослав Рерих. Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии. 1933

Святослав Рерих. Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии. 1933

Результаты торгов можно считать успехом, причем оба аукционных дома наторговали примерно на равную сумму. Глава отдела русской живописи Sotheby’s Соня Беккерман в преддверии аукциона назвала ожидаемую сумму торгов — от $13 до $17 млн. В итоге они собрали $13,8 млн. Christie's оторвались совсем не намного — общая сумма составила $13,2 млн. В ходе торгов Sotheby’s было продано 74% лотов, Christie’s — 69% лотов.

Наталья Колодзей, коллекционер и сооснователь Kolodzei Art Foundation, сказала, что, «можно сделать вполне оптимистичные выводы. Коллекционеры, которые из года в год появляются на торгах в Нью-Йорке, приехали и в этот раз, несмотря на экономические реалии».

©  Christie’s

Павел Челищев. Портрет Эдалжи Диншо. 1940

Павел Челищев. Портрет Эдалжи Диншо. 1940

Действительно, в аукционных залах царила вполне дружеская атмосфера. Русскоговорящие коллекционеры, которые предпочитают занимать места в самом последнем ряду, у стеночки («чтобы видеть телодвижения всех остальных», как мне объяснил один из них), были прекрасно осведомлены о вкусах друг друга. «Можешь не сомневаться, что работы Рерихов, Челищева и Похитонова будут проданы, — сказал мне коллекционер, пожелавший остаться неизвестным, — при этом стоимость роли не играет. Есть вот такие истовые ценители». И в самом деле, довольно необычный «Портрет Эдалжи Диншо» Павла Челищева вошел в топ-10 Christie’s (продан за $230,5 тыс.), а картина Ивана Похитонова «Охотники на природе» обрела своего покупателя за $92,5 тыс., удвоив изначальный эстимейт.

Что касается Рерихов, то они стали главной сенсацией: «Портрет Николая Рериха в тибетском одеянии» Святослава Рериха ушел с молотка на Christie’s за $2,9 млн. Ранее на аукционе Sotheby’s уже был установлен рекорд на работу Святослава Рериха «Три Бодхисатвы» — ее стоимость составила куда более скромные $266,5 тыс. И вот через два дня цена на Святослава Рериха взмыла почти до трех миллионов! Когда была названа окончательная стоимость портрета, зал разразился аплодисментами. Триумфатора-коллекционера, разумеется, не было на аукционе — все главные сделки осуществлялись, как всегда, через агентов по телефону. Однако присутствующие в зале все же хлопали невидимому коллекционеру, который доказал, что русские баблонавты, будто герои пелевинских рассказов, живут в собственном космосе, где нет кризиса или ценовой политики арт-рынка. В их космосе — Рерихи и сплошная нирвана.

©  Sotheby’s

Святослав Рерих. Три Бодхисатвы. 1920-е

Святослав Рерих. Три Бодхисатвы. 1920-е

Надо сказать, что среди коллекционеров в зале все же возникло некоторое смятение. Слышались комментарии: «Чума! Покупать Святослава за три миллиона — это неслыханно!» Было высказано даже мнение, что так как покупатель следил за торгами по телефону, он мог просто-напросто не расслышать имени Рериха, и спутать Николая со Святославом. Между тем Алексей Тизенгаузен, отвечающий за отдел русского искусства Christie’s, заметно просиял при объявлении стоимости лота — эта сделка спасла весь аукцион Christie’s. Что касается Sotheby’s, то самым дорогим, как и ожидалось, стало полотно Ивана Айвазовского «Отплытие Колумба из Палоса», проданное за $1,6 млн.

©  Sotheby’s

Николай Рерих. Святой Меркурий Смоленский

Николай Рерих. Святой Меркурий Смоленский



Главным разочарованием оказалось то, что коллекционеры не стали тратиться на «Парикмахера без головы» Давида Бурлюка — работу, на которую делали ставку в Christie’s (эстимейт $300—500 тыс.). Sotheby’s не удалось найти покупателя на полотно Николая Рериха «Святой Меркурий Смоленский» (эстимейт $500—700 тыс.). «Возможно, кто-то проспал», — шутили коллекционеры в кулуарах. Не продалось и полотно «Портрет девочки с игрушками» еще одного фаворита торгов, Бориса Григорьева — скорее всего, из-за слишком завышенного эстимейта ($700—900 тыс.).

В секции декоративно-прикладного искусства наблюдались значительные победы: так, на Sotheby’s была продана ваза для пунша из позолоченного серебра, украшенная рельефной эмалью ($482,5 тыс.). На Christie’s сразу несколько лотов вошли в топ-пятерку: супница из позолоченного серебра с клеймом Семена Кузова ($338,5 тыс.), «Ландыш» работы Фаберже, выполненный из золота, нефрита и горного хрусталя с бутонами из жемчуга ($314,5 тыс.) и фигурка попугая из халцедона с вкраплениями золота, работы Фаберже ($290,5 тыс.).

©  Christie’s

«Ландыш». Фирма Карла  Фаберже. Золото, нефрит,  горный хрусталь с бутонами из жемчуга. Около 1900 года

«Ландыш». Фирма Карла Фаберже. Золото, нефрит, горный хрусталь с бутонами из жемчуга. Около 1900 года

Торги Sotheby’s и Christie’s позволяют набросать портрет русского коллекционера в это смутное для арт-рынка время. Он не чужд духовных метаний и плотских утех (полотна Григория Глюкмана с обнаженными женщинами нашли своих покупателей), он все еще предпочитает творения Фаберже авангардным картинам Бурлюка. А главное, у него все еще есть деньги на свои маленькие прихоти (портрет обнаженного Эдалжи Диншо за $230,5 тыс. — вы это серьезно?).


Другие материалы раздела:
Анна Савицкая. Русские на Art Cologne, 27.04.2009
Результаты аукциона русского искусства и ювелирных торгов в Нью-Йорке, 24.04.2009
Анна Савицкая. Как отличить Фаберже от Фальшберже, 22.04.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›