Оцените материал

Просмотров: 1866

Bonhams в резиденции посла и Sotheby’s в МУАРе

Анна Арутюнова · 23/05/2008
Один за другим Sotheby’s и Bonhams провели предаукционные выставки, на которых показали лоты июньских торгов в Лондоне

©  Евгений Гурко

Bonhams в резиденции посла и Sotheby’s в МУАРе
Один за другим Sotheby’s и Bonhams провели предаукционные выставки, на которых показали лоты июньских торгов в Лондоне
9 июня в Лондоне стартует русская неделя. Торги проводят все главные участники аукционного бизнеса, а коллекционерам придется всерьез задуматься над тем, какие аукционы посетить, — молотки будут стучать одновременно в торговых залах сразу нескольких аукционных домов.

В преддверии июньской гонки аукционные дома привозят в Москву самые выигрышные работы. В четверг 21 мая в резиденции посла ее величества королевы Великобритании топ-лоты продемонстрировал Bonhams, а на следующий день под сводами Аптекарского приказа МУАРа — Sotheby’s.

Размах этих двух выставок, конечно, несопоставим. Bonhams привез всего пять, но зато самых важных работ. Харламова («Девочка, надувающая мыльный пузырь», $790 тыс.—1,2 млн) и Маковского («Отдых на пути из Киева», 1888, $490—690 тыс.) организаторы прочат в фавориты первой части торгов, посвященной традиционному русскому искусству. Рабин («Королевство английское, Лондон», 1962, $160—200 тыс.) и Немухин («Карточный стол #2», 1967, $120—160 тыс.) представили нонконформистов. Обе работы имеют любопытное происхождение. Так, нынешние владельцы «Карточного стола #2», западные коллекционеры, купили работу у художника в 1967 году при посредничестве известного публициста и диссидента, осужденного советской властью за тунеядство, Андрея Амальрика. А «Лондон» Рабина долгое время находился в собрании Эрика Эсторика, который был не только обладателем коллекции итальянского футуризма, но и одним из первых коллекционеров, начавших собирать и выставлять на Западе русских художников.

Топ-лот Bonhams — Гончарова, «наше все» русского арт-рынка. Ее «Парусник» — безусловный лидер будущих торгов. Работа, предположительно 1921—1922 года, оценена в $3—4 млн. Несмотря на то что рекорд на живопись художницы уже перевалил за восемь миллионов долларов, эстимейт, предложенный Bonhams, впечатляет. По словам специалиста русского отдела Евгении Теслюк, происхождение работы оправдывает ее цену. Действительно, когда-то «Парусник» принадлежал Сэру Джону Ротенштейну, который с 1938 по 1964 год возглавлял Галерею Тейт.

Не менее знаменит первый обладатель одной из работ Гончаровой, представленной на Sotheby’s. В 1914 году художница подарила «Натюрморт с фруктами» Гийому Аполлинеру. Первый раз натюрморт появился на рынке в 1998 году, когда в Париже состоялись торги Couturier and de Nicolay, на которых продавали коллекцию поэта, до тех пор находившуюся в его семье. Как известно, парижские аукционные дома славятся именно такими торгами одной коллекции, и в этом случае сомневаться в подлинности работы не приходится. Отсюда и цена — $4—6 млн. Еще один натюрморт Гончаровой, на этот раз с красными цветами и персиками, из частной французской коллекции оценен в $2—3 млн.
Прекрасным примером того, насколько активно циркулируют сейчас на рынке некоторые работы русских художников, может служить появление на торгах Sotheby’s «Роз» Леонида Пастернака, ученика Шишкина. У этого натюрморта богатая аукционная история. В 1982 году он уже побывал на торгах шведского Stockholms Auktionsverk, а в ноябре 2007-го — на Bruun Rasmussen. Известно, что эстимейт работы во многом зависит и от того, в каком аукционном доме она продается, — фактически покупатель платит еще и за бренд. Так, специалисты Sotheby’s оценили «Розы» в $600—995 тыс., в то время как на датском аукционе они стоили $100—135 тыс.

Как обычно, Sotheby’s ждет от предстоящих торгов очередных рекордов, и в качестве ожидаемой итоговой суммы называет $60 млн. Подготовился аукционный дом основательно — издано четыре каталога, а торги будут идти три дня подряд. В отличие от первых вечерних торгов русского искусства, состоявшихся во время осенней русской недели в Лондоне в 2007 году, торги Sotheby’s, которые пройдут 9 июня на Бонд-стрит, будут посвящены исключительно живописи.

Конкуренция между аукционными домами не ослабевает — совсем недавно Christie’s показал в Третьяковке работы прерафаэлитов, и Sotheby’s не может упускать инициативу в борьбе за русских покупателей. Приятным дополнением или, по словам директора отдела импрессионизма и модернизма Филиппа Хука, «закуской» на московской выставке Sotheby’s стали работы Дега («Женщина за туалетом», 1897, $1—1,6 млн), Боннара («Зеленые горшки на террасе», 1912, $1—1,6 млн) и Гогена («Вазы и веер», 1885, $3—4 млн). Они будут выставлены на торги импрессионизма и модернизма, которые состоятся всего через две недели после русских — 23 июня. Джо Викери, глава русского отдела в Лондоне, считает, что на сегодняшний день можно говорить как минимум о 10—20 русских коллекционерах, приобретающих работы импрессионистов. «Не стоит забывать, — продолжает Джо, — что это только самые богатые коллекционеры высшего уровня. Количество заинтересованных покупателей, приобретающих работы импрессионистов и модернистов время от времени, гораздо больше».

С каждым годом западные аукционы все более серьезно относятся к проведению мероприятий в Москве. И их можно понять — только на одном Sotheby’s русские клиенты потратили в 2007 году $180 млн.

 

 

 

 

 

Все новости ›