Оцените материал

Просмотров: 6583

Рынок кадров

Анна Савицкая · 07/04/2009
В марте в Нью-Йорке прошли серия аукционов и ярмарка, посвященные фотографии. На этот раз обошлось без рекордов и громких продаж, но спрос пока сохраняется

©  Sotheby’s

Роберт Франк. Новый Орлеан. 1955. Отпечатано в 1970-е

Роберт Франк. Новый Орлеан. 1955. Отпечатано в 1970-е

Пока в Москве одна за другой открывались выставки фестиваля «Мода и стиль в фотографии», в Нью-Йорке продавали работы самых дорогих и известных фотографов мира. Одновременно с весенними аукционами Sotheby’s, Christie’s и Phillips de Pury прошла ежегодная ярмарка AIPAD Photography Show (26—29 марта), организованная Международной ассоциацией дилеров фотографии (Association of International Photography Art Dealers). Результаты торгов и крупные продажи галеристов свидетельствуют: эта область по-прежнему остается привлекательной для коллекционеров. Перед началом ярмарки интернет-ресурс Photo District News спрашивал участников, как они оценивают ситуацию на рынке фотографии. Владелец нью-йоркской галереи Говард Гринберг рассказал, что отпечатки, цена которых не превышает $10 тыс., продаются достаточно успешно и снижения покупательской активности он здесь не почувствовал. Между тем работы дороже $20 тыс. продать куда сложнее: рынок дорогих и эксклюзивных фотографий терпит убытки. Из-за этого многие галеристы отказались от участия в AIPAD Photography Show. Все заинтересованные лица с замиранием сердца ожидали результатов аукционов.

Ничего радикально нового аукционные дома этой весной не предлагали: в каталогах конкурентов были одни и те же имена — Роберт Мэпплторп, Хельмут Ньютон, Роберт Франк, Ричард Аведон и Ирвин Пенн. Организаторы торгов рассчитывали, что работы мэтров в любом случае будут востребованы, тем более что эстимейты подверглись значительной «кризисной» корректировке. Расчет оказался верным, и прошедшие торги фотографии провальными назвать никак нельзя. Самым дорогим лотом Sotheby’s стал «Портрет жены» венгерского модерниста, одного из преподавателей легендарного Баухауза Ласло Мохой-Надя. Работа даже несколько превысила эстимейт ($200—300 тыс.) и ушла за $242 500. Следующим в списке лидеров продаж Sotheby’s числится Роберт Франк, чей «Новый Орлеан» приобретен европейским частным собирателем (его имя, как обычно, не разглашается) за $122 500. Больше ни одна работа не превысила отметки в $100 тыс. Даже появление на торгах первой известной фотографии Нью-Йорка не вызвала особого ажиотажа — дагерротип неизвестного автора 1849 года был продан в пределах эстимейта ($50—70 тыс.) за $62 500. Покупателями стали коллекционеры Билли и Дженнифер Фрист. Разумеется, от рекордов прошлого года не осталось и следа (тогда сумма продаж Sotheby’s составила $6,9 млн), но тем не менее аукционный дом по-прежнему лидирует по сравнению с Christie’s и Phillips de Pury.

©  Sotheby’s

Ласло Мохой-Надь. Портрет Люсии Мохой. 1920-е

Ласло Мохой-Надь. Портрет Люсии Мохой. 1920-е



На Сhristie’s распродавали фотографии из различных частных собраний, в том числе была выставлена серия работ Хельмута Ньютона из коллекции Леона Константинера (ранее было проведено два отдельных аукциона, где продавались принадлежавшие ему вещи). Во время аналогичного аукциона в апреле 2008-го стоимость некоторых фотографий превышала полмиллиона долларов (так, изображение детей Ирвина Пенна ушло за $529 тыс.), но на этот раз удачей считалась продажа лота дороже $100 тыс. За $122 500 был продан один из этюдов Роберта Мэпплторпа — «Калла» 1988 года (эстимейт $100—150 тыс.). Для сравнения: год назад работа из этой серии ушла на Сhristie’s за $265 тыс. С превышением эстимейта ($70—100 тыс.) был продан покупателю из США и отпечаток «Довима со слонами» Ричарда Аведона, его стоимость достигла $116 500. Все остальные лоты ушли значительно дешевле.

Общая сумма продаж Phillips de Pury, обычно значительно уступавшего двум главным титанам аукционного бизнеса, на этот раз больше, чему у Christie’s ($1,9 млн против $1,6 млн). Впрочем, дело здесь не в крупных продажах, а в самом большом количестве выставленных лотов. Успехом торгов Phillips de Pury обязан прежде всего Синди Шерман, чья безымянная композиция 1983 года была продана за $116 500.

©  Phillips de Pury

Синди Шерман. Без названия № 122. 1983

Синди Шерман. Без названия № 122. 1983



В отличие от аукционов нью-йоркская ярмарка фотографии и не рассчитывала на продажи свыше $100 тыс. По словам нью-йоркского дилера Роберта Бёрджа, которого цитирует Artinfo.com, фотография остается привлекательной областью коллекционирования благодаря относительно низким ценам. В зависимости от качества отпечатка и известности фотографа здесь можно было приобрести работы и за $100, и за $10—20 тыс. Так, фотографии молодого уроженца Канзас-Сити Джейми Уоррена, запечатлевшие обычных прохожих, хорошо продавались по $150 на стенде галереи Higher Pictures. За $8500 у дилера Андреа Мейслина был приобретен портрет, сделанный израильтянкой Михаль Челбин. Одной из самых успешных была парижская Serge Plantureux Galerie, которой уже к концу первого дня ярмарки удалось продать свыше 50 работ. По мнению большинства дилеров и галеристов, на ярмарке не было недостатка в покупателях, но почти все они предпочитали приобретать недорогие современные работы.

©  AIPAD

Ярмарка AIPAD Photography Show 2009

Ярмарка AIPAD Photography Show 2009




Другие материалы раздела:
Анастасия Палёнова. Ярмарки апреля, 03.04.2009
Анна Савицкая. Айвазовский и Баскиа встретились на фабрике, 02.04.2009 Беттина Крогеманн. Русский балет в европейском фарфоре, 01.04.2009

 

 

 

 

 

Все новости ›