Оцените материал

Просмотров: 9356

Тяжелая артиллерия

Анна Савицкая · 02/02/2009
На февральских торгах импрессионистов и модернистов в Лондоне будут все самые дорогие и знаменитые

©  Christie’s

 Клод Моне. На лугу. 1876. Холст, масло. 60,3x82 см

Клод Моне. На лугу. 1876. Холст, масло. 60,3x82 см

3—4 февраля в Лондоне пройдут первые в этом году вечерние торги импрессионистов и модернистов. Их результаты станут важным показателем состояния арт-рынка, ведь на этих аукционах ставки традиционно высоки, и в то же время этот сегмент менее подвержен спекуляциям и резким скачкам цен. Экономический кризис заставил многих крупных коллекционеров или их наследников расстаться с отдельными вещами или целыми собраниями — именно поэтому в последнее время часто проходят аукционы, где продаются целые коллекции. Достаточно вспомнить прошедшие 20—21 января на Christie’s торги работ из собрания Роджера Уорнера и распродажу коллекции Луиджи Кёлликера на Sotheby’s в декабре. Успех этих аукционов подтвердил, что у многих ценителей сохраняются возможности и желание приобретать произведения искусства. Да и момент сейчас подходящий: на рынок вновь вышли шедевры, много лет хранившиеся в частных собраниях.

©  Christie’s

 Клод Моне. Аллея в Аржантейе. 1872. Холст, масло. 55x73,5 см

Клод Моне. Аллея в Аржантейе. 1872. Холст, масло. 55x73,5 см

На торгах импрессионистов и модернистов будет, как никогда, много «первых имен», и представлены они на этот раз первоклассными работами. Christie’s, например, предлагает шесть картин из крупного европейского частного собрания — какого именно, впрочем, не уточняется. Главные надежды аукционный дом возлагает на Клода Моне. В июне прошлого года масштабная поздняя работа «Пруд с кувшинками» установила очередной ценовой рекорд (£41 млн) именно на торгах Christie’s. Теперь все внимание обращено к менее грандиозному по размерам (60,3 х 80 см), но не менее значимому холсту «На лугу». У него богатая аукционная история. В последний раз он был замечен на торгах Sotheby’s в 1990 году, где был продан за рекордную по тем временам сумму в $15 млн. Нынешний эстимейт работы долгое время не разглашался. Уже за три месяца до аукциона организаторы занялись поиском потенциальных покупателей и в очередной раз обратили взоры в сторону России. В октябре в еще не дореставрированном особняке Черткова на Мясницкой показали топ-лоты. Тогда в Москве специалисты Christie’s называли сумму в £25—30 млн. Но лоту, видимо, не суждено уйти за эти деньги — экономическая нестабильность вынуждает аукционные дома идти на уступки, и теперь работу оценивают примерно в £15 млн, не так много для вещи, которую относят к лучшему периоду творчества художника — 1870-м годам. Глава лондонского отдела импрессионистов и модернистов Мэтью Стивенсон не сомневается в том, что лот будет иметь успех, ведь «На лугу» — это одна из тех работ, которая может служить «визитной карточкой» художника. Также на Christie’s появится пейзаж Клода Моне «Аллея в Аржантее» (55 х 73,5 см) 1872 года. Он выглядит неожиданно традиционно и четко для художника-импрессиониста, а потому оценен в весьма скромные £3,5—5 млн. По словам Стивенсона, такая вещь рассчитана на знатока и искушенного коллекционера, интересующегося нетипичными работами известных мастеров.

©  Christie’s

 Анри Тулуз-Лотрек. Отверженные (Две подруги). 1895.  Холст, масло. 45,7x67,7 см

Анри Тулуз-Лотрек. Отверженные (Две подруги). 1895. Холст, масло. 45,7x67,7 см

©  Christie’s

 Амедео Модильяни. Две девочки. 1918. Холст, масло. 100,2х65,1 см

Амедео Модильяни. Две девочки. 1918. Холст, масло. 100,2х65,1 см

Другой фаворит предстоящих торгов Christie’s — Анри Тулуз-Лотрек. «Отверженные» (эстимейт £5—7 млн) 1895 года продолжают излюбленную тему художника — жизнь полусвета и женщин легкого поведения в Париже. Вещь может похвастаться отличным провенансом: когда-то она была в собрании известного коллекционера Поля Галлимара (отца — основателя французского издательства Gallimard), затем перешла в собственность немецкого художника Макса Либермана.

Безупречный провенанс и у портрета двух девочек кисти Амедео Модильяни. Он был приобретен у самого художника его другом и знаменитым арт-дилером начала ХХ века Леопольдом Зборовски, а тот, в свою очередь, продал работу известному коллекционеру Модильяни Йонасу Неттеру.

©  Sotheby’s

 Амедео Модильяни. Кариатида. 1913. Холст, масло. 80х45,5 см

Амедео Модильяни. Кариатида. 1913. Холст, масло. 80х45,5 см

С тех пор работа оставалась в семье наследников Неттера и лишь теперь впервые появится на аукционе. Кроме того, «Две девочки» (эстимейт £3,5—5,5 млн) один из редких двойных портретов художника. Известно всего пять таких изображений, но все остальные хранятся в крупнейших музеях мира.

Необычного Модильяни можно будет приобрести и на аукционе Sotheby’s. Работа 1913 года «Кариатида» оценивается несколько дороже, в £6—8 млн; она написана в период увлечения художника греческой архаикой и восточным искусством. Стиль Модильяни остается узнаваемым, при том что «Кариатида» мало похожа на его знаменитые портреты.

Одной из главных сенсаций торгов Sotheby’s обещает стать топ-лот «Маленькая танцовщица» (эстимейт £9—12 млн) — редкий для рынка пример скульптуры Эдгара Дега. В последние годы жизни художник,

©  Sotheby’s

 Эдгар Дега. Маленькая танцовщица. Около 1922. Высота 105 см

Эдгар Дега. Маленькая танцовщица. Около 1922. Высота 105 см

стремительно терявший зрение, начал заниматься лепкой, оставаясь верным своему излюбленному мотиву — образам балерин и танцовщиц. Оригинал работы впервые появился на выставке в 1881 году, и реалистичное изображение фигуры девочки-подростка, непривычное по тем временам, шокировало зрителей. Однако с этим лотом не все так просто: внимательный коллекционер заметил указанный в каталоге год отливки бронзовой скульптуры — 1922-й. Дега скончался в 1917 году, значит, скульптура была отлита уже после его смерти.

©  Sotheby’s

 Эдгар Дега. Танцовщицы в фойе.  Около 1901. Бумага на картоне, пастель. 74х59 см

Эдгар Дега. Танцовщицы в фойе. Около 1901. Бумага на картоне, пастель. 74х59 см

По решению наследников художника, с каждой оригинальной восковой модели было выполнено от 20 до 30 отливок. Дата изготовления, конечно, никак не отменяет уникальность лота, но не может не отражаться и на цене, которая кажется несколько завышенной. Значительно дешевле, в £3,5—4,5 млн, оценена поздняя пастель Дега с классическим сюжетом — «Танцовщицы в фойе».


Другие материалы рубрики:
Christie’s, Open House, 12 января. Результаты торгов, 14.01.2009
Анна Савицкая. Аукционы января, 4.01.2009
Ольга Абрамова. Все хорошо, прекрасная маркиза, 23.12.2008

 

 

 

 

 

Все новости ›